Организация вскрышных и добычных
Работ.
Возможны несколько вариантов организации работ на карьерах при бестранспортной системе:
1. Одним блоком с одним выездом.
Вскрышной экскаватор следует перед добычным с опережением. Работа производится с обязательным холостым ходом экскаваторов.
2. Одним блоком с двумя выездами.
Рабочий ход вскрышных и добычных экскаваторов осуществляется в обоих направлениях.
3. Двумя блоками с одним центральным выездом.
Выездная траншея по фронту делит карьер на два блока, в которых поочередно осуществляются вскрышные и добычные работы. Вскрышной экскаватор осуществляет рабочий ход от центрального выезда к флангам карьерного поля, возвращаясь холостым ходом после отработки вскрышной заходки на одном крыле карьера в исходное положение (к центральному выезду) с тем чтобы перейти для отработки заходки во второй блок. Добычной экскаватор разрабатывает вскрытую полосу полезного ископаемого двумя заходками, работая в обоих направлениях.
4. Двумя блоками с двумя фланговыми выездами.
При этом варианте карьерное поле разбивают на два крыла, в которых попеременно ведут вскрышные и добычные работы. Вскрышной экскаватор имеет рабочий ход в одном направлении – от центра к флангам и холостой ход – в обратном направлении. Добычной экскаватор имеет рабочий ход в прямом и обратном направлениях. Этот вариант при простой и усложненной бестранспортной системах разработки требует общей длины фронта не менее 2000 м.
5. Двумя блоками с тремя выездами (два фланговых и один центральный).
Этот вариант предусматривает возможность поточного движения транспорта и поэтому особенно удобен при автомобильном транспорте. Добычной экскаватор имеет рабочий ход в прямом и обратном направлениях; вскрышной экскаватор от центра карьерного поля к флангам движется рабочим ходом и от флангов к центру – холостым. Общая длина фронта работ должна быть не менее 2000 м.
Из рассмотренных вариантов организации работ предпочтительны те, при которых возможна независимая работа вскрышных и добычных машин. Вариант разработки карьера одним блоком следует принимать только в том случае, если общая длина фронта работ не достаточна для деления его на два блока. Разработку полезного ископаемого при бестранспортных системах разработки предпочтительно производить одним уступом на полную мощность.