Список учебно-методической и дополнительной литературы
1. Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации. – М., 2008.
2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник – М., ЮНИТИ, 2008
3. Основы менеджмента Уч. для вузов. /Под ред. Королева В.И. –М., 2008.
4. Набоков В.И., Семенов А.К. Основы менеджмента. Учебник, - 7 изд. перераб. и доп. - М., Дашков и Ко, 2009.
5. Полукаров В.Л. Основы менеджмента Уч. пособие, - М., КноРус, 2009.
Лекция № 8
Тема: «Функции менеджмента, их состав, содержание и значение»
Дидактические единицы
Понятие о функциях менеджмента
Регулирование и контроль в системе менеджмента
Мотивация как функция менеджмента
Анализ как функция менеджмента
Координация как функция менеджмента
6. Организация и планирование как функции менеджмента.
Содержание
Понятие о функциях менеджмента
В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:
– общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
– управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
– конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).
Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления: прогнозирование и планирование; организация работы; мотивация; координация и регулирование; контроль, учет, анализ.
Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. Рекомендуется их типовой состав:
– перспективное и текущее экономическое и социальное планирование;
– организация работ по стандартизации;
– учет и отчетность;
– экономический анализ;
– техническая подготовка производства;
– организация производства;
– управление технологическими процессами;
– оперативное управление производством;
– метрологическое обеспечение;
– технологический контроль и испытания;
– сбыт продукции;
– организация работы с кадрами;
– организация труда и заработной платы;
– материально-техническое снабжение;
– капитальное строительство;
– финансовая деятельность.
Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг).
Общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы поля и объема управления.