Зрелость и старость как возрастные периоды развития человека

Взрослость как этап жизненного пути человека.

Определение понятия «взрослость». Особенности биологического и физического развития человека в период взрослости. Теории развития взрослого человека. Жизненный путь личности. Периодизация психического развития человека в период взрослости: ранняя взрослость, средняя взрослость, поздняя взрослость и старость.

Психическое развитие в период ранней взрослости (от 20 до 40 лет).

Особенности когнитивного развития. Развитие психических познавательных процессов в период ранней взрослости. Понятие возраста и возрастных часов. Развитие памяти, внимания, мышления и речи. Критерии когнитивной зрелости в период ранней взрослости диалектическое мышление. Обязательность и ответственность. Гибкость мышления.

Аффективная сфера. Теории эмоций. Психофизиологическая теория эмоций. Теория эмоций В. Вундта. Особенности развития эмоций в период ранней взрослости. Любовь как фундаментальная человеческая эмоция. Трехкомпонентная теория любви Стернберга. Ревность, ее психологическая характеристика. Эмоции в родительско-детских взаимоотношениях. Влияние цвета на эмоциональное состояние человека.

Мотивационная сфера. Особенности мотивационной сферы периода ранней взрослости. Мотивационные установки периода ранней взрослости. Мечта. Выбор жизненной стратегии. Мотивация брака. Планирование численности семьи. Мотивация разводов. Мотивационная установка одинокого образа жизни. Мотивы выбора профессии. Мотивация профессиональной деятельности. Мотивация и продуктивность деятельности. Система ценностей на пороге 30-летия. Половые различия в изменении системы ценностей.

Особенности развития Я-концепции в период ранней взрослости. Влияние условий ценности на Я-концепцию. Я.концепция как совокупность ожиданий. Роль психологических защит в Я-концепции. Я-концепция и самооценка. Дифференциация Я-концепции. Я-концепция и психологический возраст личности. Феномен «консервации возраста». Тендерные особенности Я-концепции. Внешний облик и половая самоидентичность. Развитие личного Я: идентичность, близость и генеративность. Близость и одиночество. Я-концепция и семейные отношения. Я-концепция и переход к родительству. Профессиональная Я-концепция и самооценка. Профессиональная самооценка.

Поведенческие особенности. Важнейшие сферы активности взрослого человека. Взаимодействие с физическим миром. Индивидуальный стиль поведения и деятельности. Тип личности и взаимодействие с физическим миром. Социальное поведение. Профессиональная деятельность. Семейно-врачные отношения. Родительские отношения. Досуговая деятельность. Развитие профессионализма. Итоги возраста.

Психическое развитие в период средней взрослости (от 40 до 60 лет).

Когнитивные особенности в период средней взрослости. Развитие сенсорных функций ощущения и восприятия. Зрение. Слух. Развитие внимания. Развитие интеллекта. Типы интеллекта. Динамика развития интеллекта. Кризис середины жизни. Роль когнитивного развития человека в избежании кризиса среднего возраста.

Аффективная сфера периода средней взрослости. Влияние брачных отношений на эмоциональную сферу личности. Роль эмоций в профессиональной деятельности. Стресс в жизни человека в период средней взрослости. Стресс и развитие негативных эмоций. Симптомы стресса. Стресс и дистресс. Половые различия в реакции на стресс. Влияние стресса на иммунную систему человека. Пути преодоления стресса.

Особенности развития мотивационной сферы в среднем возрасте. Мотивационный кризис. Мотивация достижения и мотивационный кризис. Смысл жизни. Половые различия в преодолении мотивационного кризиса. Роль метапотребностей в выходе из кризиса. Мотивация семейной жизни. Мотивация взаимоотношений с детьми и родителями. Мотивация супружеских взаимоотношений. Мотивация профессиональной деятельности. Мотивация учебной деятельности.

