Академическое обучение

Вдохновившись идеями великого чешского педагога Коменского (Comenius, 1657), Локк указал, что инструкция оказывается наиболее эффективной, когда нравится детям. Он предположил, что дети могут узнать о многих вещах (чтение букв, слов и т. д.). Локк также рекомендовал, чтобы наставления давались детям постепенно так, чтобы они могли полностью овладеть одной темой, прежде чем переходить к следующей, и он хотел, чтобы дети в своих занятиях видели порядок и пользу (s. 180).

Локк признавал, что детям могут не нравиться некоторые уроки, которые нам кажутся необходимыми для их будущего. В этих случаях учитель должен попытаться облегчить детям задачу. Конечно, учитель не должен наказывать детей физически или сильно pугать их. Суровая дисциплина лишь пугает ребенка, а учитель ничего не может сделать с пугливым ребенком. Как писал Локк: «Точно так же невозможно нарисовать прекрасный и правильный характер в дрожащем сознании, как портрет на трясущейся бумаге» (s. 167). Лучше всего опираться на такие вознаграждения и наказания, о которых мы говорили раньше: на похвалу и неодобрение.

Локк подчеркивал (s. 118-119) необходимость воспользоваться естественным любопытством ребенка. Дети, говорил он, учатся ради учебы; их сознание стремится к знаниям, как глаза к свету. Если мы просто слушаем их вопросы и прямо отвечаем на них, то их сознание расширяется за пределы того, что мы считали возможным.

Оценка

Как психолог Локк далеко опережал свое время. Его принципы научения — принципы ассоциации, повторения, моделирования, вознаграждения и наказания — стали краеугольными камнями всех со­временных теорий научения. Его мысли о корректировке поведения «при помощи постепенных изменений» - основа основ для современных сторонников этих теорий. Как мы увидим в дальнейшем, Локк во многом предвосхитил современные идеи.

Кроме того, идеи Локка о педагогике довольно близки к мыслям современных исследователей в области образования. Большинство учителей применяют вознаграждения и наказания (похвалы, оценки и критику), чтобы мотивировать детей учиться. Наиболее просвещенные учителя также понимают влияние моделей и потребность в постепенных шагах при воспитании ребенка, отвергая физические наказания.

Большинство современных работников образования разделяют непоследовательность Локка. Хотя они верят, что необходимо формировать характер детей, применяя вознаграждения и наказания. Они также признают, что такое социальное влияние не всемогуще. Они чувствительны к готовности ребенка учить различные вещи и признают, что ребенок лучше всего учится, когда проявляет спонтанное любопытство о конкретном предмете. Тем не менее, как и Локк, они не готовы опираться на внутреннюю мотивацию детей и понять ее. Учителя верят, что от них, от взрослых, зависит, научат они детей правильным вещам или нет. В действительности они не верят, что дети усвоят то, что нужно, не подвергаясь внешним стимулам, таким как похвала и оценки. В целом они разделяют взгляд Локка, что образование — это в основном процесс социализации. Ребенок учится завоевывать наше одобрение и таким образом усваивает то, что ему или ей нужно знать, чтобы стать полезным и добродетельным членом нашего общества.

Романтический натурализм Ж.- Ж. Руссо (1712-1778)

Основные работы:

«Общественный договор» (1762).

«Эмиль, или О воспитании» (1762