Коммерческие банки Италии и кредитные институты.

8.1. Денежная система Италии за свое многовековое существование претерпела немало изменений. Для нее были характерны и периоды монометаллизма и период биметаллизма, который она совместно с Францией, Бельгией и Швейцарией попытались сохранить при помощи международного соглашения – так называемого Латинского союза в 1865г. В соответствии с этим соглашением была предусмотрена свободная чеканка монет из обоих металлов с установлением законного ценностного соотношения между золотом и серебром 1:15,5. Однако биметаллизм уже не соответствовал требованиям денежного обращения и был заменен с 1895г. на золотомонетный стандарт.

В годы Первой мировой войны и в период вплоть до 1923г. Италия отказалась от свободного размена банкнот на золото. Золотовалютный стандарт был восстановлен в виде золотослиткового стандарта лишь в 1928г.

В 1933 г. Италия присоединилась к золотому блоку – крупные европейские страны (Франция, Голландия, Бельгия, Швейцария) по поддержанию действующего золотого стандарта при неизменных паритетах иностранных валют.

Но уже в 1936 г. паритет меры снизился, а после Второй мировой войны Италия перестала фиксировать золотое содержание лиры в МВФ, т.к. высокая инфляция требовала снижения ее курса по отношению к доллару.

Курс лиры по отношению к доллару установлен в 1949 г. и оставался неизменным в течении 22 лет, составлял 625 лир за 1 дол США. В настоящее время: 1 дол = 2208,34 лирам. 1грн = 406,175 лир.

Денежной единицей Италии является лира, которая делится на 100 чентезимо. Реально уже в силу высокого обесценения лиры, такого размена не происходит.

Уже после Второй мировой войны было решено выпускать банкноты минимальным достоинством 1000 лир.

Для Италии характерны не только банкноты (кредитные деньги), но и бумажные деньги, выпускаемы казначейством. К ним относятся мелкие деньги (достоинством менее 1000 лир).

Эмиссионным центром выступает Банк Италии, которому было предоставлено такое право только в 1926 г. До этого существовало 3 эмиссионных института – Банк Италии в Риме, Банк Неаполя, Банк Сицилии.

Эмиссия денег осуществляется в соответствии с нормативами, установленными законом под наблюдением казначейства.

В главном управлении казначейства существует специальный отдел, в функции которого входит контроль за денежным обращением, за выпуском банкнот и бумажных денег, заменой старых денег.

Решение о выпуске банкнот принимается после изучения спроса на наличные деньги в зависимости от величины актива платежного баланса, потребительской кассы, казначейства, интенсивности обращения к центральному банку кредитных учреждений.

В качестве обеспечения нового выпуска, могут выступать либо иностранная валюта, либо казначейские векселя и долгосрочные государственные обязательства новых выпусков, либо коммерческие векселя и государственные ценные бумаги, находящиеся в коммерческих банках.

Окончательное решение о новом выпуске принимает руководство казначейства, а на центральный банк возлагается материально осуществление денежной эмиссии. Для технических работ по подготовке и печатанию денег Банк Италии имеет собственное предприятие.

Решение о выпуске бумажных (казначейских) денег принимает Главное управление казначейства. Монеты изготавливаются на монетном дворе.

Платежи на территории Италии осуществляется в наличной и безналичной формах.

В качестве безналичных расчетов широкое распространение имеют жирорасчеты, которые вначале осуществлялись через социальные жиробанки, а затем через коммерческие банки и сберегательные кассы.

Сущность этих расчетов состоит в перечислении денежных средств при помощи жироприказов.

В целом в Италии широкое распространение имеет наличный оборот.

В статистке используются два агрегата денежной массы:

М1 – наличные деньги и текущие банковские счета;

М2 – М1 плюс все виды банковских депозитов.

 

8.2. Итальянское банковское дело относится к самым старым в мире – уже в средние века в Италии прежде всего в Ломбардии существовало развитое банковское дело. Многие понятия и термины, которые и сегодня употребляются в международной банковской практике, итальянского происхождения, например «ломбард», «индоссамент». Понятие слов «банк» происходит от итальянского «вапсо» (скамья менялы, денежный стол).

В 1862 году Италия стала единым государством (до этого была государственная раздробленность). Но, создание центрального банка последовало не сразу. Когда наконец в 1863 году был учрежден центральный банк Италии, он получил монопольное право эмиссии банкнот. Это произошло лишь в 1926г. Тем самым впервые были созданы условия для активного регулирования деятельности центрального банка.

В 1947г. были введены новые условия функционирования центрального банка. Его функции были расширены, но по сравнению с центральными банками других капиталистических стран самостоятельность центрального банка Италии оставалась весьма ограниченной.

Об итальянской, денежной, кредитной и валютной политике заботились не высшие органы центрального банка, а «Межминистерский комитет» под председательством министра казначейства. В него входят также, министры сельского хозяйства, внешней торговли, промышленности и торговли, труда, а также президент банка Италии. Решения этого комитета обязательны для центрального банка, однако последний в отдельных случаях может поступать по своему усмотрению.

До 1936 года центральный банк Италии были частым акционерным обществом. После национализации акции этого банка остались в руках сберегательных касс других кредитных институтов и страховых кампаний.

Во главе банка стоит центральный совет управляющих, куда входят управляющий, и 12 членов. Этот совет проводит в жизнь решения межминистерского комитета.

Для контроля, за деятельностью банка, создана специальная комиссия при министре казначейства, в распоряжении которого находятся ревизионная служба.

