Основные виды корпоративных объединений

Классификацию предпринимательских объединений по правовым формам следует отличать от классификации по критерию экономического содержания, основанного на цели создания объединения, принципах централизации тех или иных производственно-хозяйственных, коммерческих функций, распределении полномочий между участниками объединения. С точки зрения экономического содержания выделяют: концерны, картели, синдикаты, пулы, консорциумы и пр. Цели объединений могут быть реализованы путем образования определенной правовой формы: холдинга, финансово-промышленной группы, ассоциации (союза), некоммерческого партнерства, простого товарищества. В форму холдинга воплощаются, как правило, отличающиеся жесткой централизацией концерны и синдикаты; диверсифицированный холдинг представляет собой конгломерат.

Для общего понимания экономической и организационно-управленческой реальностей приведем краткую характеристику концернов, синдикатов, конгломератов, которые могут принимать правовую форму холдинга.

Концерн в советском законодательстве предрыночного периода (1985 - 1991 гг.) и еще в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1991 г. рассматривался как добровольное объединение предприятий, обладающее статусом юридического лица. Под концерном понималось объединение предприятий, осуществляющее совместную деятельность на основе добровольной централизации функций научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой, природоохранной, внешнеэкономической и иной деятельности, а также хозрасчетного обслуживания предприятий. В концерне создавалась система управления, при которой его участники добровольно передавали часть своих полномочий и функций, в том числе по представлению своих интересов во взаимоотношениях с министерствами и ведомствами, другими организациями и учреждениями, включая вопросы размещения государственного заказа, получения централизованно выделяемых материальных ресурсов и капитальных вложений.

Особое место государственные концерны занимали в отраслях, имеющих базовое значение для жизнеобеспечения всей экономики, и в тех отраслях, для которых характерны замкнутые цепи взаимосвязанных технологических процессов, глубокая внутренняя кооперация при производстве и реализации конечного продукта. Входящие в концерн организации не теряли юридической самостоятельности; запрещалось одновременное участие более чем в одном концерне.

В настоящий момент концерн понимают как способ организации взаимодействия самостоятельных субъектов предпринимательской деятельности путем централизации производственных, научно-технических, внешнеэкономических функций, финансовой и инвестиционной деятельности, а также сервисного, коммерческого обслуживания.

Концерн – это, прежде всего, экономическое единство. Концерны являются жестко централизованными структурами. Единое управление - отличительный признак концерна. Правовой основой централизации управленческих функций может быть наличие между юридическими лицами отношений экономической зависимости. Сервисные, лизинговые центры, маркетинговые и торговые службы обретают в концернах формы хозяйственных обществ со специализированными функциями. Организация, которая доминирует в концерне, может являться основным по отношению к другим структурам концерна обществом. При этом не исключается возможность функционирования концерна в организационно-правовой форме финансово-промышленной группы путем заключения договора о создании ФПГ и учреждения центральной компании. Важно то, что концерн отражает производственно-экономическое содержание деятельности организации (объединения организации), а холдинговые компании, финансово-промышленные группы являются организационно-правовыми формами выражения этого содержания.

Таким образом, холдинги с жесткой структурой управления, централизацией производственных, научно-технических функций, регулированием финансовых потоков и инвестиций в экономическом понимании являются концернами.

Родоначальником концерна как правовой формы объединения предприятий является германское законодательство (§ 18 Акционерного закона Германии 1965 г.). Концерн, с точки зрения права Германии, являясь распространенной формой связанных предприятий, может быть вертикальным и горизонтальным. Предприятия образуют вертикальный или субординационный концерн, если властвующее и одно или несколько зависимых предприятий (зависимым признается предприятие, на которое другое (властвующее) предприятие имеет возможность оказывать решающее влияние) объединены под единым руководством властвующего предприятия. Субординационный концерн предусматривает контроль властвующего предприятия над зависимыми предприятиями концерна. Горизонтальный или равноправный концерн образуют самостоятельные в правовом отношении, независимые друг от друга предприятия, когда они объединены под единым руководством. Равноправный концерн создается на началах координации.

