Финансово-кредитные учреждения Германии.
7.1. До 70-х годов XIX в. в Германии не было единой денежной системы, свыше 20 государств и княжеств имели различные виды денежных систем. Основаны они были на серебряном монометаллизме, лишь в Бремене был золотой талер. Остальные денежные единицы (фридриждоры, луидоры, пистоли и дукаты) базировались на параллельной и двойной системах биметаллизма, т.е. в обращении были золотые и серебряные монеты, банкноты и бумажные деньги.
Политическое объединение немецких земель и образование Германской империи (1871 – 1873 гг.) привело к созданию единой денежной системы, основанной на золотом монометаллизме: была введена новая единица – рейхсмарка с золотым содержанием 0,358 г. чистого золота.
С началом Первой мировой войны был отменён золотомонетный стандарт и прекращён размен банкнот Рейхсбанка на золото. Денежная система Германии стала главным источником финансирования войны. Во время и особенно после войны активно использовалась бумажно-денежная эмиссия, что вызвало гиперинфляцию в стране: осенью 1923 г. объём бумажных денег в обращении достиг 496 квинтиллионов марок, а рейхсмарка обесценилась в 1,6 трл. раз по сравнению с довоенным уровнем.
В 1924 г. была проведена денежная реформа: новая рейсхмарка обменивалась в соотношении 1:1 трлн. старых. Был введён золотодевизный стандарт, что означало установление валютной зависимости Германии от стран-победительниц.
В период кризиса 1929-1933 гг. золотодевизный стандарт в Германии был отменён и установлена система неразменных кредитных денег.
В годы Второй мировой войны денежная система Германии была занята её финансированием. Было введено новое покрытие банкнот Рейхсбанка – казначейские векселя. Во время войны количество денег в обращении возросло более чем в 6 раз.
После войны Германия была разделена на 4 оккупационных зоны (американскую, английскую, французскую и советскую). В 1948 г. западные оккупационные власти провели сепаратную денежную реформу, поделившую (экономически) Германию на две части.
В соответствие с реформой была введена новая денежная единица – немецкая марка.
После принятия Конституции ФРГ в 1949 г. в стране в соответствии с требованиями Бреттон-Вудской системы был установлен золото-долларовый стандарт (курс немецкой марки к доллару составил 3,33 марки за доллар США).
В 1976 г. МВФ отменил золотые паритеты и немецкая марка потеряла связь с золотом, в стране установилась система не разменных на золото кредитных денег.
Агрегаты как в США, но их 3.
Большую роль в регулировании денежного обращения в ФРГ играет антиинфляционная денежная политика Немецкого федерального банка. Для этого проводится таргетирование, т.е. центральный банк устанавливает денежные ориентиры изменения показателей налично-денежной массы и затем кредитными рычагами регулирует находящуюся в обращении денежную массу (ориентир по агрегату М3 от 4 до 7%).
7.2. Немецкий федеральный банк функционирует на основе специального Закона про федеральный банк. Главное, что обеспечивает этот закон – полная независимость НФБ от правительства в осуществлении денежной политики. Такой независимости не имеет ни один национальный банк.
НФБ функционирует как корпорация гражданской защиты. Он не ориентирован на получение прибыли, в отличие от других банков.
Как и каждый банк НФБ имеет свой капитал. Но относительно сумм оборота и балансовых сумм основной капитал НФБ небольшой – 200 млн. DM. Его собственником является государство, правительство. Но, в отличие от акционерных обществ, где собственник капитала влияет на политику этого предприятия, здесь государство не имеет никакого влияния. Единственной привилегией правительства в этом плане является то, что в случае возникновения прибыли, она поступает в распоряжение государство, а именно – Министерства финансов (прибыль может быть получена в случае интервенций на валютные рынки).
Главным требованием к деятельности НФБ со стороны государства является то, что его политика не должна противоречить политике правительства. Это обеспечивается постоянными совместными консультациями двух сторон. Федеральный канцлер, министры могут участвовать в заседаниях управляющих органов банка, могут выступать, но не имеют право голоса. Дирекция НФБ назначается правительством.
Органами управления НФБ являются:
- центральный совет банка;
- правление банка;
- правление центральных банков федеральных земель.
Центральный совет НФБ состоит из президента, вице-президента, шести других членов правления банка, президентов девяти центральных банков федеральных земель. Заседает совет каждый месяц, принимает решения большинством голосов, определяет валютную и кредитную политику НФБ и Германии.
