Частота акцентуаций характера среди подростков

  юноши девушки
8-й класс средней школы
9–10-й классы средней школы
9–10-й классы математической школы
9–10-й классы английской школы
1–2-й курсы ПТУ
Морское училище
Педагогическое училище
Физкультурный техникум

Психосоциальная классификация характеров

В нашей стране в начале XX века Александр Федорович Лазурский впервые предложил создать психосоциальную классификацию характеров, которая учитывала бы не только субъективные особенности людей, но и их мировоззрение, их «социальный аспект». Позже на Западе аналогичный подход был предложен Э. Фроммом.

Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Эрих Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависят от типа социальных условий, в которых живет индивидуум. Возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности – то, что Фромм назвал «основными ориентациями характера».

Существуют фундаментальные психологические потребности – вечные, неизменные, внеисторические стремления «Я». Они же являются движущими силами истории. Их цель – в далеком будущем установить гармонию человека с природой, другим человеком и самим собой на основе полного развития и реализации человеческой сущности. Другими словами, смысл каждой жизни и всей истории –реализация внутренних потенций. Еще никогда в истории не было возможностей их реализации. Эта невозможность создает фрустрирующую ситуацию.

Совокупность фундаментальных потребностей реализуется разными способами в различных социокультурных условиях. Продуктом условий является «социальный характер» как проявление неизменной человеческой природы. Автор постулирует следующие четыре вида характеров, превалирующих в современных обществах: рецептивный, эксплуататорский, накопительский, рыночный.

Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни – скорее быть любимыми, чем любить. В жизни они пассивны, доверчивы и сентиментальны.

Эксплуататорские (эксплуатирующие) типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой. Они не способны к творчеству, и поэтому добиваются любви, обладания, идей, эмоций, заимствуя все это у других. Агрессивны, надменны, самонадеянны, эгоцентричны и склонны к соблазнению. К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства.

Накопительский тип пытается обладать как можно большим количеством материальных благ, власти, любви и стремяится избегать любых поползновений на свои накопления. Он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое, ригиден, подозрителен и упрям. Согласно Фромму, у него есть и положительные особенности – предусмотрительность, лояльность и сдержанность.

Рыночный тип исходит из убеждения, что все на свете, включая человека является товаром, который можно выгодно продать или обменять. Его отношения с окружающими поверхностны, его девиз – «Я такой, каким вы хотите меня видеть».

Чувства неуверенности, бессилия, беспомощности могут компенсироваться защитными реакциями: мазохистской, садистской, деструктивной, конформной. Это универсальные способы квазирешения, псевдорешения экзистенциональной проблемы. По Фромму это непродуктивные (нездоровые) типы социальной адаптации, хотя они и позволяют обрести чувство безопасности, защищенности и приспособиться к требованиям общества. Конформизм как защитная реакция проявляется в том, что человек отказывается от собственного «Я» посредством растворения себя в массе, толпе. Деструктивнаязащитная реакция характеризуется стремлением уничтожать, разрушать все то, что находится вне сферы интересов индивида, как внешнюю причину тревожного состояния. По Фромму, в конкретном обществе преобладает и господствует определенный социальный тип личности, с характерной для него защитной реакцией.

В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный характер, с точки зрения Фромма, – конечная цель в развитии человека. Этот тип – независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Он способен к продуктивному логическому мышлению, любви и труду. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана. Любовь и основанная на ней продуктивная ориентация характера – единственно верный и разумный способ решения экзистенциальной проблемы.

Темперамент ребенка в процессе обучения

Взрослые должны учитывать, что именно темперамент и характер очень часто играют важную роль в том, как будут налаживаться отношения ребенка с окружающими, особенно в школе.