Следующая особенность банка Италии заключается в том, что он не использует свою внешнеэкономическую компетенцию. Существует специальное валютное ведомство. Так как президенты центрального банка является одновременно и председателем валютного ведомства, осуществляется теснейшая связь между центральным банком и валютным ведомством. Последнее регулирует и обслуживает общий валютный оборот и управляет валютными резервами государства. В рамках своих возможностей оно выдает кредиты казначейству для оплаты государственного импорта.

Центральный банк осуществляет кассовое обслуживание государственных властей. Он представляет в соответствии с потребностями казначейства кредиты и приобретает государственные долговые обязательства. Одновременно казначейству автоматически предоставляется кредит без покрытия в размере до 14% государственных расходов. Если этого кредита не хватает, казначейство может предъявить в центральный банк в качестве платежа казначейские векселя, казначейские обязательства и т.д. Вытекающая из этого государственная задолженность санкционируется только тогда, когда приняты специальные законы.

Банк Италии располагает теми же инструментами государственно-монополистического регулирования, что и центральные банки других капиталистических стран.

Учетная политика долгое время оставалась неизменной. Учетная ставка до 1969 г. – 3,5%, в 1982 г. – 18%, в 1984 г. – 15,5%.

Между итальянскими коммерческими банками широко распространены ломбардные операции. Центральный банк также применяет различные формы ломбардных операций. Как правило, обычный ломбардный кредит должен быть погашен не позднее 4-х месяцев. Наряду с этим предоставляется специальный ломбардный кредит, который служит для преодоления краткосрочных трудностей с ликвидностью. Его срок составляет 8,15 или 22 дня и является своего рода надбавкой к обычному ломбардному кредиту.

С 1926 г. в Италии появляется возможность проведения политики минимальных резервов, однако в широком масштабе она стала проводится только после второй мировой войны. И здесь имеется много итальянских особенностей. Только часть общей суммы обязательных минимальных резервов должна находится в центральном банке. Они могут приносить проценты. Обязательство минимальных резервов может быть выполнено еще с помощью специально созданных для этого казначейских векселей или других ценных бумаг. Так, сберегательные кассы могут выполнять свои обязательства по минимальным резервам за счет ценных бумаг. Таким образом, исполнение политики минимальных резервов центральным банком ограничено.

До 70-х годов в Италии денежный рынок был слабо развит. Сначала трудности кредитования государственного бюджета преподавались с помощью открытого рынка. Для этой цели, центральный банк взял на себя часть эмиссии государственных займов до их окончательной реализации и в настоящее время поддерживает курс твердопроцентных государственных ценных бумаг на рынке облигаций.

 

8.3. В Италии существуют банки, которые занимаются только краткосрочным или средне и долгосрочным кредитованием. Однако на практике разграничения между краткосрочными, средне и долгосрочными операциями не такое уж жесткое. На основе системы участий банков, занимающихся краткосрочным кредитованием, в институтах, выдающих средне и долгосрочные кредиты и при их взаимном кредитовании узаконенный в Италии принцип специализации хотя и медленно, но развивается в сторону универсализации.

Современная структура системы коммерческих банков сильно дифференцирована и для их классификации применяется множество различных критериев.

Среди институтов, занимающихся краткосрочным кредитованием выделяют 6 основных групп:

Государственные кредитные институты.Частично эти институты произошли от банков, которые до 1926года наряду с центральным банком имели право эмиссии банкам или образовывались либо из фондов, либо из государственных предприятий. Они, являются чисто коммерческими банками, но ведут дела частные как коммерческие банки. Речь идет в основном о 6 гроссбанках: «Банка Националь дель Лавро», «Банко Наполи», «Банко дель Сицилиа», «Институто Банкарио Сан Паоло ди Турино», «Монте ден Паши ди Сиена», «Банко ди Сардиниа». Первые три банка входили в конце 70-х годов в число 40 крупнейших банков Западной Европы. Кроме этих 6 государственных банков, имеются еще и другие, но мелкие государственные банки.

Банки национальных интересов.Эта группа включает крупнейшие акционерные компании, представленные более чем в 30 провинциях и имеющие в своем распоряжении более 800 филиалов. К ним относятся: №Банка Коммерчиале Италиана», «Кредито Италиано», «Банко ди Рома». В этих акционерных банках участвуют, с одной стороны частные лица и институты, а с другой обладающий контрольным пакетом ИРИ (институт реконструкции индустрии), ИРИ является государственной корпорацией, капитал которой полностью принадлежит государству. Она была организована после первой мировой войны для финансирования восстановления экономики. Значение ИРИ усилилось после Второй мировой войны.

Негосударственные коммерческие банки. К этой группе относятся народные банки.

Сберегательные кассы – юридические лица, которые учреждаются кооперативами или корпорациями. Их деятельность ограничена определенной территорией.

Ремесленные и сельскохозяйственные кассы. Они предназначены для финансирования мелких и средних предприятий промышленности и сельского хозяйства.

Специализированные кредитные институты.Крупнейшим из них является «Институто мобилиаре Италиано» Он представляет главным образом инвестиционные займы государственным предприятиям.

Для кредитной системы Италии характерно огромное число так называемых специальных кредитов, например:

ü рыболовный

ü горнопромышленный

ü отельный

ü туристический и т.п.

В подобных случаях государство субсидирует в рамках государственно-монополистического регулирования, проценты по этим специальным кредитам.

 

 

ТЕМА 9. Де­неж­но-кре­дит­ная сис­те­ма Ка­на­ды.

