В условиях неопределенности

 

Условия неопределенности возникают, когда ЛПР известны несколько альтернатив и их возможные исходы, но вероятность актуализации того или иного исхода неизвестна либо не имеет смысла. Поэтому в отличие от риска неопределенность содержит значительный субъективный фактор. Два наблюдателя, рассматривающие одну и ту же ситуацию, никогда не смогут дать ее одинаковые количественные характеристики. Это обусловлено не только тем, что они обладают разными объемами информации, но и тем, что они имеют различные способности, общую компетентность. Неопределенность часто бывает обусловлена быстрыми изменениями структурных переменных и диспозиции рынка. [9]

Такая ситуация складывается потому, что принятие решений в условиях неопределенности всегда субъективно.

Поскольку предположения являются субъективными, должны различаться степени неопределенности со стороны лица, принимающего решение. Как было отмечено, процедура принятия решения зависит от восприятия и оценки ЛПР степени неопределенности.

К принятию решения в условиях неопределенности практикуются два подхода.

1. ЛПР может использовать имеющуюся у него информацию, собственные суждения и опыт для идентификации своих предположений относительно вероятностей тех или иных возможных внешних условий, в каких окажется его компания, а также для оценки результатов по каждой имеющейся стратегии. Это делает условия неопределенности аналогичными условиям риска, а процедура принятия решения выполняется и в этом случае.

2. Если степень неопределенности слишком высока, то ЛПР предпочитает не делать допущений относительно вероятностей различных внешних условий, т.е. или не учитывает вероятности, или рассматривает их как равные, что практически одно и то же. Если применяется данный подход, то для оценки предполагаемых стратегий имеются четыре критерия решения:

1) критерий решения Вальда, называемый «макси-мином»;

2) альфа-критерий решения Гурвица;

3) критерий решения Сэйвиджа, называемый «критерием отказа от мини-макса»;

4) критерий решения Лапласа, называемый «критерием решения Байеса».

Наиболее трудная задача для ЛПР заключается - выбор критерия, наиболее подходящего для решения предложенной задачи. Выбор критерия должен быть логичным при данных обстоятельствах. Кроме того, при выборе критерия должны учитываться психологические особенности, темперамент и мировоззрение нынешнего руководства фирмы (оптимизм или пессимизм; консерватизм или прогресс).

Принятие стратегических решений на основе критерия решения Вальда.Критерий решения Вальда, или макси-мин, - это критерий консерватизма и попытка максимизировать уровень надежности. Он представляет внешние условия как недоброжелательные. Следовательно, по этому критерию необходимо определить наихудший из возможных результатов каждой стратегии, а затем выбрать стратегию, обещающую наилучший из наихудших результатов (табл.2.14).

 

Таблица 2.14