Некоторые дети медленно усваивают объясняемый материал, другие слишком живы и непоседливы, третьи не могут долго концентрировать свое внимание на какой-то одной задаче, отвлекаются на посторонние вещи. Это вовсе не означает, что они не могут усвоить материал; просто-напросто их «стиль» не соответствует жестким рамкам традиционной школьной системы. Поэтому такие дети быстро «оттесняются в сторону», и к ним начинают относиться как к неспособным.

Дж. Каган[31] в своих исследованиях выделяет два типа детей: вдумчивых и импульсивных. Вдумчивые дети углубляются в задачу, даже если она трудна, и посвящают ее решению столько времени, сколько необходимо. Однако, по-видимому, основная их цель – избежать неудачи. Их социальная активность часто бывает незначительной, они мало участвуют в жизни класса и особенно боятся попасть в незнакомые им социальные ситуации. Импульсивные дети не боятся рисковать, хорошо входят в коллектив, стремятся к быстрому успеху. Часто они довольствуются кратковременными успехами и достижениями. Получив вопрос, дают первый ответ, который приходит им в голову. Иногда это вызывает трудности при обучении, особенно в области чтения. Многие импульсивные дети то и дело пропускают строчки в книге или подставляют одно слово на место другого. Точно так же они ведут себя и при решении задач, часто выдавая неоднозначные ответы. Это не означает, что успеваемость у импульсивных детей должна быть ниже, чем у вдумчивых.

Каган отмечает, что более низкий показатель IQ у импульсивных детей обусловлен не тем, что они в принципе менее способны, а часто связан с тем, что они отвечают на вопросы тестов с присущей им торопливостью. В отношении творческих способностей дело обстоит сложнее. У вдумчивых детей больше шансов стать творческими личностями, однако импульсивные дети имеют также немало шансов развить оригинальное мышление, поскольку они зачастую принимают неоднозначные решения.

Эмоции

«Говорят, что несчастье хорошая школа, может быть. Но счастье есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному».

А. С. Пушкин

Под эмоциями подразумеваются самые разнообразные реакции человека – от бурных проявлений до тонких оттенков настроения. Зависят они от личной значимости и оценки ситуации с точки зрения жизнедеятельности человека. Если человек более или менее объективно воспринимает действительность, то эмоции отражают субъективное отношение человека к самому себе и к окружающему его миру. Таким образом, наиболее существенная черта эмоций – их субъективность.

Эмоция проявляется одновременно и во внутренних переживаниях и в поведении. Внутренние переживания субъективны, и единственный способ ознакомиться с ними – это спросить у субъекта, что он испытывает. Однако порой трудно передать словами то, что испытываешь на самом деле. Поведение, казалось бы, можно объективно наблюдать, но и это не всегда удается растолковать однозначно. Например, трудно интерпретировать слезы на глазах, так как мы не знаем, от радости они, негодования или огорчения. Выражение той или иной эмоции очень часто связано с культурой, к которой принадлежит человек (например, на Востоке и на Западе по-разному будут восприниматься насупленные брови, улыбка или прямой взгляд «глаза в глаза»).

Физиологические реакции организма при выражении той или иной эмоции чрезвычайно разнообразны. Эту активацию можно измерить при помощи приборов, например полиграфом. При регистрации физиологических изменений, связанных с эмоциями, прибор записывает получаемые с помощью электродов сигналы, отражающие ритм сердца, дыхание, артериальное давление и изменение электропроводности кожи. Эмоция радости сопровождается усиленным притоком крови к коже, она краснеет и делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей, и все физиологические отправления начинают совершаться лучше. Человек жестикулирует, дети прыгают, хлопают в ладоши, радуются и смеются. Чем напряженней человек, тем меньше его способность к наслаждению и ощущению счастья. Если радость дает ощущение легкости, то в горе возникает ощущение тяжести. В горе человек помнит о своем теле, оно все время тянет его к земле. В печали у человека ощущение усталости, чаще наблюдаются медленные и слабые движения. Расслабляются мышцы глазной впадины и глаза кажутся большими. Сосуды сужаются, человек постоянно ощущает холод и озноб и с большим трудом согревается. Мелкие сосуды легких сокращаются и уменьшается приток крови. В этом положении человек ощущает недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и старается облегчить свое состояние глубокими и продолжительными вздохами. Печального человека легко узнать по внешнему виду: походке, голосу, положению рук.