9.1. Де­неж­ная сис­те­ма Ка­на­ды.

9.2. Цен­траль­ный банк Ка­на­ды.

9.3. Ком­мер­че­ские бан­ки и про­чие фи­нан­со­во-кре­дит­ные ин­сти­ту­ты.

 

9.1. Де­неж­ная сис­те­ма Ка­на­ды об­ра­зо­ва­лась в ис­то­ри­че­ски ко­рот­кий пе­ри­од вре­ме­ни – к 1867 го­ду.

До об­ра­зо­ва­ния Ка­на­ды как го­су­дар­ст­ва на ее тер­ри­то­рии су­ще­ст­во­ва­ло де­неж­ное об­ра­ще­ние ко­ло­ни­аль­но­го ти­па. В об­ра­ще­нии в ка­че­ст­ве де­нег ис­поль­зо­ва­лись фран­цуз­ские, ис­пан­ские, пор­ту­галь­ские се­реб­ря­ные мо­не­ты, сре­ди ко­то­рых бы­ло до­воль­но мно­го не­пол­но­цен­ных де­нег.

Кро­ме то­го, в об­ра­ще­нии хо­ди­ли и бу­маж­ные сур­ро­га­ты. Мо­не­ты по­сту­па­ли из стран-мет­ро­по­лий для вы­пла­ты жа­ло­ва­ния во­ен­ным и ме­ст­ной ко­ло­ни­аль­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции в ог­ра­ни­чен­ном ко­ли­че­ст­ве.

Во Фран­ции спе­ци­аль­но для Ка­на­ды с 1670 г. че­ка­ни­лась се­реб­ря­ная мо­не­та – соль, но ее удель­ный вес во внут­рен­нем об­ра­ще­нии был не­ве­лик, часть тор­го­вых опе­ра­ций вы­пол­ня­лась пу­тем пря­мо­го то­ва­ро­об­ме­на.

Не­ко­то­рые тор­го­вые фир­мы в ка­че­ст­ве де­нег при­ме­ня­ли свои соб­ст­вен­ные де­неж­ные сур­ро­га­ты «бон­ны», что­бы про­да­вать ин­дей­цам то­ва­ры толь­ко в сво­их лав­ках.

Спе­ци­фи­че­ские ус­ло­вия раз­ви­тия Ка­на­ды ока­за­ли оп­ре­де­лен­ное влия­ние на вве­де­ние в об­ра­ще­ние бу­маж­ных де­нег, вы­пуск ко­то­рых был санк­цио­ни­ро­ван во фран­цуз­ских ко­ло­ни­ях в Се­вер­ной Аме­ри­ке еще в 1685 г. «День­ги на иг­раль­ных кар­тах» - бу­маж­ные сур­ро­га­ты, про­су­ще­ст­во­вав­шие в Ка­на­де до окон­ча­ния ко­ло­ни­аль­но­го гос­под­ства Фран­ции, их пол­ное обес­це­ни­ва­ние про­изош­ло в кон­це XVIII ве­ка.

В 1825 г. по­сле пе­ре­хо­да Ве­ли­ко­бри­та­нии к зо­ло­то­му мо­но­ме­тал­лиз­му офи­ци­аль­но де­неж­ной еди­ни­цей в Ка­на­де стал фунт стер­лин­гов.

За­кон о де­неж­ном об­ра­ще­нии 1841 г. при­знал пла­теж­ным сред­ст­вом на­ря­ду с анг­лий­ским фун­том стер­лин­гов аме­ри­кан­ские зо­ло­тые и се­реб­ря­ные дол­ла­ры, и фран­цуз­ские се­реб­ря­ные мо­не­ты.

С 1870 г. в Ка­на­де на­цио­наль­ной де­неж­ной еди­ни­цей стал ка­над­ский дол­лар, в ней бы­ла за­кре­п­ле­на де­ся­тич­ная сис­те­ма де­неж­но­го об­ра­ще­ния, зо­ло­тое со­дер­жа­ние ка­над­ско­го дол­ла­ра ус­та­нав­ли­ва­лось на ба­зе анг­лий­ско­го фун­та стер­лин­гов и при­рав­ни­ва­лось к не­му. Фак­ти­че­ски ка­над­ский дол­лар при­рав­ни­вал­ся к дол­ла­ру США, ко­то­рый имел та­кое же зо­ло­тое со­дер­жа­ние.

С 1849 го­да в Ка­на­де эмис­сию бу­маж­ных де­нег про­во­ди­ли вла­сти от­дель­ных про­вин­ций. По­сте­пен­но кон­троль за де­неж­ным об­ра­ще­ни­ем стал пе­ре­хо­дить к фе­де­раль­но­му пра­ви­тель­ст­ву, а в 1870 г. пра­во ча­ст­ных бан­ков на вы­пуск банк­нот бы­ло ог­ра­ни­че­но.

Обес­це­ни­ва­ние банк­нот и раз­мен их на зо­ло­то в го­ды Пер­вой ми­ро­вой вой­ны при­ве­ло к за­ко­но­да­тель­но­му пре­кра­ще­нию их раз­ме­на в 1914 г. в це­лях со­хра­не­ния зо­ло­то­го за­па­са стра­ны.

Крах зо­ло­то­го стан­дар­та про­изо­шел во вре­мя ми­ро­во­го эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са 30-х го­дов.