Законодательство Германии так же, как и современное российское, не признает концерн юридическим лицом, отрицает наличие у него обособленного имущества. Суть концерна - объединение предприятий, которое может образовываться как на добровольной, так и на принудительной основе. Как и в российской предпринимательской практике, главным, определяющим признаком концерна является единое руководство. Предприятия равноправного концерна не теряют экономической и юридической самостоятельности. Зависимые предприятия вертикального концерна теряют экономическую самостоятельность.

Правовую форму холдинговых компаний могут принимать синдикаты, под которыми в современной практике понимают предпринимательское объединение картельного типа, участники которого сбывают свои товары через единую торговую контору (обычно создаваемую в виде хозяйственного общества), которая также может осуществлять для участников синдиката закупки сырья. Синдикат не является юридическим лицом, участники синдиката сохраняют юридическую и производственную самостоятельность.

Синдикаты, как и картели, не являются в современном российском законодательстве предметом самостоятельного правового регулирования. Распространенные в СССР в 20 - 30 годах как торгово-распорядительные аппараты трестов, охватывающие сферы кредита, расчетов, снабжения, сбыта, ценовой политики и распределения заказов, синдикаты уже к началу 40-х годов начали утрачивать свое значение.

Многие специалисты определяют синдикат через родовое понятие «картель». Синдикаты, исходя из приведенных характеристик, обладают следующими основными признаками:

- являются предпринимательскими объединениями монопольного характера;

- имеют целью организацию сбыта продукции участников и снабжения их материально-техническими ресурсами;

- в состав синдиката в силу специфики его снабженческо-сбытовых функций, как правило, входят хозяйствующие субъекты одной отрасли;

- имеют сложную организационную структуру объединения, предполагающую создание одной или нескольких сбытовых организаций.

Синдикаты могут существовать в правовых формах холдингов, финансово-промышленных групп, создаваться на базе простого товарищества. Отдельные холдинговые компании по своему экономическому содержанию могут быть синдикатами.

Конгломератом признают совокупность организаций, которые не имеют каких-либо общих производственных основ, но объединены организационными или финансовыми связями. Конгломераты являются диверсифицированными корпоративными образованиями, возникающими в результате межотраслевой интеграции. Широкая диверсификация производства снижает производственные риски, позволяет целенаправленно распоряжаться финансовыми потоками в то направление деятельности, которое может принести наибольшую прибыль в данный момент или будет прибыльным в перспективе. Конгломерат может существовать как в организационной форме холдинга, так и в других формах и даже в рамках одной многопрофильной коммерческой организации. В данном случае важно подчеркнуть экономическую сущность понятия конгломерат и ее соотношение с правовой формой: не каждая холдинговая компания имеет диверсифицированное производство, т.е. является конгломератом, и не каждый конгломерат обязательно существует в форме холдинга.

В зарубежном законодательстве и предпринимательской практике традиционно выделяют два вида холдинговых компаний: чистые и смешанные холдинги[11]. Такое деление ставится в зависимость от того, являются ли основные общества холдинговых компаний исключительно только держателями акций (долей участия) дочерних обществ или же наряду с этим занимаются самостоятельной производственной, торговой, банковской или иной коммерческой деятельностью. В чистом холдинге основное общество владеет контрольными пакетами акций и выполняет только контрольно-управленческие функции по руководству дочерними обществами. В смешанном холдинге наряду с контролем за деятельностью дочерних обществ основное общество осуществляет также самостоятельную предпринимательскую деятельность.

 


