Конспект лекции

Уровень качества продукции определяется на основе системы показателей ее качества. Под определением показателя качества подразумевается нахождение его численного значения. Для этого на практике применяются следующие методы: измерительный, регистрационный, вычислительный, органолептический, социологический, экспертный методы. Технический уровень качества – относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми значениями. Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал.

Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров – конкурентов.

Система качества – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

Под факторами конкурентоспособности можно понимать те явления и процессы производственно – хозяйственной деятельности и предприятия и социально – экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате – изменение уровня конкурентоспособности продукции и самого предприятия.

Одним из факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности продукции, является ее цена.

Одной из составных частей деятельности предприятия являет­ся формирование ценовой политики по отношению к продвигае­мым на рынок товарам и услугам. Нормальное функционирование экономики страны предполагает использовать систему рычагов, среди которых ключевое место занимают цены. В условиях ры­ночной экономки значение цены очень велико. Цена определяет структуру и объем производства, движение материальных пото­ков, оказывает влияние на динамику продаж, прибыль, рентабель­ность продукции, а также на рентабельность предприятия в целом.

Цена — сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу в обмен на товар. Она же является инструментом функционирова­ния потребительских товарных рынков и рынков промышленной продукции.

Ценовая политика предприятия — понятие многоплановое. Предприятие не просто устанавливает цену, но и создает свою сис­тему ценообразования, которая включает весь ассортимент выра­батываемой продукции, а также учитывает различия в издержках производства и сбыта, категорий потребителей различных геогра­фических регионов, специфику уровней спроса, сезонность потреб­ления товара и т.д.

Цели, которые определяет предприятие в ценовой политике — сохранение положения на рынке, максимизация прибыли по всей номенклатуре продукции, максимальное увеличение сбыта продук­ции, завоевание лидерства на рынке и т.д.

Принципы ЦП — достижение заданной величины прибыли на единицу вложенного капитала, обеспечение стабильного положе­ния на рынке, активизация покупательского спроса, соблюдение государственных правовых актов.

Формы реализации ЦП — сохранение стабильности цен, изме­нение цен, установление единых цен, применение гибких цен.

Методы реализации ЦП — обеспечение заданной цены массо­вой поставкой товаров, масштабное завоевание рынка, выжидание ажиотажного спроса, «снятие сливок» кратковременным повыше­нием цен на новые виды продукции.

Факторы, определяющие ЦП — спрос, предложение, налого­вая политика государства, конкуренты, инфляция.

В рыночных условиях предприятиям необходимо тщательно формулировать ценовую политику и учитывать факторы установ­ления цены на производимую продукцию. Также необходимо иметь методику расчета исходных цен на свои товары, которая может со­стоять из следующих этапов:

- постановки задач ценообразования;

- определения спроса;

- оценки издержек;

- соотношения с ценами и качеством товаров конкурентов;

- выбора метода ценообразования;

- установления окончательной цены.

Первичной функцией цены являетсяизмерительная.Благода­ря цене удается измерить, определить стоимость товара, т.е. какое количество денег покупатель заплатит, а продавец получит за то­вар. Цены дают возможность дать количественную оценку едини­цы продукции, а также определить объем проданной продукции и оказанных услуг.

Соизмерительная функция цены заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. При сравнении цены получаем возмож­ность определять дорогие и дешевые товары. Сравнивая цены мож­но судить и о полезности товаров и услуг.

Учетная функция характеризует еще одну сторону цены. По­казатели количества и качества, переведенные в денежное выраже­ние, становятся инструментом учета. Учетная функция цены по­зволяет оценить стоимость имущества предприятия, учитывать зат­раты на производство продукции. Цена как измеритель может быть инструментом анализа, про­гнозирования, планирования, при которых используются показате­ли в денежном выражении.

Цена выполняет распределительную функцию. В этом случае цена выступает инструментом распределения и перераспределения денежных средств между регионами, отраслями экономики, ее сек­торами, предприятиями различных форм собственности, фондами накопления и потребления, различными социальными слоями на­селения. Эта функция цены реализуется через акцизы на некото­рые товары, налог на добавленную стоимость, пошлины, налог с продаж и другие налоговые сборы, которые поступают в бюджет.

В рыночной экономике особенно важна стимулирующая функ­ция цены. Она влияет на заинтересованность производителей в уве­личении объемов продаж. Это влияние может прослеживаться че­рез желание производителя увеличивать доход и прибыль, расши­ряя производство дорогих или дефицитных товаров. Они непос­редственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги.

Одна из важных функций цены —социальная. С изменением цен связаны структура и объемы потребления товаров и услуг, рас­ходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет каждого человека. В бытовом восприятии розничных цена потребительские товары и услуги, считается что, рост цен, снижает уровень жизни. При этом не принимаются во внимание неце­новые факторы, такие как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.

Вместе с внутренними функциями, которые реализуются внут­ри страны, цены выполняютвнешнеэкономическую функцию, выполняя роль инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

Выводы

Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным и предполагаемым потребностям. Основными показателями качества являются: функциональная пригодность, надежность, эргономичность, эстетичность, технологичность.

Конкурентоспособность предприятия – это способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не ниже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише, она определяется качеством выпускаемой продукции.

Резервы повышения конкурентоспособности предприятия – это неиспользованные возможности развития субъектов хозяйствования наиболее эффективными экономическими методами.

Контрольные вопросы

  1. Конкурентоспособность продукции: понятие, необходимость ее повышения
  2. Индустриально-инновационное развитие Республики Казахстан и его влияние на достижение конкурентоспособности продукции
  3. Качество продукции: понятие, показатели и пути повышения ее уровня
  4. Стандартизация продукции. Сертификация продукции
  5. Роль цены в повышении конкурентоспособности продукции
  6. Виды цен на продукцию, работы и услуги. Методы ценообразования на предприятии
  7. Понятие конкурентоспособности предприятия
  8. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
  9. Методика оценки конкурентоспособности предприятия.

Рекомендуемая литература

Основная литература: 5, 6, 11, 12, 17.

Дополнительная литература: 7, 10, 11, 23, 24, 27, 37.