Пе­ред Вто­рой ми­ро­вой вой­ной в де­неж­ном об­ра­ще­нии го­су­дар­ст­ва на­хо­ди­лись банк­но­ты ком­мер­че­ских бан­ков, а до­ля банк­нот фе­де­раль­но­го пра­ви­тель­ст­ва бы­ла не­ве­ли­ка. Цен­тра­ли­за­ции эмис­сии банк­нот спо­соб­ст­во­ва­ло соз­да­ние Бан­ка Ка­на­ды в 1935 г. и его на­цио­на­ли­за­ция в 1938 г. По за­ко­ну в те­че­ние 10 лет ком­мер­че­ским бан­кам не­об­хо­ди­мо со­кра­тить банк­нот­ную эмис­сию в че­ты­ре раза. С это­го вре­ме­ни банк­нот­ная эмис­сия ста­но­вит­ся при­ви­ле­ги­ей Бан­ка Ка­на­ды. В те­че­ние 1950-1955 гг. банк­но­ты ком­мер­че­ских бан­ков бы­ли вы­ве­де­ны их об­ра­ще­ния и за­ме­не­ны банк­но­та­ми Бан­ка Ка­на­ды.

Внут­ри стра­ны пре­об­ла­да­ет без­на­лич­ная фор­ма рас­че­тов, ос­нов­ным ин­ст­ру­мен­том ко­то­рых яв­ля­ет­ся чек. Че­ки об­слу­жи­ва­ют до 90 % де­неж­ных рас­че­тов.

На­лич­ные день­ги по­сте­пен­но вы­тес­ня­ют­ся из сфе­ры роз­нич­но­го обо­ро­та и кре­дит­ны­ми кар­точ­ка­ми.

Че­ко­вая фор­ма рас­че­тов при­об­ре­ла осо­бую по­пу­ляр­ность в по­сле­во­ен­ный пе­ри­од. Рас­че­ты че­ка­ми раз­ви­ва­лись бо­лее вы­со­ки­ми тем­па­ми, чем уве­ли­чи­ва­лась мас­са на­лич­ных де­нег в об­ра­ще­нии. Мо­биль­ность че­ков очень вы­со­ка, ка­ж­дый чек уча­ст­ву­ет в 14 рас­чет­ных опе­ра­ци­ях, что ве­дет к рос­ту из­дер­жек, свя­зан­ных с его об­слу­жи­ва­ни­ем. Ком­мер­че­ские бан­ки, вне­дряя но­вые фор­мы рас­че­тов, пы­та­ют­ся сни­зить из­держ­ки че­ко­обо­ро­та.

Пер­спек­тив­ным на­прав­ле­ни­ем раз­ви­тия без­на­лич­ных рас­че­тов счи­та­ют кре­дит­ные кар­точ­ки. Они вы­пус­ка­ют­ся не толь­ко бан­ка­ми, но и тор­го­вы­ми ор­га­ни­за­ция­ми по про­да­же про­до­воль­ст­вен­ных и про­мыш­лен­ных то­ва­ров; транс­порт­ны­ми фир­ма­ми; ком­па­ния­ми, экс­плуа­та­ци­он­ны­ми бен­зо­ко­лон­ка­ми, сдаю­щи­ми в арен­ду ав­то­мо­би­ли, оте­ля­ми. Обо­рот кре­дит­ных кар­то­чек мо­но­по­ли­зи­ру­ет­ся наи­бо­лее круп­ны­ми фир­ма­ми.

Боль­шое рас­про­стра­не­ние в Ка­на­де по­лу­чи­ла сис­те­ма пре­ду­пре­ди­тель­ных пла­те­жей. Бан­ки за­чис­ля­ют на сче­та сво­их кли­ен­тов за­ра­бот­ную пла­ту, про­цен­ты по вкла­дам, ди­ви­ден­ды, пен­сии и обя­зу­ют­ся оп­ла­чи­вать с этих сче­тов кварт­пла­ту, стра­хо­вые взно­сы, взно­сы в счет по­га­ше­ния ссу­ды на жи­лищ­ное строи­тель­ст­во и т.д.

Вне­дре­ние элек­трон­ной тех­ни­ки спо­соб­ст­во­ва­ло соз­да­нию об­ще­на­цио­наль­ной элек­трон­ной “сис­те­мы пе­ре­во­дов” что по­зво­ли­ло осу­ще­ст­в­лять опе­ра­ции за бо­лее ко­рот­кое вре­мя. Дан­ной сис­те­мой свя­за­ны все кре­дит­ные ор­га­ни­за­ции стра­ны. При­ме­ня­ет­ся и ме­нее ра­ди­каль­ный ме­тод без­на­лич­ных рас­че­тов – жи­ро­обо­рот. Суть его в том, что бан­ки от­кры­ва­ют сво­им кли­ен­там жи­рос­че­та, на ко­то­рые за­чис­ля­ют­ся вкла­ды толь­ко для без­на­лич­ных вза­им­ных рас­че­тов, пу­тем пе­ре­чис­ле­ния де­неж­ных средств со сче­та на счет, без уча­стия на­лич­ных де­нег и че­ков.

9.2. Кре­дит­ная сис­те­ма Ка­на­ды име­ет слож­ную ин­сти­ту­цио­наль­ную струк­ту­ру, на соз­да­ние ко­то­рой ока­за­ли силь­ное воз­дей­ст­вие кре­дит­ные сис­те­мы США и Ве­ли­ко­бри­та­нии. Эти стра­ны стре­ми­лись ук­ре­пить свои по­зи­ции в Ка­на­де пу­тем ов­ла­де­ния на­цио­наль­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми фи­нан­си­ро­ва­ния.

