Власть – это возможность влиять на поведение других, распоряжаться ресурсами, принимать решения и т.д. Власть может относиться к отдельному лицу, группе, организации в целом.
Власть – это социальный феномен, отражающий взаимодействие индивидов и групп, их влияние друг на друга. Власть может использоваться как менеджерами, так и подчиненными. Без власти нет организации.
Увеличение власти руководителя возможно только при повышении зависимости сотрудников от менеджера. И наоборот, повышение власти подчиненных над руководителем возможно только при повышении зависимости менеджера от работников. Если власть руководителя над подчиненными больше, чем власть подчиненных над руководителем, баланс власти нарушается, возникают связанные с ее применением проблемы, зреют конфликты.
Об успехах менеджеров судят не по тому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе других. Побуждать или мотивировать людей можно только воздействуя на них определенным образом - влияя на них.
Власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей.
Абсолютной власти не существует, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. В организации, например, власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации, определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.
В любой организации подчиненные обладают властью над своими начальниками. Руководитель должен сознавать, что, поскольку подчиненные часто тоже обладают властью, использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных адекватное противодействие
Типы власти:
1) власть, основанная на принуждении;
2) власть, основанная на вознаграждении;
3) законная власть;
4) экспертная власть;
5) эталонная власть;
Власть, основанная на принуждении – когда подчиненный убежден, что руководитель может помешать удовлетворению какой-либо потребности. При этой форме власти необходим строгий контроль за подчиненным, т.к. подчиненный будет стремиться не качественно выполнять свою работу.
Власть, основанная на вознаграждении – руководитель имеет возможность удовлетворять потребности подчиненного в случае его качественной работы.
Законная власть – необходимо подчиняться из-за того, что он начальник по должностной вертикали.
Экспертная власть – руководитель является экспертом в данной области, имеет больший опыт, знания, поэтому ему и необходимо подчиняться.
Эталонная власть – власть основанная на харизме (личные качества руководителя, делающие его привлекательным в качестве лидера).
Руководитель часто пользуется одновременно несколькими типами власти.
Американская модель менеджмента рассматривает .8 типов власти в бизнес-структурах:
1. власть-принуждение
2. власть-наказание
3. власть-вознаграждение
4. власть закона
5. власть примера
6. власть знания
7. власть авторитета
8. власть личного обаяния
1-4 типы характерны для руководителей - формальных лидеров, а типы с 5-8 – для неформальных лидеров.
Каждый эффективный руководитель должен поддерживать разумный баланс власти, достаточной для достижения целей организации, но не вызывающей у подчиненных чувства протеста и непокорности. Воздействуя на подчиненных, руководитель должен стараться перевести
взаимоотношения с ними из области противодействия (изначально имеющей место в большинстве случаев) в область взаимодействия –партнерства. Такое взаимодействие достигается в том числе и прежде всего делегированием.
Делегирование – передача другим (обычно подчиненным) ответственности и авторства операций и/или согласования определенных действий. Имеются различные уровни делегирования (делегирование деятельности, но не оценок, ответственности, авторства действий).
Достоинства делегирования:
– освобождение времени менеджера;
– возможность менеджеру заняться более важной работой (например, стратегическими решениями);
– возможность более глубокой оценки потенциала подчиненных;
– мотивация тех, кому осуществляется делегирование;
– средство развития навыков сотрудников;
– работа с кадровым резервом.
Недостатки делегирования:
– организация делегирования требует определенной затраты времени и усилий менеджера;
– имеется определенный риск.
Властные отношения иерархичны. М. Вебер считал, что каждая социальная группа может управляться только иерархически, многоступенчато, т.е. для каждой ступени характерны свои права и обязанности.
Для эффективного управления в условиях иерархической структуры должна быть неотвратимость наказания за нарушение орг. форм. Для японской модели возможно партнерство, когда персонал находится на определенном уровне социального развития.