Второй параграф: проблемы философии, функции философии и типы мировоззрений.

 

§ I. Природа и предмет философского знания.

 

Возникновение мировой философской мысли связано с вызреванием человеческой цивилизации. Об этом говорят дошедшие до нас письменные источники далекой эпохи VIII-VI веков до н.э.: египетские, вавилонские, древнеиндийские, древнекитайские, древнегреческие и древнеримские. В частности, «Беседа господина со своим рабом», «Песнь арфиста», «Веды», «Махабхарата», «Книга перемен», а также известные сочинения Фалеса, Гераклита, Платона, Аристотеля, Эпикура, Лукреция и ряда других выдающихся мыслителей древности. Следующий за античным периодом период европейской философии связан с достижениями прежних мировых эпох, а также христианским миропониманием и вероучением.

Появление термина «философия» не случайно. «Философия» и иные понятия, в зарождающейся и развивающейся цивилизации, отражали суть происходящих процессов и явлений. Человек начинал осмыслять мир и нарекал происходящее понятными ему словами. Любовь к мудрости наших предков положила начало философии, волнующей и по сей день людей, как в ее предметном, так и в категориальном звучании. Язык эллинов соединил два понятия в одно: «fileo» - любовь и «sofia» - мудрость, представлялись как «философия» - любомудрие или любовь к мудрости. Науковедческая школа, история философии приписывают появление и трактовку этого понятия древнегреческим философам - Пифагору, Сократу и Платону. Однако, если Пифагор с понятием «философ» связывал личность, которая всего лишь любит мудрость, но не является мудрецом (т.к. истинные мудрецы только Боги), то у Сократа с понятием «философа» связывалось представление о человеке, который не столько стремится действовать, сколько пытается осмыслить то, что и как делает.

Мысль Платона пошла ещё дальше, так как понятие «sofia» в действительности для эллинов было гораздо значительнее, чем только «мудрость». Платон вложил в него глубинную сущность - «любви к истине» и даже более.

Пифагор VI-V в. до н.э. - древнегреческий философ и математик. Его имя окружено легендами и тайной. Предположительно в 531 г. до н.э., после установления тирании Поликрата, Пифагор покидает о. Самосу и обосновывается в г. Кротоне (Южная Италия). Там он основывает свою школу – пифагорейский союз, отделения (гетерии) которого распространились по многим городам. Пифагорейский союз представлял собой своеобразную форму организации, члены которой подчинялись жесткой дисциплине. Высшим авторитетом пользовалась ссылка на Пифагора: «сам сказал!» Сущность всего существующего содержится, по учению Пифагора, в числе. Все в мире изменяется: познать управляющие им числа – значит, познать его строение и закономерности. Числу было придано универсальное, мистическое значение. Применение математики дало перспективные объяснения в области астрономии, музыки. Мистификация числа стала исходным пунктом учения Пифагора о так называемой «музыке сфер», о небесной гармонии. Смерть Пифагора также связывают с чрезвычайной преданностью его числам, что привело к неудовольствию его действиями сильными мира и насильственной гибели.

Чем представлялась философия в самом начале своего зарождения?

Она была всеобщим, универсальным видением мира, совокупностью синкретических (внесистемных) знаний обо всем: о природе, о вселенной, о человеке, о душе, о богах, о языке, об искусстве, о риторике, о софистике, о мышлении, о поведении, о математике, физике, химии, биологии и т.д. За пределами философии не существовало никакого другого знания.

Позднее, в XV-XVI веках, по мере своего развития от философии как «науки наук» последовательно стали отходить целые области знания естественных, технических и общественных наук: математика, механика, астрономия, физика, химия, биология, социология… Процесс отделения идет до сих пор. Это - этика, эстетика, психология, социальная психология, герменевтика, акмеология, геронтология...

Появился вопрос: остается ли что-либо из области знания для самой философии? Не останется ли она без своего предмета? Эти споры не беспочвенны. Они продолжаются по сей день.

Некоторые мыслители утверждают, что философия не наука, ибо у неё нет своего предмета изучения: «каждая наука - сама себе философия». Приводится множество и иных аргументов: «положения философии не проверяемы, философия не имеет практической значимости для общества, философия изучает общее, а в реальности существует единичное» и другие.

