Дезинфекционные мероприятия

– мероприятия по снижению или уничтожению возбудителей инфекционных заболеваний на абиотических объектах внешней среды;

135. Дезинфекционно-стерилизационные мероприятия в организациях здравоохранения должны проводиться медицинскими работниками в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Беларусь и настоящими Санитарными нормами и правилами.

136. В организациях здравоохранения при выборе режимов дезинфекции с использованием химических средств дезинфекции необходимо соблюдать следующие требования:

при оказании медицинской помощи пациентам с неинфекционными заболеваниями должны применяться химические средства дезинфекции по режимам, эффективным в отношении вегетативных форм бактерий, вирусов;

при оказании медицинской помощи пациентам с инфекционными заболеваниями должны применяться химические средства дезинфекции по режимам, эффективным в отношении возбудителя инфекции;

при оказании медицинской помощи пациентам с туберкулезом должны применяться химические средства дезинфекции по режимам, эффективным в отношении микобактерий туберкулеза;

при оказании медицинской помощи пациентам с микозами должны применяться химические средства дезинфекции по режимам, эффективным в отношении грибов;

при оказании медицинской помощи пациентам ожоговых и асептических палатных отделений должны применяться химические средства дезинфекции, обладающие спороцидным действием, по режимам, эффективным в отношении вегетативных форм бактерий, вирусов.

137. Дезинфекции подлежат все изделия медицинского назначения после их применения.

1. Дезинфекционные мероприятия включают дезинфекцию, предстерилизационную очистку и стерилизацию.

2. Дезинфекционные мероприятия могут проводиться следующими способами:

орошением раствором средств дезинфекции поверхностей помещений, объектов окружающей среды, территорий, других объектов;

направленным нанесением на поверхности аэрозолей растворов средств дезинфекции с помощью распылителей, обеспечивающих мелкокапельное распыление;

обработкой аэрозолями средств дезинфекции герметичных помещений объемным методом;

протиранием ветошью, смоченной раствором средств дезинфекции;

погружением в раствор средств дезинфекции;

обработкой средствами дезинфекции в форме порошков, гранул;

обработкой с использованием горячего воздуха, пара, паровоздушной, пароформалиновой смесей;

воздействием дезинфицирующих газов;

воздействием бактерицидного излучения.

3. Средства дезинфекции должны обладать бактерицидным и (или) вирулицидным, фунгицидным, спороцидным действием. Не допускается применение средств дезинфекции, обладающих останавливающим размножение (статическим) действием.

4. Выбор способа и средств дезинфекции должен проводиться с учетом:

особенностей объектов, подлежащих дезинфекции (материал, форма, размер, наличие загрязнений органической и неорганической природы и другие);

биологических свойств микроорганизмов (устойчивость к физическим и химическим дезинфицирующим агентам и длительность выживания на объектах внешней среды, вид и форма существования);

особенностей отдельных наименований средств дезинфекции (спектр антимикробного действия, действующее вещество и его концентрация, растворимость в воде, способы применения, токсичность, влияние на обрабатываемые объекты и окружающую среду и другие).

23.

129. Работники организаций здравоохранения должны соблюдать следующие требования по гигиене рук:

должны коротко подстригать ногти на руках;

не должны в рабочее время носить на руках искусственные ногти, ювелирные украшения;

должны мыть руки;

должны проводить гигиеническую антисептику кожи рук (далее – гигиеническая антисептика рук);

должны проводить хирургическую антисептику рук;

должны проводить уход за кожей рук с использованием кремов, лосьонов, бальзамов (далее – средства для ухода за кожей рук) для снижения риска возникновения контактных дерматитов.

130. Работники организаций здравоохранения должны обеспечиваться жидким pH-нейтральным мылом, антисептиками и средствами для ухода за кожей рук. Жидкое мыло и антисептики должны быть легкодоступны медицинским работникам на всех этапах лечебно-диагностического процесса.

131. При мытье рук работники организаций здравоохранения должны соблюдать следующие требования:

должны использовать для мытья рук жидкое мыло;

должны мыть руки в следующих случаях:

в начале рабочей смены;

на протяжении рабочей смены в следующих случаях:

перед гигиенической антисептикой кистей рук, если руки загрязнены, в том числе биоматериалом;

перед выполнением хирургической антисептики рук;

после снятия защитных перчаток;

перед приготовлением, раздачей и приемом пищи;

перед кормлением пациента;

после посещения туалета;

должны вытирать вымытые руки одноразовым полотенцем или многоразовым полотенцем при условии его индивидуального использования с кратностью замены не реже одного раза в рабочую смену.

132. Работники организаций здравоохранения должны выполнять гигиеническую антисептику рук в следующих случаях:

перед контактом и после контакта с неповрежденной кожей и слизистыми оболочками пациента, с объектами внешней среды в окружении пациента;

перед надеванием перчаток и после снятия перчаток при проведении нехирургических медицинских вмешательств;

после контакта неповрежденной кожи рук работников организаций здравоохранения с биоматериалом.