Эмоции тесно связаны с потребностямичеловека и той информацией, которую он получает из окружающего мира. Зависимость возникновения или невозникновения эмоции от количества информации, которой располагает человек, можно выразить следующей формулой: Э = П (Ин – Ии), где Э – это эмоция, П – потребность, Ин – необходимая информация для удовлетворения той или иной эмоции, Ии – информация, имеющаяся у человека в наличии.

Подразделить эмоции можно на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, стресс. Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Это взрывная, аварийная реакция на экстремальную ситуацию. К аффектам относятся: ярость, ужас, отчаяние, экстаз. В аффекте резко изменяется внимание, переключаемость снижается, в поле восприятия оказываются только те объекты, которые связаны с переживанием. Все остальные раздражители остаются вне поля восприятия и осознаются недостаточно. В этом причина практической неуправляемости человека в состоянии аффекта (в Уголовном кодексе меньшая ответственность предусмотрена за действия, совершенные в состоянии аффекта). В аффекте человеку труднее сосредоточиться и предвидеть результаты своих поступков, у него меняется мышление, ухудшаются операции прогнозирования, становится невозможным целесообразное поведение. Собственно эмоцииболее длительные состояния. Это реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Чувства – еще более длительные психические состояния, имеющие четкий предметный характер. Они выражают устойчивое отношение к каким-либо реальным или воображаемым объектам. Человек не может переживать чувства вообще, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Нельзя испытывать чувства любви, не имея объект поклонения или привязанности. Настроениенаиболее длительное эмоциональное состояние, которое окрашивает все поведение человека. Настроение, в отличие от собственно эмоций, менее интенсивно, менее устойчиво, зависит от складывающихся обстоятельств. Оно связано с самооценкой и уровнем притязаний. У лиц с высокой самооценкой чаще наблюдается повышенное настроение; у лиц с заниженной самооценкой – склонность к пассивно-отрицательным состояниям.

Отрицательные эмоции возникают в условиях дефицита информации, необходимой для организации действий. Самая сильная из них – страх, может проявляться как состояние боязливости, испуга и доходить до ужаса. Испуганный человек в первый момент останавливается как вкопанный, задерживает дыхание, остается неподвижным, как бы инстинктивно стараясь оставаться незамеченным. Кожа может мгновенно побледнеть, как перед обмороком, иногда выступает холодный пот, во рту пересыхает, голос становится сиплым или пропадает совсем.

Старинная притча о страхе. «Куда ты идешь?» – спросил странник, повстречавшись с Чумой. «Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек». Через несколько дней тот же человек снова встретил Чуму. «Ты сказала, что уморишь пять тысяч человек, а уморила пятьдесят», - упрекнул он ее. «Нет, возразила она, – я погубила только пять тысяч, остальные умерли от страха».

Французский врач Ален Бомбар доказал личным примером, что можно переплыть океан в резиновой спасательной шлюпке и обнаружил, что главной причиной гибели людей в море является чувство обреченности и ужас перед стихией. «Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю, вас погубила не жажда. Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха!»

Реакция удивления – своеобразная форма страха, только при удивлении внимание сосредоточивается на причинах необычного, а при страхе – на предвосхищении угрозы. Как научиться преодолевать страх? За счет перенесения акцентов с результатов события на анализ его причин.

Удовольствие, радость и счастье относятся к положительным эмоциям. Счастье – самая мощная положительная эмоция. Возникает тогда, когда наступает совпадение задуманного и достигнутого. Каков путь к счастью? Ставить задачи, стремиться к идеалу, мечтать и достигать цели. Чтобы испытать положительные эмоции и полностью понять, на что ты способен, необходимо ставить трудные и далекие цели – именно их достижение приносит ощущение счастья.

