Итоговый контроль знаний

СХЕМА АНАЛИЗА ТЕКСТА/ДИСКУРСА

1. К какой социальной сфере дискурса можно отнести данное речевое произведение?

2. К какому функциональному стилю относится данный текст (разговорный; книжный: науч-

ный; деловой; публицистический; художественная литература)?

3. К какому жанру относится данный текст ( статья, рекламное об явление,речь, рассказ, ро-

ман, письмо, жалоба, инструкция и т.п.)?

4. Каков тип данного текста (дескриптивный, нарративный, объяснительный, аргументатив-

ный, инструктивный)?

5. Каков объем анализируемого текста (предложения/ СФЕ /фрагменты) иего композиция?

6. От какого лица написан текст (или его фрагменты)?

7. Определите коммуникативный фокус текста.

8. Какова структура текста (абзацы/ СФЕ/предложения)?

9. Какие типы речи представлены в тексте (повествование/ описание/ рассуждение; моно-

лог/диалог/полилог)?

10. Как представлена чужая речь в тексте прямая/ косвенная/ несобственно-прямая)? Найди-

те дискурсивные маркеры чужой речи.

11. Как представлена авторская речь и авторская оценка в тексте? Найдитедискурсивные

маркеры оценки.

12. Каковапресуппозиция текста, какие фоновые знания задействованы?

13. Какова тема-рематическая структура текста? Какие виды связи задействованы в нем?

14. Какие виды референции присутствуют в тексте? Определите средствавыражения рефе-

ренциальных и дейктических отношений в нем.

15. Как выражены анафорические и катафорические отношения в тексте?Выделите маркеры

ретроспекции и антиципации.

16. Какова временная партитура текста? Выделите маркеры временных отношений в тексте.

17. Каковы выразительные средства дискурса (фонетические, лексические, синтаксические),

использованные автором текста? Найдите в тексте тропы: эпитет, сравнение, метафору, алле-

горию и т.п.; фигуры речи: параллелизм , риторический вопрос, градацию, антитезу и т.п.

18. Есть ли в тексте прецедентные явления (цитаты) и элементы интертекста? Какова их дис-

курсивная функция?

19.Есть ли в тексте невербальные элементы (креолизованность)? Какова их функция?

20. Найдите дискурсивные маркеры авторитетности. Какова их функция?

21. Есть ли в тексте вербальные мифологемы и идеологемы, свойственныеконцептосфере

данной языковой культуры, проявления категории авторитетности?

22. В чем, по-вашему, выражается индивидуальный стиль автора текста?