И возможностей фирмы с внешними условиями окружающей среды

Стратегическое обоснование и его применение.Анализ стратегических групп - это подраздел отраслевого анализа, который изучает различные группы конкурирующих фирм, объединенные на основе аналогичных конкурентных подходов и стратегических позиций. Стратегическая группа состоит из конкурирующих фирм с аналогичными конкурентными подходами и положением в отрасли. Анализ стратегических групп используется для определения: [2, 6]

• различных конкурентных позиций фирм;

• интенсивности конкурентного соперничества внутри группы и между отраслевыми группами;

• потенциала доходности различных стратегических групп в отрасли;

• статичного и динамичного стратегического применения к конкурентной позиции фирмы в соответствии с анализом.

 

 
Производство фильмов
0,2
Музыка
Кабельное подключение
Кабельные телевизионные сети
Издание журналов
AOL
0,6
1,0
2,0
3,0
Относительная доля рынка
Положение в 2013 г.
Положение в 2000 г.
Площадь кругов пропорциональна объему продаж, долл. США
Рис.2.25. Вариант карты стратегических групп
 
 

 

 


Анализ стратегических групп создает аналитическую связь между отраслевой структурой и отдельной фирмой. Анализируя структуру стратегических групп и их воздействие на пять конкурентных сил, можно понять, какие стратегические выборы, встают перед фирмой в условиях развития отрасли.

Формируя барьеры мобильности, защищающие конкурентное положение от ослабления с помощью имитирования конкурента, отдельные фирмы защищают свою доходность от нежелательного вмешательства. Аналогично, барьеры мобильности также усиливают конкурентную структуру между стратегическими группами, затрудняя возможность перехода в другую стратегическую группу. В результате эти барьеры мобильности устанавливают и границы, и структуру стратегической группы.

Важно отметить, что барьеры мобильности изменяются с течением времени. Волны разрушения в рыночной экономике радикально изменят установленные в отрасли конкурентные параметры. Инновация - это ключ к перемещению установленных барьеров мобильности, потому что она радикально изменяет отраслевую структуру. Интенсивность соперничества между стратегическими группами определяют три фактора: 1) число групп в отрасли и распределение долей рынка между данными группами; 2) стратегическое расстояние между группами (т.е. значение стратегических различий между группами); 3) рыночная взаимозависимость групп (т.е. частичное совпадение сегментации рынка и дифференциации товара между группами).

Между каждым из этих трех факторов и конкуренцией существует прямая пропорциональная зависимость. Во-первых, чем больше число фирм, состоящих в стратегической группе, и чем более сходно распределение их долей рынка, тем сильнее соперничество. Во-вторых, чем больше стратегическое расстояние, тем сильнее конкурентное соперничество. В-третьих, чем больше рыночная взаимозависимость, тем сильнее соперничество. Стратегические группы могут влиять на рыночную власть поставщиков и покупателей посредством двух способов.

1. Одинаковые поставщики и покупатели. Все стратегические группы в отрасли могут пользоваться источниками одних и тех же поставщиков и покупателей и могут продавать одному и тому же покупательскому сегменту. Единственным дифференцирующим признаком будут разные стратегии групп.

2. Разные поставщики и потребители. Когда стратегические группы пользуются источниками разных поставщиков и продают разным покупательским сегментам в данном случае, рыночная власть может быть фактором различных стратегий среди стратегических групп, различных покупателей и поставщиков или и тех, и других. Если стратегическая группа будет поставлена под угрозу со стороны субститутов, группа рискует сниженной прибыльностью или, еще хуже, отторжением. Конкурентная позиции фирмы в стратегической группе также будет воздействовать на прибыльность составляющих эту группу фирм.

Перечислим четыре фактора, влияющих на конкурентную структуру внутри стратегических групп.

1) интенсивность внутреннего соперничества между фирмами в одной и той же группе - число фирм в стратегической группе и распределение долей рынка между фирмами - стратегическое расстояние между группами - рыночная взаимозависимость групп;

2) эффекты масштаба;

3) стоимость входа в стратегическую группу;

4) организационные способности внедрить выбранную фирмой стратегию.

М. Портер представляет «ниспадающий поток» пяти сил, определяющий прибыльность отрасли, стратегических групп в отрасли и прибыльность отдельных фирм внутри стратегических групп. Задача аналитика состоит в наилучшем позиционировании ресурсов фирмы и ее способностей для извлечения выгоды из возможностей и защиты против угроз окружающей среды или ухода от них., - это Стратегическая цель данной концептуальной модели - выбор подходящей стратегии снижения затрат, дифференциации и фокусирования в стратегической группе, обеспечивающей наибольшую вероятность получения конкурентного преимущества (рис.2.26). [2, 8]

Уровни определения прибыльности отрасли
Уровень первый - анализ отраслевой структуры
Уровень второй - анализ стратегических групп
Уровень третий - выбор конкурентного масштаба
Уровень четвертый - анализ на уровне фирмы
Уровень пятый - анализ развития отрасли
Анализ отраслевой структуры
Угроза входа новых фирм
Рыночная власть поставщиков
Рыночная власть покупателей
Угроза субституции
Внутреннее соперничество
Анализ стратегических групп
Определение барьеров мобильности
Определение рыночной власти
Угроза субституции
Соперничество других стратегических групп
Выбор конкурентного масштаба
Благоприятные: · сильные факторы мобильности; · сильная рыночная власть; · слабое внутригрупповое сопротивление
Неблагоприятные: · слабые барьеры мобильности; · слабая рыночная власть; · сильное внутригрупповое сопротивление
Анализ на уровне фирмы
Конкурентные параметры, определяющие позицию фирмы в стратегической группе
Выбор перспективной стратегии
Конкурентные параметры, определяющие позицию фирмы в стратегической группе
Соперничество в фирме
Эффекты масштаба
Затраты на вход
Способность применения на практике
Выбор перспективной стратегии
1. Низкие затраты. 2. Дифференциация. 3. Фокус.
1. Неподражаемость. 2. Ограниченность. 3. Спрос.
Конкурентное преимущество
Анализ развития отрасли
Стратегические возможности 1. Создать новую стратегическую группу. 2. Перейти в лучшую стратегическую группу. 3. Усилить существующую группу или позицию фирмы в группе. 4. Перейти в новую группу и усилить в ней позицию.
Стратегические риски 1. Усиление угрозы входа из других групп. 2. Ослабление барьеров мобильности. 3. Усиление угрозы субституции. 4. Усиление соперничества в группе. 5. Риски инвестирования для увеличения или преодоления барьеров мобильности.
Рис.2.26. Иерархия анализа отрасли

 


Посредством аналитического процесса отрасли аналитик получит детальную информацию о конкурентной среде фирмы, возникающей в установленной или выбранной ею стратегической группе. Эта специализированная информация может применяться в анализе воздействия отраслевого развития на конкурентную структуру стратегических групп в рамках отрасли.

Анализ стратегических групп предлагает аналитику два основных стратегических направления, связанных с отраслевой эволюцией.

1. Слабая стратегия - инвестирование для усиления существующих барьеров мобильности в целях усовершенствования конкурентной структуры существующей стратегической группы фирмы или относительного положения фирмы в данной группе.

2. Интенсивная стратегия - переопределяет параметры конкуренции в самой фирме вместо борьбы с конкурентами.

 


php"; ?>