Банк Ка­на­ды – цен­траль­ный эмис­си­он­ный банк стра­ны. Он был уч­ре­ж­ден как ак­цио­нер­ное пред­при­ятие, но дер­жа­те­ля­ми его ак­ций не мог­ли быть ком­мер­че­ские бан­ки и их слу­жа­щие, а так­же ино­стран­цы.

Пра­ви­тель­ст­во Ка­на­ды в те­че­ние 1935 – 1938 гг. вы­ку­пи­ло у ча­ст­ных вла­дель­цев при­над­ле­жав­шие им ак­ции, тем са­мым ук­ре­пив Банк как цен­траль­ный.

Его дея­тель­ность оп­ре­де­ля­ет фе­де­раль­ное пра­ви­тель­ст­во, ко­то­рое на­зна­ча­ет Со­вет ди­рек­то­ров. В со­став Со­ве­та ди­рек­то­ров вхо­дит за­мес­ти­тель ми­ни­ст­ра фи­нан­сов. Банк Ка­на­ды сис­те­ма­ти­че­ски от­чи­ты­ва­ет­ся пе­ред пар­ла­мен­том о сво­ей дея­тель­но­сти.

Ос­нов­ны­ми функ­ция­ми Бан­ка Ка­на­ды яв­ля­ют­ся:

· ре­гу­ли­ро­ва­ние де­неж­но­го об­ра­ще­ния и кре­ди­та;

· под­дер­жа­ние кур­са на­цио­наль­ной ва­лю­ты по от­но­ше­нию к дру­гим ва­лю­там.

· мо­би­ли­за­ция уров­ня цен, уров­ня про­из­вод­ст­ва и тор­гов­ли.

Банк Ка­на­ды осу­ще­ст­в­ля­ет вы­пуск банк­нот в об­ра­ще­ние, пред­став­ля­ет аван­сы ком­мер­че­ским бан­кам, управ­ля­ет кас­со­вы­ми ре­зер­ва­ми ком­мер­че­ских бан­ков ре­гу­ли­ру­ет рас­че­ты ме­ж­ду бан­ка­ми по кли­рин­го­вым сче­там, ре­гу­ли­ру­ет го­су­дар­ст­вен­ные зо­ло­то­ва­лют­ные ре­зер­вы.

Банк Ка­на­ды яв­ля­ет­ся аген­том фе­де­раль­но­го пра­ви­тель­ст­ва, управ­ля­ет цен­ны­ми бу­ма­га­ми го­су­дар­ст­ва, его кас­со­вой на­лич­но­стью, обес­пе­чи­ва­ет свя­зи с цен­траль­ны­ми бан­ка­ми дру­гих го­су­дарств.

Банк Ка­на­ды не по­ку­па­ет ак­ции ком­мер­че­ских бан­ков, не кре­ди­ту­ет и не при­ни­ма­ет де­по­зи­ты от ча­ст­ных лиц и ком­па­ний.

Ос­нов­ное ме­сто в ак­ти­вах Бан­ка Ка­на­ды за­ни­ма­ют ин­ве­сти­ции в го­су­дар­ст­вен­ные об­ли­га­ции. Он так­же про­во­дит опе­ра­ции с цен­ны­ми бу­ма­га­ми по раз­ме­ще­нию их на от­кры­том рын­ке, про­цен­ты по ко­то­рым яв­ля­ют­ся важ­ней­шим ис­точ­ни­ком его до­хо­дов.

Глав­ной стать­ей пас­си­ва Бан­ка Ка­на­ды яв­ля­ют­ся вы­пус­кае­мые им банк­но­ты. Часть их осе­да­ет в ком­мер­че­ских бан­ках в ка­че­ст­ве кас­со­вых ре­зер­вов. Кро­ме то­го, бес­про­цент­ные де­по­зи­ты ком­мер­че­ских бан­ков яв­ля­ют­ся так­же стать­ей ре­зер­ва.

Ком­мер­че­ские Бан­ки в ка­че­ст­ве кре­ди­то­ров Бан­ка Ка­на­ды в со­от­вет­ст­вии с за­ко­ном долж­ны дер­жать в нем свои ре­зер­вы. Де­по­зи­ты в Бан­ке Ка­на­ды дер­жат: пра­ви­тель­ст­во Ка­на­ды, круп­ные ино­стран­ные цен­траль­ные бан­ки.

Для ре­гу­ли­ро­ва­ния де­неж­но-кре­дит­ной сис­те­мы Банк Ка­на­ды при­ме­ня­ет та­кие из­вест­ные ме­то­ды, как из­ме­не­ние учет­ной став­ки, опе­ра­ции с цен­ны­ми бу­ма­га­ми на от­кры­том рын­ке, ре­гу­ли­ро­ва­ние норм обя­за­тель­ных ре­зер­вов ком­мер­че­ских бан­ков.

В вы­пол­не­нии ре­гу­ли­рую­щих функ­ций Банк Ка­на­ды ис­пы­ты­ва­ет за­труд­не­ния, свя­зан­ные пре­ж­де все­го с осо­бен­но­стя­ми стра­ны – здесь при­сут­ст­ву­ет выс­шая сте­пень не­за­ви­си­мо­сти про­вин­ции от фе­де­раль­но­го пра­ви­тель­ст­ва в хо­зяй­ст­вен­ных во­про­сах.

