Теоретическая глава

Как правило, первая глава выпускной квалификационной работы содержит изложение теоретических проблем по теме исследования.

В данной главе необходимо раскрыть содержание определений исследуемых экономических категорий. Далее следует определить роль данных категорий в современной экономике, сформулировать задачи их учета, аудита и анализа, а также основные проблемы, которые будут рассматриваться в выпускной квалификационной работе либо в теоретическом, либо в практическом аспектах.

Особое внимание уделяется сходству и различию отечественной и международной методологии учета, аудита и анализа, поскольку в настоящее время российский учет непрерывно реформируется. Это происходит под влиянием совокупности факторов, основным из которых выступает приведение отечественной системы учета в соответствие с международными стандартами, что позволит решить одновременно целый ряд задач.

Во–первых, формирование отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) открывает российским организациям возможность приобщения к международным рынкам капитала.

Во–вторых, отчетность, сформированная согласно международным стандартам, отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей.

В–третьих, использование МСФО позволяет значительно сократить время и ресурсы, необходимые для разработки нового комплекта национальных правил отчетности.

Главной целью разработки международных стандартов является гармонизация национальных систем учета и отчетности для повышения потребительских качеств финансовой отчетности транснациональных корпораций и других хозяйствующих субъектов.

В этой связи важную роль играет изучение накопленного в этой сфере опыта в странах с развитыми рыночными системами хозяйствования, и, прежде всего, стран Европейского союза и США.

Зарубежный опыт техники и принципов формирования финансовой отчетности наряду с теоретическим имеет и сугубо прикладное значение. Так, развитие внешнеэкономических связей и привлечение иностранных инвестиций диктует необходимость обеспечения потенциальных партнеров достоверной финансовой информацией, позволяющей им принимать обоснованные управленческие решения при построении экономических отношений с российскими коммерческими структурами. Наряду с этим, особое значение приобретает и проблема доведения информации (реальной и прогностической) содержащейся в отчетах об отечественных субъектах хозяйствования до потенциальных инвесторов в привычном для них формате.

На основании изложенного, студентам при рассмотрении почти всех тем выпускных работ рекомендуется учитывать зарубежный опыт, принципы учета и формирования отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Мнения различных авторов по поводу отдельных аспектов исследуемых категорий должны излагаться в хронологической последовательности. В случае их расхождения студент должен критически оценить мнения разных авторов и определить какой позиции он отдает предпочтение, либо обосновать свою точку зрения, если она отличается от существующих.

Таким образом, если дипломная работа включает вопросы учета и анализа или учета и аудита, то содержание может быть представлено тремя главами. Первая глава – теоретическая, вторая – учетная, третья –аналитическая. В первой главе следует изложить теоретические аспекты проблем учета и экономического анализа (аудита). Во второй главе дать краткую экономическую характеристику исследуемого предприятия и рассмотреть практические вопросы учета. В третьей главе провести анализ (аудит).

В этом случае примерное содержание выпускной квалификационной работы может быть следующим.

Тема: «Учет и анализ основных средств. Проблемы эффективности их использования»:

Введение

1 Теоретические аспекты учета основных средств в современных условиях хозяйствования

1.1 Основные средства как объект учета. Классификация, оценка и задачи учета основных средств

1.2 Учет основных средств согласно МСФО 16, его сравнение с ПБУ 6/01

1.3 Инвентаризация и переоценка основных средств

2 Организация бухгалтерского и налогового учета основных средств в ООО «ХХХ»

2.1 Краткая экономическая характеристика ООО «ХХХ»

2.2 Документальное оформление и учет движения основных средств

2.3 Учет затрат на ремонт основных средств

2.4 Амортизация основных средств в целях финансового и налогового учета

2.5 Ведение бухгалтерского и налогового учета основных средств в условиях автоматизации учетных процедур в организации

2.6 Пути совершенствования бухгалтерского и налогового учета основных средств в организации

3 Анализ основных фондов ООО «ХХХ»

3.1 Цель и задачи анализа основных средств, его информационное обеспечение

3.2 Анализ динамики и структуры основных средств

3.3 Анализ состояния и движения основных средств

3.3 Анализ эффективности использования основных средств в организации

Заключение

Библиографический список

Если в работе рассматриваются вопросы и учета, и анализа, и аудита, то выделяют три главы, одна из которых учетная, вторая аналитическая, и третья, содержащая вопросы аудита.

В главах идет последовательное описание теоретических и практических вопросов учета, анализа и аудита. В этом случае общие теоретические аспекты проблемы более подробно освещаются во введении, а по направлениям исследования в первых пунктах каждой главы.

Примерное содержание такой выпускной квалификационной работы может быть следующим.