Общие особенности Я-концепции в возрасте средней взрослости. Я-концепция самоактуализирующейся зрелой личности. Особенности самооценки личности возраста средней взрослости. Когнитивный и эмоциональный компоненты самооценки. Взаимодействие частных и общих самооценок. Временной аспект самооценки. Я-образ и самооценка. Влияние кризисной жизненной ситуации на структуру самооценки. Особенности Я-концепции и самосознания пограничной личностной структуры. Я-концепция и перемена ролей. Эксперименты, подтверждающие концепцию самопрезентации.

Поведенческие особенности средней взрослости. Взаимодействие с физическим миром. Социальное поведение. Социальное поведение и трудовая деятельность. Профессионализм. Профессионализация и развитие личности. Смена профессиональной деятельности. Особенности поведения в семейной жизни. Взаимоотношения с супругами. Взаимоотношения с детьми. Взаимоотношения с родителями. Досуг в период средней взрослости. Итоги возраста.

Психическое развитие в период поздней взрослости и старости (от 60 до 75 лет).

Особенности развития когнитивной сферы в период поздней зрелости и старости. Развитие ощущения и восприятия. Изменение слуховой чувствительности. Нарушение зрения. Динамика психофизических функций. Развитие высших психических процессов. Развитие мышления. Мудрость. Причины снижения интеллектуальных функций. Деменция. Болезнь Альцгеймера: симптомы заболевания, микроинсульты. Косвенные причины ослабления интеллектуальных функций. Факторы развития когнитивных функций в период поздней взрослости и старости.

Направления развития эмоциональной сферы человека периода поздней зрелости и старости. Старение и специфические изменения эмоциональной сферы. Основные типы приспособления к старости. Психические нарушения в период поздней взрослости и старости. Смерть. Эмоциональное воздействие.

Возрастная динамика развития мотивов в период поздней взрослости и старости. Смена мотивов у пенсионеров. Чувство удовлетворенности жизнью и мотивационное здоровье. Физическое здоровье. Экономическое положение. Позитивное функционирование. Реализация потребности в удовлетворении, которое раньше давала работа. Мотивация семейных отношений. Мотивация супружеских отношений. Отношения с внуками. Взаимоотношения с братьями и сестрами.

Особенности Я-концепции в период поздней взрослости и старости. Влияние социальных стереотипов на Я-концепцию. Я-концепция поздней взрослости как совокупность установок на себя. Теории «относительности» старения. Концепция Э. Эриксона. Специфика Я-образа на этапе старения. Определяющее условие развития Я-концепции в старости. Адаптивное (продуктивное) старение. Неадаптивный процесс старения.

Факторы, определяющие поведение человека в период поздней взрослости и старости. Снижение психофизических возможностей. Половые особенности. Индивидуальные особенности человека и тип личности. Теория «разобществления». Материальное благосостояние. Утрата близких и одиночество. Сознание конечности собственного существования. Взаимодействие человека с физическим миром. Сужение жизненного пространства. Взаимодействие с предметами. Социальное поведение. Поведение в семье. Религиозность. Счастливая старость.

Смерть и умирание. Страх смерти. Этапы умирания (классификация Кювлер-Росс). Галлюцинации умирающих и посмертные переживания. Добровольный уход из жизни. Автоэвтаназия. Итоги возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Князева, Т.Н.Психология развития [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Князева Т.Н., Батюта М.Б.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Электронно-библиотечная система IPRbooks, 2013.— 144 c.— http://www.iprbookshop.ru/12816.— ЭБС «IPRbooks»

2. Белова, Ю.А.Психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Белова Ю.А.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омский государственный институт сервиса, 2012.— 129 c.— http://www.iprbookshop.ru/12702.— ЭБС «IPRbooks»

3. Баттерворт, Дж.Принципы психологии развития [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Баттерворт Дж., Харрис М., пер. Белопольский В.И., Сергиенко Е.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, 2013.— 350 c.— ttp://www.iprbookshop.ru/15578.— ЭБС «IPRbooks»