 

9.3. Кре­дит­ные ин­сти­ту­ты в Ка­на­де воз­ник­ли еще в ко­ло­ни­аль­ный пе­ри­од, функ­ции Бан­ков вы­пол­ня­ли тор­го­вые ком­па­нии. В Ка­на­де дей­ст­во­ва­ли раз­лич­ные фи­лиа­лы ино­стран­ных кре­дит­ных ин­сти­ту­тов. Впер­вые ком­мер­че­ский Банк Ка­на­ды был об­ра­зо­ван в 1817 го­ду «Бэнк оф Мон­ре­ал». За­тем поя­вил­ся ряд спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных ин­сти­ту­тов: стра­хо­вые ком­па­нии, тра­сто­вые и ипо­теч­ных ком­па­нии и др.

Пер­вая ми­ро­вая вой­на ока­за­ла силь­ное воз­дей­ст­вие на уси­ле­ние ком­мер­че­ских бан­ков, а по­сле нее бо­лее бы­ст­ро раз­ви­ва­лись не­бан­ков­ские ин­сти­ту­ты: ком­па­нии по фи­нан­си­ро­ва­нию про­даж в рас­сроч­ку и по­тре­би­тель­ско­му кре­ди­ту, стра­хо­вые и траст-ком­па­нии.

Ми­ро­вой эко­но­ми­че­ский кри­зис 30-х гг. от­ри­ца­тель­но по­вли­ял на кре­дит­ную сис­те­му, на ком­мер­че­ские бан­ки, но в этот пе­ри­од соз­да­ет­ся Банк Ка­на­ды, уси­ли­ва­ет­ся го­су­дар­ст­вен­ное вме­ша­тель­ст­во в кре­дит­ную сис­те­му, ак­ти­ви­зи­ру­ет­ся дея­тель­ность спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных го­су­дар­ст­вен­ных ин­сти­ту­тов кре­ди­то­ва­ния жи­лищ­но­го строи­тель­ст­ва и сель­ско­го хо­зяй­ст­ва.

Со­вер­шен­ст­во­ва­ние кре­дит­ной сис­те­мы про­дол­жи­лось в го­ды Вто­рой ми­ро­вой вой­ны и по­сле нее, поя­ви­лись но­вые ти­пы спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных кре­дит­ных ин­сти­ту­тов: ли­зин­го­вые ком­па­нии, го­су­дар­ст­вен­ные стра­хо­вые ком­па­нии, ком­па­нии пен­си­он­но­го обес­пе­че­ния.

Кре­дит­ная сис­те­ма стра­ны ха­рак­те­ри­зу­ет­ся на­ли­чи­ем сле­дую­щих ос­нов­ных фи­нан­со­вых ин­сти­ту­тов: ком­мер­че­ских, тра­сто­вых, и ипо­теч­ных бан­ков, стра­хо­вых и ин­ве­сти­ци­он­ных ком­па­ний.

Глав­ное зве­но кре­дит­ной сис­те­мы Ка­на­ды со­став­ля­ют:

Ча­ст­ные ком­мер­че­ские (при­ви­ле­ги­ро­ван­ные) бан­ки – поль­зу­ют­ся пол­ной сво­бо­дой в ком­мер­че­ской дея­тель­но­сти. Они ока­зы­ва­ют ог­ром­ное влия­ние на струк­ту­ру ча­ст­ных ин­ве­сти­ций и по­тре­би­тель­ских рас­хо­дов в стра­не, кре­ди­туя про­мыш­лен­ные, тор­го­вые и дру­гие пред­при­ятия.

За вре­мя сво­его су­ще­ст­во­ва­ния, ком­мер­че­ские бан­ки по­сто­ян­но кон­цен­три­ро­ва­лись, то есть про­ис­хо­ди­ло слия­ние и по­гло­ще­ние, их чис­лен­ность со­кра­ща­лась, но фи­нан­со­вая мощь воз­рас­та­ла.

За­ко­но­да­тель­ст­во Ка­на­ды по бан­кам, соз­дан­ное по анг­лий­ско­му об­раз­цу, спо­соб­ст­во­ва­ло ор­га­ни­за­ции круп­ных бан­ков и их от­де­ле­ни­ях в про­вин­ци­ях, что по­зво­ли­ло бан­кам ма­нев­ри­ро­вать де­неж­ны­ми сред­ст­ва­ми в раз­лич­ных гео­гра­фи­че­ских пунк­тах.

Ком­мер­че­ские бан­ки Ка­на­ды яв­ля­ют­ся де­по­зит­ны­ми, они учи­ты­ва­ют век­се­ля, при­ни­ма­ют вкла­ды до вос­тре­бо­ва­ния, от­кры­ва­ют для кли­ен­тов лич­ные сбе­ре­га­тель­ные и сроч­ные сче­та.

В сво­ем порт­фе­ле дер­жат цен­ные бу­ма­ги пра­ви­тель­ст­ва и ча­ст­ных кор­по­ра­ций, пре­дос­тав­ля­ют ссу­ды раз­лич­ным ком­па­ни­ям, ча­ст­ным ли­цам, осу­ще­ст­в­ля­ют сдел­ки с ва­лю­той, об­слу­жи­ва­ют экс­порт­ные опе­ра­ции.

Ком­мер­че­ские бан­ки вы­пус­ка­ют кре­дит­ные кар­точ­ки и до­рож­ные че­ки, ока­зы­ва­ют ус­лу­ги по хра­не­нию цен­но­стей в спе­ци­аль­ных сей­фах, осу­ще­ст­в­ля­ют опе­ра­ции по сред­не­сроч­ной и дол­го­сроч­ной арен­де ма­шин и обо­ру­до­ва­ния. Они пре­вра­ти­лись в круп­ные «ин­сти­ту­ты по ока­за­нию фи­нан­со­вых ус­луг».

