Анализ сценария
Определение метода.Сценарий - это детальное, внутреннее последовательное описание того будущего, основанное на ряде предположений, важных для развития экономики, отрасли или технологии.
Анализ сценария - это сочетание количественного и качественного анализа, который представляет возможные варианты будущего изменения окружающей среды, сокращает эти многие сценарии до необходимого минимума, объединяет анализ чувствительности для определения зависимых взаимосвязей переменных, изолирует тенденции и схемы для взаимосвязи «слепых» зон при принятии стратегического решения и представляет основу для принятия решений по стратегическому положению.
Известны четыре общих подхода к анализу сценария.
I. Количественный метод.
Компьютерное моделирование. Данная экономическая модель объединяет огромное число определенных взаимосвязей между факторами тенденций. Посредством изменения одной переменной последовательность дальнейших взаимодействий анализируется с учетом позитивной обратной связи.
II. Качественные методы.
1. Интуитивный метод. Этот метод он уделяет особое внимание качественным переменным, которые, как предполагается, будут диспропорционально воздействовать на будущее.
2. Метод Дельфи. В данном методе группа экспертов (и внутренних и внешних) опрашивается по отдельности (чтобы избежать одинаковых ответов) посредством проведения ряда интервью, касающихся текущих и возможных будущих тенденций в определенном проявлении. Этот метод направлен на определение последовательных причин цепочек событий и разногласий, которые проявятся в будущем.
III. Анализ перекрестного воздействия.
Данный подход также включает мнения экспертов, но дополнительно требует от экспертов оценить вероятности и время наступления будущих тенденций или событий. Анализ перекрестного воздействия направлен на взаимосвязи между различными выявленными факторами, событиями и разногласиями, которые повлияют на будущее.
IV. Наиболее эффективным из применяемых сегодня методов кажется гибридный анализ сценария с акцентом на качественный подход.
Обычно в анализе используется пять видов сценария:
1) сценарий STEEP. Направлен на внешние события фирм. Охватывает менее контролируемые факторы: социальные, технологические, экономические, политические и окружающей среды;
2) сценарий чувствительности. Субъектом анализа выступают внутренние факторы, особенно контролируемые фирмой;
3) сценарий отрасли. Направлен на разногласия, специфичные для отрасли, и тенденции, соответствующие установленной бизнес-модели фирмы;
4) сценарий диверсификации. Направлен на специфичные для отрасли разногласия и тенденции, соответствующие потенциальным бизнес-моделям, которые может осуществлять фирмы в будущем;
5) сценарий общественных разногласий. Часто фирмы, предрасположенные к определенным общественным разногласиям, будут составлять сценарий общественных разногласий.