133. При проведении хирургической антисептики рук работники организаций здравоохранения должны соблюдать следующие требования:

должны проводить хирургическую антисептику рук медицинские работники, являющиеся членами хирургической бригады, перед проведением операции;

при проведении хирургической антисептики рук должна соблюдаться следующая последовательность действий:

мытье кожи кистей рук, запястий и предплечий жидким мылом и водой путем двукратного намыливания с последующим высушиванием одноразовым полотенцем или салфеткой;

обработка антисептиком кожи кистей рук, ногтевых лож, запястий и предплечий. Стерильные перчатки должны быть надеты на руки сразу после полного высыхания антисептика.

134. При применении антисептиков в организациях здравоохранения для проведения гигиенической и хирургической антисептики рук должны соблюдаться следующие требования:

использоваться антисептики, разрешенные к применению в организациях здравоохранения в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

смена применяемых антисептиков должна осуществляться с учетом результатов мониторинга устойчивости к антисептикам микроорганизмов, циркулирующих в больничной организации здравоохранения, и по эпидемическим показаниям.

19.

138. Изделия медицинского назначения многократного применения перед стерилизацией должны подвергаться предстерилизационной очистке (далее – ПСО).

139. Стерилизации должны подвергаться следующие изделия медицинского назначения:

изделия медицинского назначения, соприкасающиеся с раневой поверхностью, кровью, внутренними стерильными полостями в организме, растворами для инъекций;

изделия медицинского назначения, которые в процессе эксплуатации контактируют со слизистой оболочкой и могут вызвать ее повреждение.

140. Для дезинфекции, ПСО и стерилизации изделий медицинского назначения в организациях здравоохранения должны использоваться:

медицинская техника (установки, моечные машины, стерилизаторы), емкости, отвечающие требованиям законодательства Республики Беларусь;

отдельные раковины с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями для промывания изделий после проведения дезинфекции и ПСО;

физические и химические методы и средства, разрешенные к применению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

упаковочные материалы для стерилизации, соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь.

142. Многокомпонентная медицинская техника, контактировавшая с кровью, лимфой, стерильными полостями организма (аппараты искусственного кровообращения, аппараты гемодиализа), дыхательные контуры аппаратов искусственной вентиляции легких (далее – многокомпонентное оборудование) должна стерилизоваться в разобранном состоянии, в виде отдельных блоков с учетом рекомендаций производителя.

10.

Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий (далее – производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

7. Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для здоровья и жизни человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем соблюдения требований санитарных правил, выполнения санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий, организации и осуществления контроля за их исполнением.

8. Производственный контроль включает:

наличие официально изданных санитарных правил и норм, аттестованных методов и методик контроля сырья, продукции, производства, факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью и другой нормативной документации;

осуществление (организацию) лабораторных (технологических) исследований и испытаний:

на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье;

сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации;

технологического оборудования, производственного инвентаря, тары;

процесса санитарной обработки на этапах производства.

организацию медицинских осмотров, профилактических прививок, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным, медицинским и бытовым обслуживанием населения.

контроль за наличием документов, подтверждающих качество и безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

обоснование безопасности для здоровья и жизни человека, среды обитания новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды, разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, отходов и выбросов производства, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;

ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством, по вопросам осуществления производственного контроля;

своевременное информирование местных исполнительных и распорядительных органов, органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, населения, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, результатах лабораторного исследования продукции (товара) не соответствующих гигиеническим требованиям и иных обстоятельствах, создающих угрозу санитарно-эпидемическому благополучию населения;

контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) предприятия (организации), осуществляющего производственный контроль, выполнения санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий, соблюдения санитарных правил, разработки и реализации мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

9. Объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемической характеристики производства, поступающего сырья и выпускаемой продукции (товаров), требований нормативной документации, характера оказываемых услуг населению, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду обитания, результатов лабораторных исследований и испытаний проведенных учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор.

10. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно при наличии собственной лаборатории, либо на договорной основе в лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.

11. Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей – не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, нормативной базы и любых других случаях, оказывающих влияние на процесс выпуска продукции.

12. Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации.

13. Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность информации производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.

14. Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах проводимого производственного контроля с периодичностью, установленной органами и учреждениями, осуществляющими, государственного санитарного надзора, а также по их запросам. При получении неудовлетворительных результатов исследований и испытаний информация представляется незамедлительно.

 

Программа (план) проведения производственного контроля – документ, содержащий перечень гигиенически значимых факторов и показателей, приоритетных для данного субъекта хозяйствования и вырабатываемой им продукции, определяющий конкретные меры по осуществлению производственного контроля в каждой конкретной контрольной критической точке, а также перечень мероприятий, обеспечивающих контроль за соблюдением санитарных правил, выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки, реализации продукции, выполнении работ, оказании услуг, сроки выполнения и (или) периодичность проведения этих мероприятий.

12.