Бан­ки уча­ст­ву­ют в ка­пи­та­ле про­мыш­лен­ных ком­па­ний, кон­суль­ти­ру­ют ди­рек­то­ров про­мыш­лен­ных кор­по­ра­ций, пред­став­ля­ют ин­фор­ма­цию ча­ст­ным ком­па­ни­ям.

В ссуд­ных опе­ра­ци­ях бан­ков глав­ное ме­сто за­ни­ма­ет крат­ко­сроч­ное кре­ди­то­ва­ние ча­ст­ных пред­при­ятий, а в по­след­нее вре­мя рас­тет объ­ем ссуд в жи­лищ­ное строи­тель­ст­во и по­ку­пок в рас­сроч­ку.

Ком­мер­че­ские бан­ки пред­став­ля­ют ссу­ды ком­па­ни­ям, ко­то­рые иг­ра­ют важ­ную роль в эко­но­ми­ке стра­ны. В кре­ди­то­ва­нии про­мыш­лен­но­сти про­смат­ри­ва­ет­ся тен­ден­ция от­рас­ле­вой спе­циа­ли­за­ции, но в по­след­нее вре­мя до­ми­ни­ру­ет уни­вер­са­ли­за­ция бан­ков­ских функ­ций, соз­да­ние бан­ков­ских кон­сор­циу­мов, для фи­нан­си­ро­ва­ния круп­ных про­мыш­лен­ных объ­ек­тов.

Ком­мер­че­ские бан­ки экс­пор­те­рам пре­дос­тав­ля­ют в ос­нов­ном крат­ко­сроч­ные ссу­ды, а функ­цию дол­го­сроч­но­го кре­ди­то­ва­ния взя­ло на се­бя го­су­дар­ст­во.

В пас­си­вах ком­мер­че­ских бан­ков вы­со­кий удель­ный вес за­ни­ма­ют сбе­ре­га­тель­ные сче­та. От та­ких вкла­дов бан­ки по­лу­ча­ют наи­боль­шую до­лю при­бы­ли для про­ве­де­ния ссуд­ных опе­ра­ций.

Рас­ши­ри­лись вкла­ды в ино­стран­ной ва­лю­те, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся бан­ка­ми для кре­ди­то­ва­ния ино­стран­ной кли­ен­ту­ры, для фи­нан­си­ро­ва­ния внеш­не­тор­го­вых сде­лок. Воз­рос­ла роль ком­мер­че­ских бан­ков на рын­ке ев­ро­ва­лют.

В по­след­нее вре­мя за­гра­нич­ные опе­ра­ции ком­мер­че­ских бан­ков раз­ви­ва­лись бо­лее вы­со­ки­ми тем­па­ми, чем внут­рен­ние. По­сколь­ку внут­рен­ний ры­нок был уже по­де­лен ме­ж­ду бан­ка­ми, то ис­точ­ни­ком уве­ли­че­ния при­бы­ли бан­ков ста­ла их за­гра­нич­ная дея­тель­ность. Наи­боль­шее ко­ли­че­ст­во их от­де­ле­ний, до­чер­них ком­па­ний, агентств от­кры­то в США, Ве­ли­ко­бри­та­нии, стра­нах Ближ­не­го и Сред­не­го Вос­то­ка.

К транс­на­цио­наль­ным бан­кам в пер­вую оче­редь мож­но от­не­сти всю ве­ду­щую «пя­тер­ку» ком­мер­че­ских бан­ков стра­ны – «Рой­ал бэнк оф Кэ­нэ­да», «Кэ­нэ­ди­ен им­пи­ри­ал бэнк оф ко­мерс», «Бэнк оф Мон­ре­ал», «Бэнк оф Но­ва-Ско­шиа», «То­рон­то-До­ми­ни­он бэнк».

С се­ре­ди­ны 80-х гг. в Ка­на­де поя­вил­ся со­вер­шен­но но­вый для этой стра­ны тип фи­нан­со­во­го уч­ре­ж­де­ния – ши­ро­ко ди­вер­си­фи­ци­ро­ван­ная ин­ве­сти­ци­он­но-бан­ков­ская фир­ма, или «тор­го­вый банк».

Стре­ми­тель­ное раз­ви­тие это­го ви­да фи­нан­со­вых ин­сти­ту­тов во мно­гом объ­яс­ня­ет­ся тем, что «тор­го­вый банк» прак­ти­че­ски не по­па­да­ет под су­ще­ст­вую­щие за­ко­ны, ре­гу­ли­рую­щие сфе­ру фи­нан­сов в Ка­на­де, и в пер­вую оче­редь под за­кон об ог­ра­ни­че­нии прав вклад­чи­ков ску­пать (свы­ше 10 %) па­ке­ты го­ло­сую­щих ак­ций фи­нан­со­вых ком­па­ний. Та­ким об­ра­зом, про­ник­но­ве­ние на кре­дит­но-фи­нан­со­вый ры­нок при по­сред­ни­че­ст­ве уч­ре­ж­де­ний по­доб­но­го ро­да в наи­боль­шей сте­пе­ни вы­год­но круп­ным груп­пи­ров­кам мо­но­по­ли­сти­че­ско­го ка­пи­та­ла, имею­щим со­от­вет­ст­вую­щие сред­ст­ва, что­бы пол­но­стью рас­по­ря­жать­ся круп­ны­ми ор­га­ни­за­ция­ми «фи­нан­со­вых вла­де­ний та­ких ком­па­ний». Они опи­ра­ют­ся на со­во­куп­ный фи­нан­со­во-эко­но­ми­че­ский по­тен­ци­ал всех кре­дит­но-фи­нан­со­вых уч­ре­ж­де­ний, под­кон­троль­ных им, и ис­поль­зу­ют уже сло­жив­шую­ся сеть их кли­ен­ту­ры, управ­лен­че­ский опыт и т.д.

