Поперечная устойчивость автомобиля при торможении.
При эксплуатации поперечная устойчивость чаще теряется при торможении, т.к. возникают тормозные силы в контакте колеса с дорогой и колесо утрачивает способность воспринимать поперечные силы. При полной блкировке колес их движение становиться неустойчивым. Устойчивость и управляемость предьявляют разные требования к распределению сил между осями.
Вопрос колеса какой оси могут быть заблокироваными до сих пор остается спорным.
Если блокируются задние колеса автомобиль легко входит в состояние прогресирующего заноса, из которого его можно вывести поворотом передних колес, если они еще полностью не исрпользовани силы сцепления и не заблокированы. Если раньше блокируются епердние колеса, то прогресирующего заноса нет, но автомобиль теряет управляемость.
Продольная устойчивость автомобиля.
При потере продольной устойчивости машина опрокидывается вокруг точек пеердних либо задних колес или скользит в продольном направлении.
Особое внимание к продольной устойчивости следует удельять для автомобилей-тягачей.
Продольная устойчивость определяется коэфициентом сцепления колес с дорогой.
Эксплуатационные факторы, влияющие на устойчивость:
- состояние шин и тормозов;
- регулировка тормозов (неправильная регулировка может привести к возникновению дополнительных моментов, вызывающих потерю устойчивости).
Особое влияние на устойчивость оказывает расположение груза на автомобиле.
Для повышения критической скорости движения на повороте дорогу делают с виражами. При уменьшении радиуса кривой поворота уклон виража растет.
Управляемость АТС.
Управляемлость оценивают по соответствию параметров движения АТС воздействия водителя на рулевое управление.