Глава 13. Профессиональная студия в педвузе

Прикладная дисциплина требует особой методики в изучении и овладении практической стороной науки. Педагогическая технология в процессе поисковой разработки и экспериментального внедрения в систему профессионального образования студента педвуза учебных занятий по овладению практическими умениями вырабатывала параллельно адекватную методику профессионального обучения. Ни традиционные академические лекции, ни семинарские занятия, ни практикумы не соответствовали особой природе новой научной дисциплины.

Требовалась особая разновидность учебных занятий, которые бы содержали в себе основательное теоретическое осмысление профессиональной работы с детьми и, одновременно, практическую проверку и опытное овладение соответствующими профессиональными умениями. Такого рода занятия получили название студии.

Суть студийных занятий (studio — ит. «изучение») аналогична тому, что составляет сущность студий живописцев, танцоров, певцов, скульпторов. В студии изучаешь и научаешься, развиваешь способность мыслить, набираешь опыт профессиональный.

Студийный вид обучения необходим при постижении теоретического материала в его практическом воплощении на практике. Студия проводится, как правило, в аудитории студенческой, в системе вузовского образования. Но в связи с модернизацией воспитательного процесса в школе, педагогическая студия используется изредка для повышения научно-педагогической квалификации педагогов-практиков. Педагогическую студию проводит преподаватель высокой квалификации (профессор, доцент).

Педагогическая студия — учебно-профессиональные занятия, призванные вооружать педагога на основе научно-теоретических знаний практическими умениями, наделяющая его профессиональным опытом до этапа самостоятельной профессиональной работы.

Многолетняя опытно-экспериментальная работа в вузах, а далее практический опыт внедрения и овладения методикой проведения студийных занятий выработали общую модель педагогической студии, которая обеспечивает качественную продуктивность учебных занятий.

Педагогическая студия необходима в профессиональной карьере и в целях поддержания профессионального уровня педагога - своеобразная профилактика квалификации - в актерском и спортивном мире это называют «держать себя в форме». Серьезная забота о сохранении «формы» вызывается тем, что возраст, оснащая опытом, тем не менее, способен производить деструктивное влияние на профессионализм, консервируя шаблоны, укрепляя трафареты. Регулярные студийные занятия выполняют суппортивную (фр. support — подставка, поддержка) функцию, но одновременно содействуют тому, чтобы педагоги-практики овладевали новыми достижениями педагогики.

Но студия — это еще и лаборатория педагогического творчества. «Давайте попробуем» - фраза, занимающая по частотности употребления в лексиконе студийцев первое место. «Проверяются» и «опробуются» любые теоретические и методические положения в их технологической транскрипции. На занятиях со студентами вуза или колледжа возможность «пробовать» особенно важна: надо рассеять образ прошлого воспитания, которым богаты студенты как бывшие школьники, и заменить его иным образом современного представления о воспитании.

Обратимся к структуре студийных занятий, ибо этот вопрос хорошо иллюстрирует сущность студийного обучения.

Пролог

Продуманный и организованный педагогом психологический настрой на предстоящую деятельность, инициирование физических и духовных сил на активную работу в группе каждого студента. Эта вступительная часть занятий совершенно необходима, потому что участникам предстоит практическая опытная работа, требующая вполне определенной направленности, высокого интереса, страстного желания и стремления «здесь и сейчас» овладеть профессиональным материалом. Психологический настрой производится следующим образом.

§ В первую очередь отметим момент обращения к группе и приветствие всех членов учебной группы: очень важно в обращении определить роль, с которой бы участники студии идентифицировали себя, чтобы в процесс занятий хорошо исполнить данную роль. Примеры носят лишь приблизительный характер: «коллеги», «дорогие друзья», «дамы и господа», «юные исследователи», «пытливые мыслители».

§ Далее необходимо определить тему предстоящей работы, назвать ее и четко обозначить границы темы, чтобы было понятно, о чем пойдет речь и каких вопросов касаться не будут все участники студии. Это могло бы выглядеть так: «Тема нашей работы - «Педагогическое явление как социально-психологическое явление». Мы разберем лишь этот вопрос, не касаясь временно операционного оснащения педагогического общения...»

§ Очень важно обрисовать цель групповой работы, то есть, идеальное предвидение результата предстоящей деятельности (каков продукт произведенной групповой работы). Продолжим нашу иллюстрацию так: «...По окончании занятия мы выявим сущностный признак педагогического общения и его функции, что уже позволит нам представить общую картину правильной организации общения педагога с детьми».

§ Выявление мотива планируемой деятельности совершенно обязательно, иначе групповая работа преобразуется в действие по воле педагога, никак не обретая социально-психологической природы. В нашем примере это звучало бы так: «Для педагога очень важно понимать это: он может забыть или не суметь исполнить какие-то операционные действия, но ориентация на общие функции поможет ему найти общий правильный профессиональный путь».

§ Чтобы каждый из студийцев был максимально активен, надо выявить личностный смысл планируемой работы. Например, сказать следующее: «После нашей работы каждый уже сможет приступить самостоятельно к овладению педагогическим общением...»

§ Теперь остается лишь проявить заботу о самочувствии каждого, проверить обустройство группы для работы. Предположим, спросить, всем ли удобно, все ли готовы к работе, у всех ли есть в наличии материал для нее.

Этюд

Первая содержательная часть занятий, обеспечивающая реальное представление о том явлений, которое должно быть осмыслено на занятиях. Предъявляется «картинка», некий конкретный и яркий образ явления, которое предстоит осмысливать и которое обозначено в теме деятельности. Предложить образное представление явления - значит предотвратить формальное восприятие знаний, наметить возможный путь к практическому овладению данным явлением. Так, перед изучением конфликта следует «увидеть» конфликт в его внешнем обличий, а перед тем, как анализировать продуктивность педагогического требования, необходимо иллюстрировать реальные формы существования педагогического требования.

Назовем основные способы конструирования этюда.

§ Поставим на первое место ролевую игру как наиболее яркую иллюстрацию социально-психологического явления, которое изучается на профессиональных занятиях педагогов.

§ Отметим большое влияние художественного образа, предъявленного произведениями живописи, танца, скульптуры, литературы, театра.

§ Факт из жизни великого человека обладает мощным воздействием, ибо великая личность чрезвычайно яркая во всех своих проявлениях, и «картинка» персоналии выдающейся личности запоминается основательно, служа в будущем представленческой опорой.

§ Рисунок, воспроизводящий эпизод реальной жизни или проблемную ситуацию повседневности, очень хорошо воспринимается студийцами, потому что вызывает особенное доверие («Это есть сама жизнь!»).

§ Графическое изображение, будучи, скорее символом, чем образом, тоже выполняет роль зрительной опоры для последующего абстрагированного рассмотрения явления.

§ При хорошем техническом оснащении вуза эффективно используются материалы видеои аудиозаписей, дающие изображение явления в динамике.

Представим, что преподаватель предлагает воспроизвести сценически два варианта общения педагога с детьми (текст на карточках). Один из вариантов иллюстрирует парадигму «администратор — ученик». Другой рисует картину общения «педагог — ребенок». Сопоставление становится импульсом для выявления сущностного признака педагогического общения.