Руководители НФБ выбираются сроком на 8 месяцам, причём досрочное увольнение практически невозможно.
Структурно НФБ состоит из главного отделения во Франкфурте-на-Майне, девяти центральных банков федеральных земель – главных управлений приблизительно с 200 филиалами.
Ключевые задания НФБ:
- обеспечение денежного обращения и кредитного обеспечения экономики;
- управление денежной массой;
- обеспечение стабильности национальной валюты.
Они тесно связаны и выполняются как одно целое.
Денежная и товарная массы должны совпадать, а иначе из-за колебаний этого соотношения в одну или другую сторону, закономерно имеет место инфляция или дефляция. Это может сказаться на колебании валютного курса. Свидетельством успешного выполнения заданий является то, что DM одна из стабильных и защищённых валют мира.
Ежегодно НФБ определяет, в какой мере и направлении изменилась денежная масса в стране. Результаты решений НФБ освещаются средствами массовой информации, поэтому общество всегда знает, в каком направлении осуществляется денежная политика.
Кроме этого НФБ выполняет чисто технические задания: обеспечение и осуществление платёжного оборота (наличный оборот в Германии составляет лишь 10% общего) и контроль за деятельностью других банков и влияние на неё (прямое – наличие своих работников в наблюдательных советах, непрямое – через использование испытательных инструментов и политики).
Чего НФБ не может делать – так это предоставлять кредиты. В этом банке можно открыть счёт, но ни физическое ни юридическое лицо не получат ни процентов на депозит, ни кредита.
Поэтому далеко не все имеют счета в НФБ. Как правило, свои счета в НФБ имеют все другие банки страны, много ведомств и министерств.
Но есть исключения. НФБ может предоставить очень краткосрочный, можно сказать, моментальный кредит правительству или правительствам других стран. Этот кредит очень лимитирован во времени (практически на несколько дней). Он, как правило, целевой.
Использование НФБ государством для покрытия бюджетного дефицита исключено.
Одним из инструментов, которые использует НФБ для выполнения своих заданий, является его эксклюзивное право эмиссии денежных знаков, т.е. их печать. Исключение составляет чеканка монет, которая является прерогативой Министерства финансов. Но это существенно не влияет на объём денежной массы, поскольку их чеканится столько, сколько необходимо для обслуживания ежедневных потребностей страны.
Существует одна проблема, характерная для стран с «мировой» валютой. Суть её в том, что обращение DM значительно больше, чем необходимо самой Германии, поскольку DM «ходит» во многих странах. Этот фактор создаёт опасность для НФБ.
Важнейшим инструментом выполнения заданий НФБ является его дисконтная политика. НФБ прямо не может влиять на процентную политику других банков. Все инструменты функционирования НФБ действуют косвенно.
Речь идёт о том, что единая ставка, которая устанавливается эксклюзивно НФБ, - дисконтная, связанная с покупкой векселей. В настоящее время она равняется 3%, является обязательной для всех банков и является сигналом для всей процентной политики государства, потому что все банки финансируются по этой ставке в НФБ.
Если предприятие платит векселем и передаёт его своему коммерческому банку, банк в результате вместо денег имеет вексель и вынужден ждать 2-3 месяца, пока поступает оплата по векселю. Но с точки зрения ликвидности за это время может возникнуть потребность в деньгах. В этом случае банку выгоднее рефинансироваться в НФБ, т.к. его дисконтная ставка наиболее выгодна. А чтобы банки не злоупотребляли, устанавливается определённый лимит для каждого банка, и только в рамках этого лимита они могут дисконтировать свои векселя. Если дисконтная ставка НФБ увеличивается, это означает удорожание дисконтирования векселей для банков, что влияет на их готовность предоставить кредит своим клиентам. Таким образом, НФБ влияет на количество и объёмы кредитов, на спрос на них, т.е. НФБ диктует денежную и кредитную политику в стране с помощью дисконтной ставки.
НФБ использует также ряд других инструментов.
Ломбардная политика связана с кредитами, которые предоставляются ценными бумагами, которые могут находиться на счетах в банках (гос. облигации). Если банкам нужны деньги, они могут заложить бумаги и получить кредит. На эти бумаги НФБ устанавливает ставку (на 0,5% выше дисконта).
Политика открытых рынков. НФБ заботится, чтобы деньги находились в обращении. Открытый рынок – это рынок капитала, биржа. Если банк покупает ценные бумаги на бирже, он платит деньги и общая сумма денег увеличивается. Если банк продаёт бумаги на бирже, то денежная масса на денежном рынке соответственно уменьшается. Т.е. цель политики открытых рынков – увеличение или уменьшение денежной массы.