Примеромможет служитьАльберт Швейцер – выдающийся немецкий ученый, ставший уже в 30 лет профессором философии Страсбургского университета, к тому же известный в Европе органист, решает стать врачом и завоевывает на этом поприще всемирное призвание.

Жизнь человека состоит из ожидаемых и неожиданных событий. Мы на них реагируем в зависимости от наших потребностей и от знания ситуации. Как уже сказано выше, мы реагируем спокойно, когда располагаем достаточной информацией, и наоборот, недостаток сведений заставляет нас волноваться и вызывает активацию организма. Выдающийся биолог двадцатого века Ганс Селье первым применил понятие для описания реакции организма на все виды биологических раздражителей и назвал это стрессом – реакцией, которая может вызывать у человека как болезни, так и состояние возбуждения. Он получил всемирное признание как биолог и теоретик медицины.

Стресс, согласно Г. Селье, – это «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Стресс далеко не всегда плох, он серьезная составляющая часть повседневной жизни. Важно, по мнению Селье, то, что каждый из нас с учетом того, что он собой представляет и какие испытания в жизни готов перенести, способен поддерживать оптимальный для себя уровень стресса, позволяющий действовать наиболее эффективно. Некоторые виды стресса, которые он назвал «эустресс», идут нам на пользу. Поглощенность работой – вот самое лучшее средство борьбы со стрессом.

Селье в реакции животного и человека на стрессор, которую он назвал общим адаптационным синдромом, выделил три фазы: 1) реакция тревоги; 2) фаза сопротивления; 3) фаза истощения.

Реакция тревоги характеризуется физиологическими изменениями, подготавливающими организм к встрече с новой ситуацией. На стадии фазы сопротивления организм мобилизует свои ресурсы, чтобы преодолеть стрессовую ситуацию. Внешне оставаясь в норме, организм продолжает использовать свои резервы. Но резервы не безграничны, и если стресс продолжается, то вскоре они начинают катастрофически уменьшаться. Это фаза истощения, приводящая иногда к смерти, но чаще всего – к нервным срывам.

Существует два типа людей, различающихся по способу реакции на стресс. «Скаковые лошади» прекрасно чувствуют себя в стрессовой ситуации, они могут быть счастливы только при быстром динамичном темпе жизни. «Черепахам» для счастья нужны покой, тишина, благоприятная обстановка – все то, что наводило бы скуку и было бы невыносимо для людей первого типа. «Что же касается меня, то я с трудом могу представить себе большую пытку, чем быть вынужденным валяться на пляже и изо дня в день ничего не делать», – говорил Селье.

По мнению Селье, потеря мотивации – это тип социального стресса, который усилился в наше время. Он назвал подобное явление своего рода заболеванием духа, которое достигло размеров настоящей эпидемии, особенно среди молодежи. Г. Селье впервые начал серьезно изучать эту проблему, когда наблюдал воздействие этого типа стресса на своих детей и на друзей своих детей. Казалось, их бесцельно влечет по течению жизни, и они не знают, как распорядиться собой, – ситуация, которую Селье называет наиболее стрессовой из всех, которые только возможно себе представить. Обычно в таких случаях предлагается два решения проблемы, каждое из которых содержит долю истины, но ни одно не является абсолютно верным. В первом случае предлагается жить исключительно для себя, не принимая близко к сердцу заботы других. В другом – жертвовать собой ради других. Опасность в том, что альтруизм, доведенный до крайности, ведет к постоянной, пусть не всегда осознанной фрустрации из-за стресса.

Селье создал свой собственный рецепт, который назвал «альтруистическим эгоизмом»: думай о себе, но будь необходимым для других – и ты добьешься хорошего расположения к себе.

