Итоговый контроль знаний
СХЕМА АНАЛИЗА ТЕКСТА/ДИСКУРСА
1. К какой социальной сфере дискурса можно отнести данное речевое произведение?
2. К какому функциональному стилю относится данный текст (разговорный; книжный: науч-
ный; деловой; публицистический; художественная литература)?
3. К какому жанру относится данный текст ( статья, рекламное об явление,речь, рассказ, ро-
ман, письмо, жалоба, инструкция и т.п.)?
4. Каков тип данного текста (дескриптивный, нарративный, объяснительный, аргументатив-
ный, инструктивный)?
5. Каков объем анализируемого текста (предложения/ СФЕ /фрагменты) иего композиция?
6. От какого лица написан текст (или его фрагменты)?
7. Определите коммуникативный фокус текста.
8. Какова структура текста (абзацы/ СФЕ/предложения)?
9. Какие типы речи представлены в тексте (повествование/ описание/ рассуждение; моно-
лог/диалог/полилог)?
10. Как представлена чужая речь в тексте прямая/ косвенная/ несобственно-прямая)? Найди-
те дискурсивные маркеры чужой речи.
11. Как представлена авторская речь и авторская оценка в тексте? Найдитедискурсивные
маркеры оценки.
12. Каковапресуппозиция текста, какие фоновые знания задействованы?
13. Какова тема-рематическая структура текста? Какие виды связи задействованы в нем?
14. Какие виды референции присутствуют в тексте? Определите средствавыражения рефе-
ренциальных и дейктических отношений в нем.
15. Как выражены анафорические и катафорические отношения в тексте?Выделите маркеры
ретроспекции и антиципации.
16. Какова временная партитура текста? Выделите маркеры временных отношений в тексте.
17. Каковы выразительные средства дискурса (фонетические, лексические, синтаксические),
использованные автором текста? Найдите в тексте тропы: эпитет, сравнение, метафору, алле-
горию и т.п.; фигуры речи: параллелизм , риторический вопрос, градацию, антитезу и т.п.
18. Есть ли в тексте прецедентные явления (цитаты) и элементы интертекста? Какова их дис-
курсивная функция?
19.Есть ли в тексте невербальные элементы (креолизованность)? Какова их функция?
20. Найдите дискурсивные маркеры авторитетности. Какова их функция?
21. Есть ли в тексте вербальные мифологемы и идеологемы, свойственныеконцептосфере
данной языковой культуры, проявления категории авторитетности?
22. В чем, по-вашему, выражается индивидуальный стиль автора текста?