Стоит отметить, что в настоящее время существует около двух тысяч частных наук и у всех есть свой предмет познания. Вот в этой связи и возникает три существенных позиции: первая - ни одна частная наука не может выработать общего, целостного, совокупного, интегрального знания о мире и о человеке; вторая - философия, в отличие от частных наук, не только познает, но и оценивает мир; третья - философия вырабатывает методы отношения к миру.

Обобщающее можно сказать: философия - это система знания; философия - это система оценок и позиций; философия - это система методов и принципов деятельности.

Все эти функции философии являются не частными, а универсальными для всех наук, для всех областей знания, для всех видов деятельности. Таким образом, историческое развитие философии демонстрирует три момента её существования: на первом этапе развития философии она представлялась всеобщей, синкретической, совокупной целостностью знания общества; на втором этапе она стала наукой в ряду других частных наук; третий этап характеризовал философию как новое системное образование: квинтэссенцию знаний, оценок, методов.

Философия в целом - это не просто самостоятельная наука, особая научная дисциплина, а область духовной деятельности человека, специфический тип мышления, система мировоззренческих чувств. Человек, как бы погружаясь в некое «философское» состояние духа, размышляет о мироздании, о добре и зле, прекрасном и безобразном, человеческом и природном, справедливом и коррупционном, истинном и лживом, о смысле жизни и человеческой истории.

Процесс философского творчества отвечает глубинной потребности человека в разумном обосновании его места в потоке бытия, смысле жизни, исторического предназначения, личной свободы и сути окружающего.

Человек осмысливает мир и себя как проблему, он ставит радикальные вопросы, ищет понимания и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в безднах трансцендентного (запредельного и недоступного познанию) мира.

Это происходит посредством рефлексии (лат. reflexio – обращение назад, а также как размышляю, оцениваю то, что было).

Человек - вот суть в понимании природы философии, в её зарождении, становлении, развитии. Это та мыслительная субстанция, которая аккумулировала знания и затем вывела философию как самостоятельную универсальную область знания, применимую к любым научным дисциплинам.

Придерживаясь материалистической интерпретации основного вопроса философии - отношение и первичность материи и сознания, бытия и мышления, материального и духовного, а также учитывая многообразие нематериалистических, немарксистских философских направлений, которые должны быть представлены содержанием основного вопроса философии, автор делает его категориальную корректировку на базе философской школы Л.А. Зеленова:

один полюс отношения, одна противоположность, одна оппозиционная сторона определяются нами не атрибутивно (сознание, мышление), а субстанциально - человек, как материальная система, с ее сознанием, мышлением, субъективностью, чувствами, переживаниями, ощущениями, восприятиями, ибо именно человек является той высшей субстанциальной формой, которая порождена иным (универсальным, вселенским) и включена в него, выделяет и противопоставляет себя иному, внечеловеческому;

другой полюс отношения мы определяем не через конкретное понятие, не через одну из форм бытия внечеловеческого (материя, бытие, тело, вещь), а через абстрактную форму внечеловеческой реальности - универсум, как совокупность потенциальных и актуальных форм бытия, которые в системе отношений с человеком обретают различную конкретность: мир (духовно освоенный универсум) и среду (предметно освоенный универсум).

При таком подходе поляризация материального и духовного, а значит и материализма и идеализма остается, потому что обе стороны, оба полюса отношений могут различными философскими системами трактоваться различно: универсум как материя, как природа, как бытие, как Бог, как дух, как комплекс ощущений, как представление, как воля, как разум… (Демокрит, Б. Спиноза, Л. Фейербах, Г. Гегель, Д. Юм, А. Шопенгауэр); человек как тело, как организм, как субъект, как сознание, как «машина».

Центральная оппозиция «универсум - человек» позволяет учесть и последующее развитие философии, поскольку в качестве полюсов отношений могут выступать различные глобальные, космические системы: сверхчеловек, внеземные цивилизации, неопознанные объекты любого типа. Просто происходит модификация оппозиции: «универсум - сверхчеловек», «универсум - «внеземные цивилизации», «космос - человек» или в общем (т.е. философском) виде: «внечеловеческое - человек».

Так или иначе, но человеческая философия, философия человеческого общества не может избавиться от антропоцентризма или от включения человека в оппозиционную систему любого типа: «есть я и не я», «есть человеческое и внечеловеческое». Это обусловлено тем простым обстоятельством, что философию создает человек, философствует человек и именно он определяет свое многогранное отношение ко всему тому, что не является человеком и человеческим.