Не кто иной, как Гиппократ, отец современной медицины, однажды сказал: «Гораздо важнее знать, какова личность больного, чем название его болезни». Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции. За долгие годы развития медицины до ее современного состояния идеи Гиппократа были забыты. Гораздо больше внимания уделялось лекарственным и хирургическим методам лечения и созданию медицинской техники. Тем не менее, по современным оценкам, приблизительно 80% всех физиологических и медицинских проблем содержат эмоциональные компоненты.

Ученых интересует вопрос о том, какие зоны мозга связаны с формированием определенных эмоций. Обследование пациентов с травмами головного мозга показывает, что левое полушарие мозга «отвечает» за положительные эмоции, такие, как радость, а правое полушарие «отвечает» за отрицательные эмоции, такие, например, как страх и гнев.

Типы эмоций

К наиболее часто проявляющимся типам отрицательных эмоций относятся гнев и агрессия, физиологические и психологические последствия которых весьма опасны как для самого индивида, так и для окружающих его людей. Причинойгнева обычно является фрустрация, связанная с ситуацией, неподвластной нашему контролю. Фрустрация может возникнуть также в том случае, если человек никак не может выбрать одну из нескольких целей. Курт Левин[32] выделил три типа внутренних конфликтов, каждый из которых приводит к фрустрации.

1. Конфликт равнозначных положительных возможностей, или ситуация «буриданов осел»: есть две привлекательные цели, но их невозможно достичь одновременно.

2. Конфликт равнозначных отрицательных возможностей, или «из двух зол…». Этот тип конфликта приводит к самой сильной фрустрации. Обычной реакцией на конфликт этого типа является попытка бегства.

3. Конфликт положительно-отрицательных возможностей, или «проблема выбора». Конфликты этого типа возникают чаще всего.

Если гнев порой незаметен для окружающих, то агрессия сопровождается причинением морального, физического вреда другому человеку или предмету. Недавние исследования показали, что люди с неврологическими или мозговыми нарушениями чаще проявляют агрессивность. А жители южных регионов, независимо от экономического положения, принадлежности к социальному классу и расы, чаще отвечают на оскорбление агрессией и насилием.

Люди научаются агрессивному поведению. Исследования американского психолога А. Бандуры, одного из авторов теории «научения через наблюдение» (или теории социального научения), подтверждают этот тезис. В эксперименте, понаблюдав за моделью-человеком, «избивающим» резиновую куклу, ребенок в соответствующей ситуации воспроизводит это поведение. Кроме того, если модель за свой агрессивный поступок получила поощрение, то ребенок будет подражать ей охотнее, чем в том случае, если она была наказана. Может быть, результаты этих исследований заставят родителей серьезней отнестись к вопросу о том, что смотрит их ребенок по телевизору и какого рода литературу читает.

Свой гнев человек проявляет по-разному и по-своему пытается с ним справиться. Можно демонстрировать гнев непосредственно, или прямо, своему обидчику. В этом случае вы грозите женщине кулаком, высыпаете корзину с мусором на голову начальника, швыряете ненавистный учебник и т. п. Можно проявлять свой гнев косвеннымобразом, но тогда вы переносите свои отрицательные эмоции, возникшие, например, от общения с женой или мужем, на ребенка. В этом случае страдает ни в чем неповинный малыш. Некоторые выбирают самую нездоровую тактику – они пытаются сдержать гнев и загоняют его внутрь. Это очень хорошее профилактическое средство для чрезмерно импульсивных людей, но совершенно не годится как «панацея» для тех, кто заботится о своем психологическом здоровье. Самый конструктивный способ справиться со своим гневом выбирает тот, кто сразу выясняет его причину и пытается ее устранить. И, наконец, незаменимыми в ситуациях, когда вы «на пределе» являются юмор,физические упражненияирелаксация.

Ученые выдвинули предположение, что важные события в жизни человека являются причинами стресса. Был опубликован перечень ситуаций, которые приводят к сильным переживаниям. В таблице они расположены по убыванию важности и соответственно интенсивности вызываемого ими стресса.