Задание 2. Создание ассоциативных композиционных структур

Процесс восприятия предметов окружающего мира всегда сопровождается как прямыми, так и побочными (нежелательными) ассоциациями. Для художественных произведений, как и для всего мира предметно-пространственных форм, крайне нежелательны эти побочные, параллельные, незапрограммированные ассоциации, которые мешают восприятию авторского художественно-образного замысла. Цель данного задания - научиться создавать структурные построения, которые вызывают конкретные прямые ассоциации.

Ассоциации делятся на физические и эмоциональные.

Физические ассоциации: весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие); температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие); тактильные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, скользкие); акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные); пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхностные).

Эмоциональные ассоциации: позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические); негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентиментальные); нейтральные (спокойные, уравновешенные, безразличные).

При создании ассоциативных композиций не допускается введение предметных форм, ассоциирующихся с данным ощущением. Необходимо оперировать формальными графическими средствами: точкой, линией, пятном, фактурой, цветом.

1. Графическая интерпретация контрастных звуков (громко-тихо, звонко-глухо)

Материалы и инструменты:бумага ватман форматом А-4; гуашь, темпера, гелиевая ручка, фломастер, рапидограф, графитный карандаш, ластик, линейка, циркуль.

Первое задание связано с созданием структурных построений на основе преобразования предметных ассоциаций в изобразительно-графические элементы. Выполнение этой работы связано с исследованием звукового фона, сопровождающего нашу повседневную жизнь.

На листе ватмана форматом А-4, расположенном горизонтально, закомпоновать два композиционных поля. В каждом из двух полей создать композиционную структуру, отражающую определенную звуковую ассоциацию. Предлагается выполнить на каждую интерпретацию звуковой ассоциации по два варианта композиций в графическом материале (тушь, перо, рапидограф, гелиевая ручка и.т.д.) и в цвете (гуашь, темпера). Таким образом, на одном листе выполнить две композиции, выражающие контрастные звуковые ощущения в графическом материале, на другом – две композиции аналогичной тематики, выполненные в цвете.

Выполнить серию поисковых эскизов. Отобрать соответствующей формы геометрические элементы. Определить ведущее художественно-выразительное средство и роль вспомогательных средств.

Допускается введение тональных модуляций цветового тона и использование нескольких цветов, сочетание различных фактур.

Оформить законченную работу тонкой рамкой. Под рамкой в правом нижнем углу подписать пятимиллиметровым шрифтом название задания, фамилию автора и номер группы.

2. Контрастные вкусовые ощущения (кислое - сладкое)

Материалы и инструменты: бумага ватман форматом А-4; гуашь, темпера, гелиевая ручка, фломастер, рапидограф, графитный карандаш, ластик, линейка, циркуль.

На листе ватмана форматом А-4, расположенном горизонтально, закомпоновать два композиционных поля. В каждом из двух полей создать композиционную структуру, отражающую определенное вкусовое ощущение.

Предлагается выполнить на каждую интерпретацию вкусового ощущения по два варианта композиций в графическом материале (тушь, перо, рапидограф, гелиевая ручка и.т.д.) и в цвете (гуашь, темпера). Таким образом, на одном листе выполнить две композиции, выражающие контрастные вкусовые ощущения в графическом материале, на другом – две композиции аналогичной тематики, выполненные в цвете.

Выполнив серию поисковых эскизов, выбрать наиболее удачные. Отобрать геометрические элементы соответствующей формы. Определить ведущее художественно-выразительное средство и роль вспомогательных средств.

Допускается введение тональных модуляций цветового тона, использование нескольких цветов, сочетание различных фактур.

Оформить законченную работу тонкой рамкой. Под рамкой в правом нижнем углу подписать пятимиллиметровым шрифтом название задания, фамилию автора и номер группы.

3. Контрастные тактильные ощущения (твердое - мягкое, гладкое - шероховатое)

Материалы и инструменты: бумага ватман форматом А-4; гуашь, темпера, гелиевая ручка, фломастер, рапидограф, графитный карандаш, ластик, линейка, циркуль.

На листе ватмана форматом А-4, расположенном горизонтально, закомпоновать два композиционных поля. В каждом из двух полей создать композиционную структуру, отражающую определенное тактильное ощущение.

Предлагается выполнить на каждую интерпретацию тактильного ощущения по два варианта композиций в графическом материале (тушь, перо, рапидограф, гелиевая ручка и.т.д.) и в цвете (гуашь, темпера). Таким образом, на одном листе выполнить две композиции, выражающие контрастные тактильные ощущения в графическом материале, на другом – две композиции аналогичной тематики, выполненные в цвете.

Выполнив серию поисковых эскизов, выбрать наиболее удачные. Отобрать геометрические элементы соответствующей формы. Определить ведущее художественно-выразительное средство и роль вспомогательных средств.

Допускается введение тональных модуляций цветового тона, использование нескольких цветов, сочетание различных фактур.

Оформить законченную работу тонкой рамкой. Под рамкой в правом нижнем углу подписать пятимиллиметровым шрифтом название задания, фамилию автора и номер группы.