Уровни управления в менеджменте

Понятия "менеджер" и "менеджмент" употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь во второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.

Менеджер не автоматически является руководителем или входит в состав высшего руководства предприятия. Менеджеры работают на всех "эшелонах" управления и, по американским понятиям, таковым является человек, в задачу которого входит организация конкретной работы в рамках определенного числа сотрудников, которые подчиняются ему.

Итак, на западных предприятиях различают:

  Тор management, то есть высшее звено управления (генеральный директор и другие члены правления); Его компоненты: выработка общих целей и задач компании, разработка стратегии, выстраивание взаимоотношений с внешней средой, формирование и поддержание имиджа компании и т.д.
  Middle management - среднее звено управления (руководители управлений и самостоятельных отделов); Его составляющие: постановка задач и целей на уровне отдела в соответствии с общими задачами и целями корпорации; организация работы отдела (создание структуры, распределение обязанностей, урегулирование конфликтов); управление производственной деятельностью по выполнению плана, стимулированию качественной работы сотрудников отдела, координация производственного процесса в рамках отдела, обеспечение надлежащей связи с другими подразделениями и т.п.  
  Lover (Sole) management - низшие звенья управления (руководители подотделов и других аналогичных им подразделений.

4. Принципы построения организационных структур систем управления с учетом факторов и норм управляемости

При проектировании оргструктур весьма важным является соблюдение правил (принципов) их построения. К числу основных принципов создания эффективных оргструктур относятся:

- Структурные блоки должны быть ориентированы на товары, рынок или покупателя, а не на выполнение функций.

- Базовыми блоками любой структуры должны быть целевые группы специалистов и команды, а не функции и отделы.

- Необходимо ориентироваться на минимальное число уровней управления и широкую зону контроля.

- Обеспечение сопряженности подразделений структуры по целям, решаемым проблемам и задачам.

- Каждый работник должен нести ответственность и иметь возможность для проявления инициативы.

Важнейшим фактором, влияющим на выбор типа организационной структуры управления и её формирования, является норма управляемости (диапазона контроля, сферы управления).

Нормой управляемости называется допустимое число исполнителей, подчиненных одному руководителю.

Излишнее увеличение количества подчиненных ведет к росту управленческих обязанностей руководителя, что ослабляет контроль за работой подчиненных, затрудняет обнаружение просчетов в работе и т. д. С другой стороны, чрезмерное сужение нормы управления является причиной увеличения количества управленческих уровней, сверхцентрализации власти, повышения административных расходов и роста проблем в результате ослабления взаимосвязей между верхним и нижним уровнем пирамиды организационной структуры управления.

Для определения нормы управляемости используют в основном два подхода:

  1. Опытно-статистический, основанный на методе аналогий. Осуществляется путем сравнения штатной численности персонала анализируемой структуры со штатной численностью аналогичной структуры, осуществляющей соизмеримый объем работ, но имеющей меньший штат. Этот метод достаточно прост, не требует особых затрат труда и получил наибольшее распространение. По нему определяются типовые штаты по аналогии с передовыми структурами. В то же время подобный метод нельзя, строго говоря, отнести к научно обоснованным методам. Поэтому для разработки научно обоснованных, передовых структур применяют расчетно-аналитические методы.
  2. Расчетно-аналитические методы базируются на основе прежде всего таких факторов, как характер работ, затрат рабочего времени, объема информации, количества взаимосвязей.

Выделяют три вида работ в зависимости от её характера:

· творческий (эвристический), заключающийся в выработке и принятии решений;

· административно-организационный, состоящий из распорядительных, координационных и контрольно-оценочных операций;

· исполнительский (операторный), заключающийся в выполнении работ, предусматриваемых служебными инструкциями.

В практической деятельности предприятий количество подчиненных не является фиксированным. Оно различается в пределах самого предприятия в зависимости от управленческих уровней и количества руководителей. Число подчиненных зависит от многих факторов, воздействующих на определение оптимальной нормы управляемости связанных со специфическими условиями предприятия.

Американский Совет Национальной промышленной конференции предлагает, например, следующий перечень факторов, которые должны быть приняты к сведению при определении оптимального числа подчиненных:

- Уровень компетентности руководителя и подчиненного.

- Интенсивность взаимодействия между группами или отдельными подчиненными.

- Пределы, в которых руководитель выполняет работы неуправленческого характера, и потребность во времени на контакты с другими людьми и организационными единицами.

- Сходство или различия в деятельности подчиненных.

- Широта новой проблематики в возглавляемом подразделении.

- Распространенность стандартизованных процедур в рамках организации.

- Степень физических различий в деятельности.

Определение числа подчиненных, т. е. нормы управляемости, имеет большое значение для формирования организационной структуры управления, так как, исходя из этого определяется количество управленческих уровней, число административных работников, менеджеров.

В современном менеджменте рекомендуются следующие значения норм управляемости:

· для руководителей организаций и их первых заместителей - не более 10-12 человек (подразделений);

· для функциональных отделов - не менее 7-10 человек;

· для функциональных бюро - не менее 4-6 человек;

· для конструкторских и технологических отделов - 15-20 человек;

· для конструкторских и технологических бюро - 7-10 человек.

Заместители руководителей структурных подразделений вводятся, как правило, при превышении нормы управляемости в 1,5 раза.

Определение количественных значений нормы управляемости в каждой конкретной организации должно осуществляться на основе анализа всех влияющих на нее факторов с учетом отраслевой специфики и особенностей данного производства.

Введение норм управляемости для линейных руководителей:

· создает научно обоснованную базу для правильного планирования их численности;

· создает равные по напряженности условия их труда;

· позволяет выявить резервы их численности;

· обеспечивает рациональную управляемость персоналом.

 

 

Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)

1.Рассмотреть основные элементы системы менеджмента.

2. Инфраструктура менеджмента, состав, функции, значение.

3. Метолы менеджмента, их классификация и условия эффективного использования.

4. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.

Контрольные вопросы

1.Что понимается под организацией системы менеджмента?

2.Какие элементы могут быть выделены в составе методологии менеджмента и в сем их значение?

3.В чем отличие функций менеджеров разных уровней управления?

4. Что понимается под нормой управляемости?

5. Какие факторы должны быть приняты во внимание при определении оптимального числа подчиненных?

6. На примерах покажите, как реализуется на практике применение норм управляемости.