Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. Распределите надорганизменные системы в порядке усложнения их структуры: популяция, биосфера, экологическая система, биотоп, биоценоз и назовите их компоненты.
2. Составьте пастбищную цепь питания, в которой человек является консументом 2-го порядка. Составьте детритную цепь питания, в которой человек является консументом 2-го порядка. Какой трофический уровень занимает человек в этих цепочках?
3. Представьте модель наземной экологической системы в виде пирамиды энергии.
4. Установите соответствие между источниками загрязнения водных объектов и загрязняющими агентами:
Сельское хозяйство кислоты, щелочи, нефтепродукты
Бытовые стоки Биогенные элементы, микроорганизмы,
Промышленные стоки СПАВы, биогенные элементы.
Предложите мероприятия, обеспечивающие снижение антропогенной нагрузки на природную среду перечисленных объектов.
5. Распределите загрязняющие вещества в порядке снижения их токсичности:
хлор (ПДК с.с. 0,03 мг/м3).
бенз(а)пирен (ПДК с.с. 0,000001мг/м3);
ртуть металлическая (ПДК с.с. 0,0003 мг/м3);
азота диоксид (ПДК с.с. 0,085 мг/м3);
6. «В 1850 году содержание двуокиси углерода в атмосфере составляло 265 частей на миллион. К 1988 году этот показатель вырос до 350 частей, а к 2000 году – до 450 частей. В результате этого средняя температура на планете поднялась на 0,5–0,7 градусов Цельсия».
Объясните причины накопления парниковых газов в атмосфере Земли, возникающие проблемы и пути их решения:
7. Определите плату за выброс загрязняющего вещества от стационарного источника по исходным данным, представленным в таблице. Коэффициент экологической ситуации и значимости атмосферы в Татарстане равен 1,9.