Об­ра­зо­ва­ние фи­нан­со­вых конг­ло­ме­ра­тов из раз­лич­ных по сво­ей спе­циа­ли­за­ции фи­нан­со­вых ком­па­ний ста­ло важ­ней­шей осо­бен­но­стью цен­тра­ли­за­ции ка­пи­та­ла в кре­дит­но-фи­нан­со­вой сфе­ре Ка­на­ды во вто­рой по­ло­ви­не 80-х гг.

Сбе­ре­га­тель­ные бан­ки в Ка­на­де не по­лу­чи­ли та­ко­го боль­шо­го рас­про­стра­не­ния как в США. В ос­нов­ном они раз­ви­ва­ют­ся в Кве­бе­ке и кон­тро­ли­ру­ют­ся «се­мей­ны­ми» груп­па­ми фран­коя­зыч­ных ка­пи­та­ли­стов. По­лу­чен­ные де­неж­ные сред­ст­ва на­се­ле­ния вкла­ды­ва­ют­ся ими в го­су­дар­ст­вен­ные об­ли­га­ции.

Важ­ней­шую роль в раз­ви­тии бан­ков­ско­го зве­на ка­над­ско­го фи­нан­со­во­го ка­пи­та­ла сыг­ра­ло бан­ков­ское за­ко­но­да­тель­ст­во. Бан­ков­ская сис­те­ма стра­ны все­гда на­деж­но за­щи­ща­ла как от кон­ку­рен­ции со сто­ро­ны дру­гих фи­нан­со­вых от­рас­лей, так и кре­дит­но-фи­нан­со­вых уч­ре­ж­де­ний, на­хо­дя­щих­ся под ино­стран­ным кон­тро­лем. В ре­зуль­та­те та­кой за­щи­ты бан­ки бы­ли в со­стоя­нии из­вле­кать мо­но­поль­но вы­со­кие при­бы­ли.

На со­вре­мен­ном эта­пе ос­нов­ным ин­ст­ру­мен­тов де­неж­но-кре­дит­ной по­ли­ти­ки в Ка­на­де яв­ля­ет­ся пе­ре­ме­ще­ние де­по­зи­тов, при­над­ле­жа­щих пра­ви­тель­ст­ву из ком­мер­че­ских бан­ков и дру­гих кли­рин­го­вых ин­сти­ту­тов в Банк Ка­на­ды.

В кре­дит­ной сис­те­ме су­ще­ст­ву­ют и дру­гие ин­сти­ту­ты, или так на­зы­вае­мые «не­бан­ков­ские фи­нан­со­вые по­сред­ни­ки». Они так­же осу­ще­ст­в­ля­ют бан­ков­ские опе­ра­ции. К дан­ной ка­те­го­рии от­но­сят­ся:

· кре­дит­ные сою­зы;

· коо­пе­ра­тив­ные фи­нан­со­вые ор­га­ни­за­ции;

· тра­сто­вые бан­ки;

· траст от­де­лы ком­мер­че­ских бан­ков.

Траст-бан­кам раз­ре­ше­но в не­ог­ра­ни­чен­ном объ­е­ме вы­да­вать ком­мер­че­ские и по­тре­би­тель­ские кре­ди­ты, от­кры­вать фи­лиа­лы, за­ни­мать­ся ин­ве­сти­ци­он­ны­ми опе­ра­ция­ми че­рез свои до­чер­ние от­де­лы. Ком­мер­че­ские бан­ки смо­гут про­во­дить ин­ве­сти­ци­он­ные и до­ве­ри­тель­ные опе­ра­ции, за­ни­мать­ся бро­кер­ст­вом.

Вме­сте с тем тра­сто­вым бан­кам все так же за­пре­ща­ет­ся кон­тро­ли­ро­вать ка­пи­тал ком­мер­че­ских бан­ков, в то вре­мя как по­след­ним та­кое пра­во пре­дос­тав­ле­но. Но­вое за­ко­но­да­тель­ст­во при­ве­ло к еще бо­лее уг­луб­лен­но­му пе­ре­пле­те­нию и взаи­мо­за­ви­си­мо­сти от­дель­ных фи­нан­со­вых ин­сти­ту­тов.

Как в дру­гих ка­пи­та­ли­сти­че­ских стра­нах, в Ка­на­де раз­ви­то стра­хо­вое де­ло. В стра­не на­блю­да­ет­ся дос­та­точ­но вы­со­кая сте­пень кон­цен­тра­ции стра­хо­во­го ка­пи­та­ла. На ме­ст­ном стра­хо­вом рын­ке проч­но обос­но­ва­лись аме­ри­кан­ские ком­па­нии (134 из 172 ино­стран­ных фирм). В свою оче­редь аме­ри­кан­ский ры­нок вы­сту­па­ет глав­ной сфе­рой внеш­ней экс­пан­сии ка­над­ских стра­хов­щи­ков.