Тема: «Учет, анализ, аудит дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии»:

Введение

1 Организация бухгалтерского учета расчетов с дебиторами и кредиторами ООО «ХХХ»

1.1 Краткая экономическая характеристика ООО «ХХХ»

1.2 Организация первичного учета дебиторской и кредиторской задолженности в организации

1.3 Учет дебиторской и кредиторской задолженности: противоречия бухгалтерского и налогового законодательства

1.4 Создание и использование резервов по сомнительным долгам в организации

1.5 Пути совершенствования учета дебиторской и кредиторской задолженности

2 Экономический анализ расчетов с дебиторами и кредиторами ООО «ХХХ»

2.1 Цели, задачи анализа дебиторской и кредиторской задолженности его информационная база

2.2 Анализ состава и структуры дебиторской задолженности в организации

2.3 Анализ состава и структуры кредиторской задолженности в организации

2.4 Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности организации

2.5 Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности организации

3 Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами ООО «ХХХ»

3.1 Планирование аудита

3.2 Оценка системы внутреннего контроля

3.3 Программа аудита расчетов с дебиторами и кредиторами

3.4 Проверка соблюдения принципа допущения непрерывности деятельности в организации

3.5 Проведение аудита расчетов с дебиторами и кредиторами в организации

Заключение

Библиографический список

В качестве одного из пунктов данной главы могут рассматриваться проблемы автоматизации экономического анализа, особенно, если у исследуемого предприятия имеется опыт использования аналитических программ.

 

Практическое исследование объекта и предмета ВКР выполняется на конкретных материалах организаций и предприятий различных форм собственности. Данный раздел включает: краткую характеристику объекта исследования (в т.ч. правовые основы деятельности объекта исследования, описание организационно-управленческой структуры и основных видов деятельности, анализ социально-экономических показателей, выявление и обоснование необходимости решения проблемы); исследование предмета ВКР в рамках поставленной проблемы; анализ и обобщение результатов исследования.

Конкретные рекомендации по совершенствованию предмета ВКРпредставляют собой комплекс рекомендаций (2-4), направленных на улучшение деятельности объекта исследования и его аналогов. Рекомендации обязательно должны быть обоснованны, то есть содержать подробные пояснения того, как они должны быть реализованы. Если на реализацию предлагаемых мероприятий необходимы денежные средства, то должны быть подсчитаны затраты и оценен ожидаемый экономический эффект.

Проектная часть исследованиявключает в себя:

· разработку мероприятий по решению проблемы;

· обоснование предложенных мероприятий;

· механизм реализации проекта и схему управления им.

Разработка мероприятий по решению проблемыв зависимости от целей и задач бакалаврской работы может быть представлена в виде:

· программы мероприятий по совершенствованию какого-либо направления деятельности предприятия (организации), которая позволит решить выявленные проблемы и преодолеть имеющиеся недостатки;

· предложений по совершенствованию методик и инструментов решения каких-либо практических задач с их апробацией в реальных условиях и выводами об условиях применения;

· бизнес-плана (или инвестиционного проекта), необходимость реализации которого была обоснована в исследовательской главе;

· предложений по изменению организационной структуры предприятия в целом или по отдельным направлениям деятельности и т.д.

Обоснование предложенных мероприятийпроводится по одному или нескольким следующим направлениям:

1. Социальный эффект и социальная эффективность, определяемые следующими показателями:

· изменением рабочих мест на предприятии;

· изменением уровня оплаты труда работников предприятия (включая премии и другие формы поощрения, выраженные в стоимостной форме);

· изменениями доступности и стоимости услуг инфраструктурного характера в рамках населенного пункта (увеличение пропускной способности дорог, изменение стоимости жилищно-коммунальных услуг, появление новой услуги и т.п.).

2. Налоговый эффект и налоговая эффективность, характеризующие изменение налоговых поступлений в бюджеты и внебюджетные фонды всех уровней.

3. Экономический эффект и экономическая эффективность, определяемые:

· показателями результативности (величина прибыли, показатели рентабельности) и ликвидности предприятия;

· показателями, характеризующими параметры конкретного проекта:

а) сроком окупаемости проекта;

б) чистой текущей стоимостью доходов;

в) ставкой доходности проекта;

г) внутренней ставкой доходности проекта;

д) ставкой доходности финансового менеджмента.

4. Нормативно-правовое обеспечение проекта, определяемое показателями:

· наличие правовой базы, регулирующей основную деятельность организации (Устав; Положение, регламентирующее виды деятельности организации; положения о структурных подразделениях; коллективный договор; должностные характеристики; приказы по основной деятельности; договоры и соглашения с контрагентами и т.д.);

· обеспеченность юридической службы квалифицированными кадрами;

· качество подготовки нормативных документов по основной деятельности организации;

· качество правовой экспертизы проектов нормативных документов организации и договоров и соглашений, поступающих от контрагентов;

· динамика поданных претензий и исков и количество выигранных судебных дел.

Выпускающая кафедра в методических рекомендациях по написанию ВКР по конкретному направлению подготовки может расширить перечень аспектов, по которым может быть проведено обоснование (например, техническое, технологическое, технико-экономическое).

Механизм реализации проекта и схема управления импредставляет собой:определение этапов, сроков исполнения, исполнителей и ответственных, источники финансирования.