Изменение концепции маркетинга в современных условиях
Маркетинг — это новая предпринимательская философия, система взглядов на современное рыночное производство.
Посути, концепция современного маркетинга как новой предпринимательской философии — это концепция рыночного управления, ориентированная на интересы конечного потребителя. Она построена на интегрированном маркетинге, нацеленном на обеспечение удовлетворения запросов потребителей в качестве основы для достижения целей фирмы.
Во второй половине XX в. большинство стран в своем развитии перешло от общества-производителя, когда предложение порождало спрос, к обществу-потребителю, когда спрос порождает предложение. В этих условиях организации все чаще стали ощущать необходимость в изучении существующего и потенциального рынков сбыта, в оценке потребительского спроса и состояния конкурентов. Эти процессы входят в комплекс маркетинга. Для того чтобы структурировать маркетинговый процесс, установить последовательность их реализации и направить на выполнение целей предпринимательской деятельности, предприятие разрабатывает маркетинговую товарную стратегию. В развитых странах она рассматривается как ведущая функция управления и определяет рыночное и производственное направление деятельности предприятия.
Маркетинговая стратегия — это комплекс мероприятий по разработке, производству и сбыту товаров (услуг) на основе запросов потребителей, направленный на максимизацию прибыли предприятия.
Предприятия, уделяющие значительное внимание процессу разработки маркетинговой стратегии, придерживаются философии маркетинга, помогающей им ориентировать объемы выпуска и качество продукции на потребности покупателя.
Философия маркетинга — это совокупность принципов, ценностей и убеждений, основанных на том, что эффективность деятельности организации (предприятия) зависит от степени удовлетворения потребительского спроса (табл. 2).
Теоретические основы, или концепции, маркетинга претерпели большие изменения, поэтому в его эволюции можно выделить три стадии:
1) производственная ориентация (вторая половина XIX в.), когда в центре внимания было производство, прежде всего, товаров массового потребления. Спрос превышал предложение, и основная задача сводилась к добыче сырья и применению рациональных способов изготовления продукции. Процесс продажи, т.е. реализация товаров, был относительно несложным;
2) ориентация на реализацию. По мере насыщения рынка удовлетворение потребностей покупателей стало иметь более существенное значение для отдельных предпринимателей. Это обусловило возникновение дебатов по вопросам рационализации сбыта, в том числе развития рекламы, расширения объема продаж и т.д. Однако в центре внимания политики предпринимателей были все же производственные решения и капиталовложения;
3) ориентация на маркетинг. В настоящее время почти для всех промышленно развитых стран свойственно рыночное изобилие товаров. Однако наряду с растущим потребительским спросом и расширяющимся
Маркетинговая философия | Цель | Принципы маркетинга | Преимущества | Недостатки |
Продуктовая | Высокое качество | Разработка новых | Новый или качественный | Риск отсутствия |
товаров | товаров, ориентация на потенциальный спрос | товар принесет большие прибыли | спроса — убыток | |
Производственная | Высокая производительность | Эффективность и | Низкие издержки | Объем производства - |
и низкие издержки | цена | производства | может превысить спрос | |
Сбытовая | Обновление ассортимента, | Продажа товаров, на | Высокий уровень | Возможность сокращения |
целевые объемы продаж | которые есть текущий | выручки от реализации | спроса в будущем из-за | |
спрос | в краткосрочном периоде | неудовлетворенного спроса | ||
Потребительского | Удовлетворение | Идентификация | Объем производства | Значительные инвестиции - |
спроса | потребностей потребителей | потребностей, своевременная - | соответствует спросу | на про ведение |
адаптация к их изменениям | полноценного маркетинга |
Таблица 2 - Варианты маркетинговой философии предприятия
ассортиментом товаров оно недолговечно и быстро меняется. Велико влияние международных рынков и постоянно растущего потока рыночной информации. В результате спрос потребителей стал основополагающим в развитии производства, а рыночная информация о потребностях общества — основой стратегии фирм и иных субъектов рынка.
Таким образом, если первоначально маркетинг рассматривался как целенаправленная деятельность по продвижению произведенных товаров на рынок и фактически отождествлялся со сбытом, то позднее получила распространение его расширенная трактовка: маркетинг представляет собой рыночную концепцию управления производством, при которой в основе принятия хозяйственных решений лежит рыночная информация, а обоснованность решений проверяется в ходе реализации товаров. Поэтому современный маркетинг рассматривают как систему организации создания, производства и сбыта товаров на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей в целях получения прибыли. Главное в маркетинге — это, с одной стороны, тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей, ориентация производства на эти требования, адресность выпускаемой продукции; с другой — активное воздействие на рынок, формирование потребностей и покупательских предпочтений.
В маркетинге изначально заложены принципы системного подхода к управлению, с позиций которого любое хозяйственное образование рассматривается как живой организм, развивающийся в тесном взаимодействии с окружающим миром. Суть системы маркетинга состоит в том, что фирма разрабатывает свою рыночную стратегию, направленную на удовлетворение потребностей покупателя, с учетом влияния окружения — маркетинговой среды.