Лекция № 1. Духовная культура: понятие, проблемы, принципы. Религия в контексте духовной культуры

  1. Понятие культура, духовная культура, духовность.
  2. Понятие религии: теологический, философский, социологический, биологический, психологический подходы.
  3. Структура и функции религии.
  4. Происхождение и исторические формы (классификация) религии.

 

  1. Понятие культура, духовная культура, духовность

Культура столь же емкое и сложное образование как сама общественная жизнь. В настоящее время существует свыше 500 определений «культуры». Слово «культура» появилось свыше двух тысяч лет назад, этимологически означало «возделывать», «обрабатывать» и применялось первоначально лишь как агротехнический термин «возделывание почвы».

Современная наука пришла к необходимости выделения «аспектов» культуры как общественного явления.

1) В генетическом аспекте культура предстает как продукт общества. При этом фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития.

2) В гносеологическом аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей.

3) В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей.

4) В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства.

5) В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия (экономические, политические, психологические и т. д.).

 


  1. Понятие религии: теологический, философский, социологический, биологический, психологический подходы

Огромная роль в формировании духовной культуры человека принадлежит религии. Термин происходит от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа. Точное и всеобъемлющее определение религии дать очень сложно.

Религия – мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы.

 

Можно выделить несколько подходов к определению религии:

Подход Трактовка Основные представители
теологический присутствует стремление по­нять религию «изнутри», на основе соответствующего ре­лигиозного опыта; объяснения варьируются, но общим в них является представление о ре­лигии как связи человека с Богом; существование абсо­люта не только не подвергает­ся сомнению, но и является исходной посылкой при ис­следовании. Религия рассмат­ривается как продукт боже­ственного откровения и представляется совершенной и законченной. 1) Протестантский теолог, историк и социолог религии Эрнст Трёльч (1865 – 1923); 2) Протестантский теолог и философ Рудольф Ommo (1869 – 1937); 3) Православный богослов и философ Павел Александрович Флоренский (1882 – 1937); 4) Американский социолог и теолог Питер Бергер (р. 1929) и немецкий социолог Томас Лукман (р. 1927).
философский нацелен на выявление основа­ний религии в человеческом опыте, на ее критический ана­лиз, осуществляемый с помо­щью методов философии. Существование религиозного абсолюта в философии не считается постулатом. Рели­гия анализируется как субъек­тивный опыт, имеющий осо­бенную природу. 1) немецкий философ Иммануил Кант (1724 – 1804); 2) немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831); 3) немецкий философ Людвиг Фейербах (1804 – 1872); 4) немецкие философы Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895).
социологический В его рамках религия изучает­ся как социальный феномен, т.е. доступное наблюдению, эмпирическим методам ис­следования социальное пове­дение человека (индивидов и групп): как образуются и функционируют религиозные группы и институты, благода­ря чему они сохраняются, или перестают существовать, ка­ковы отношения между рели­гиозными группами, почему между ними возникают кон­фликты, что лежит в основе ритуальных действий и т.д. Для социолога важно как ве­рования влияют на поведение людей. 1) немецкий социолог Макс Вебер (1864 – 1920); 2) французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917); 3) английский социолог и антрополог Альфред Радклиф-Браун (1881 – 1955): 4) английский антрополог и этнограф польского происхождения Бронеслав Малиновский (1884 – 1942); 5) американский социолог Толкотт Парсонс (1902 – 1979); 6)американский социолог Роберт Мертон (1910 – 2003).
биологический усматривает основу религии в биологических или биопсихи­ческих процессах человека. С этой точки зрения основу ре­лигии составляют религиоз­ный инстинкт, религиозное чувство (как оружие в борьбе за жизнь), «ген религиозно­сти». 1) американский энтомолог и этолог Эдуард Уилсон (р. 1929); 2) российский биолог и гене- тик Владимир Павлович Эфроимсон (1908 – 1989).
психологический усматривает причины появле­ния религии в особенностях человеческой психики, осо­бенно в эмоциональной сфере. Т.е. религия возникает на базе зависимости и страха, почита­ния и благоговения, любви, переживании бесконечности, стыда, нравственных чувств, чувства возвышенного. 1) американский философ и психолог-прагматист Уильям Джемс (1842 – 1910); 2) французский философ и антрополог Люсьен Леви-Брюль (1857 – 1939); 3) австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856 – 1939); 4) швейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875 – 1961); 5) немецко-американский философ, социолог и психолог Эрих Фромм (1900 – 1980).