Историческая справка

Системы корпоративного управления совершенствовались на протяжении столетий, и нередко толчком к изменениям служили системные кризисы и банкротства крупных корпораций. Первым документально зафиксированным крахом системы управления стал крах Торговой компании южных морей в 1721 г., который привел к коренной перестройке коммерческого законодательства и деловой практики в Англии. Аналогичным образом, многие положения законодательства о ценных бумагах в Соединенных Штатах были приняты после краха фондового рынка в 1929 г. Случалось немало и других кризисов, таких как вторичный банковский кризис в 1970-х гг. в Великобритании и банкротство ссудно-сберегательных ассоциаций в США в 1980-х гг. История корпоративного управления была отмечена рядом банкротств известных компаний. Начало 1990-х гг. ознаменовалось историей с Maxwell Group, которая присвоила активы пенсионных фондов газет из Mirror Group, а также крахом банка Barings. Новый век также начался с впечатляющего банкротства компании Enron в США, близкой к банкротству ситуацией, в которую попала компания Vivendi Universal во Франции, и недавнего скандала с компанией Parmalat в Италии. В результате всех этих банкротств и скандалов, которые часто возникали по причине некомпетентности или явного мошенничества, принимались определенные меры, влияющие на систему корпоративного управления, среди которых особого внимания заслуживают многочисленные национальные кодексы корпоративного управления и закон Сарбейнса — Оксли (Sarbanes-Oxley Act) в США. В России также многое изменилось со времени безудержных злоупотреблений в форме вывода активов и трансфертного ценообразования, получивших широкое распространение в начале переходного периода, тем более — со времени злоупотреблений, допущенных в ходе двух этапов российской приватизации. Кризис 1998 года был связан, возможно, с наиболее тяжкими последствиями. Однако в последние годы законодательная и нормативная база была существенно усовершенствована. Принятие в 1995 г. Федерального закона «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г. (далее — Закон об АО) и внесение в него значительных изменений и дополнений в 2001 г., а также принятие поправок к Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. (далее — Закон о рынке ценных бумаг) в 2002 г. — всего лишь два примера многочисленных позитивных изменений в законодательной базе. Опубликование Кодекса ФКЦБ, безусловно, также знаменует собой поворотный пункт в развитии корпоративного управления в России, поскольку Кодекс ФКЦБ является своего рода эталоном в данной области и ориентиром для российских акционерных обществ.

Краткая история корпоративного управления[12]

1600 гг.: East India Company впервые создает собрание директоров, что приводит к разделению собственности и контроля (Великобритания, Нидерланды).

1776 г.: Адам Смитв «Исследовании о природе и причинах богатства народов» предупреждает о слабых механизмах контроля за менеджерами и стимулах для управляющих (Великобритания).

1844 г.: Первый закон об акционерных обществах (Великобритания).

1931 г.: Берль и Минзпубликуют свою основополагающую работу «Современная корпорация и частная собственность» (США).

1933–1934 гг.: Закон о ценных бумагах 1933 г. стал первым законом, регулирующим деятельность рынков ценных бумаг, в частности, раскрытие регистрационных данных. Закон 1934 г. делегировал правоприменительные функции Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам (США).

1968 г.: ЕС принимает первую директиву по законодательству о компаниях (ЕС).

1987 г.: Комиссия Тредуэяпредставляет доклад о мошенничестве при составлении финансовой отчетности, подтверждает роль и статус комитетов по аудиту и разрабатывает основы внутреннего контроля(так называемая модель COSO Комитета спонсорских организаций Комиссии Тредуэя), опубликованные в 1992 г. (США).

Начало 1990-х гг.: Крах предпринимательских империй, таких как Polly Peck (убытки в размере 1,3 млрд. фунтов стерлингов), BCCI и Maxwell (480 млн. фунтов стерлингов), требует совершенствования

практики корпоративного управления в целях защиты инвесторов (Великобритания).

1992 г.: Комитет Кэдберипубликует первый Кодекс по финансовым аспектам корпоративного управления (Великобритания), и с 1993 г. компании, включенные в листинг на фондовых биржах в Великобритании, должны раскрывать информацию об управлении по принципу «соблюдай или объясни» (Великобритания).

1994 г. Опубликован доклад Кинга(Южная Африка).

1994–1995 гг.Опубликованы доклады Рутмана(«О внутреннем контроле и финансовой отчетности»),Гринбери(«О вознаграждении должностных лиц») и Хэмпела(«О корпоративном управлении»)(Великобритания).

1995 г.: Принят Закон «Об акционерных обществах»(Российская Федерация).

1995 г.: Опубликован доклад Вьено(Франция).

1996 г.: Опубликован доклад Питерса(Нидерланды).

1996 г.: Принят Закон «О рынке ценных бумаг» (Российская Федерация).