Эту же цель имеет политика минимальных резервов. НФБ обязывает банки держать определённый процент его депозитов, причём без процентов в НФБ. Если эта часть увеличивается, это ограничивает возможности банка в предоставлении кредита клиентам. Таким образом НФБ влияет на создание кредитного потенциала и на ликвидность кредитных учреждений.
Кроме этого НФБ имеет право запретить другим банкам предоставлять кредиты, но эта мера практически не используется.
Нормативно-правовой базой банковского дела в Германии является Закон о кредите, исполнение которого контролируется Федеральным контрольным кредитным управлением. Эта служба подчиняется Министерству финансов. Кроме этого, деятельность всех банков страны, в первую очередь соотношение сумм кредитов размеру ставного капитала банка, а так же всё что касается капитала и ликвидности, контролирует НФБ. Банки регулярно отчитываются.
Таким образом, НФБ является главным образом банком банков. Его политика носит косвенный характер, хотя в экстремальных ситуациях он имеет право непосредственного вмешательства. Главная цель НФБ – обеспечение стабильности денежной единицы и денежного покрытия.
7.3. Правовыми предпосылками работы банка являются:
- достаточность собственного капитала;
- личная надёжность и специализированная компетентность как минимум двух руководителей.
Банкрот, к слову, никогда не может заниматься банковской деятельностью, тем более – учреждать свой банк.
Характерной чертой банковской системы Германии является её универсальность. Это означает, что большинство банков выполняют все операции, в отличие, например, от США, где существует чёткая разница между коммерческими и инвестиционными банками. Коммерческие банки, как правило, проводят краткосрочные операции, совершают приём вкладов на депозит, краткосрочные кредитные соглашения, обслуживают долгосрочное финансирование путём размещения акций. В Германии такого разделения нет.
Все банки в этой стране можно разделить на 3 большие группы:
- частные коммерческие банки;
- сберегательные кассы;
- кооперативные народные банки в городах и райфайзенбанках в сёлах.
Частные коммерческие банки занимаются в основном всеми видами банковской деятельности. Эти банки осуществляют больше 1/3 общего объёма банковских операций по стране. К этой группе относятся 3 больших банка: Дойч банк, Дрезденбанк и Коммерческий банк, которые являются практическими банковскими концернами. Они занимают ведущее место во внешнеторговых операциях.
В эту группу входят около 200 региональных банков – кредитных институтов, работающих в конкретных частях страны, осуществляющие такие же сделки, но значительно меньше, чем указанные выше банки. Мелкие банки, как правило, обслуживают малую сферу деятельности, в которой специализируются.
К этой группе относятся и иностранные банки (300 из 50 стран). Причём, они территориально разделили сферы влияния (в Мюнхене – итальянские, Дюсельдорфе – японские). Эти банки осуществляют те же операции, сто и немецкие. Единственное условие – подчинение немецкому банковскому законодательству.
Сберегательные кассы выполняют половину объёма деятельности банков. В эму группу включено 12 земельных банков. Все сберегательные кассы являются банками, которые могут предоставлять универсальные услуги, хотя внешнеэкономические операции и операции с ценными бумагами занимают незначительное место.
Земельные банки, которые действовали сначала как центры по обслуживанию текущих расчётов, превратились в большие банки с интернациональной сферой деятельности.
Кооперативные народные банки и райфайзенбанки – это кредитные кооперативы и 4 кооперативных центральных банка. Все они акционерные, но ни в одном из них нет человека, имеющего контрольный пакет акций.
Кроме этих трёх больших групп к банковской системе Германии относятся специальные банки. Во-первых это ипотечные банки, которые часто принадлежат банковским концернам, обеспечивают долгосрочные кредиты на основе права на залог земли для финансирования жилищного и промышленного строительства. Кроме этого, они дают ссуды федерации, землям, общинам и прочим официальным учреждениям. Их рефинансирование осуществляется через выпуск залоговых документов и коммунальных облигаций на рынке капиталов.
Почтовый банк занимается переведением платежей и денежными вкладами.
Из 20 специальных кредитных учреждений следует назвать Экспортно-кредитное общество с ограниченной ответственностью и кредитное учреждение «Восстановление». Они играют важную роль в долгосрочном экспортном финансировании и содействии развития экономики государства.