Социальная работа с семьями, имеющими детей – инвалидов
В мировой практике социально–правовой защиты детства выделяются несколько категорий детей, находящихся в особо трудных условиях и являющихся наименее защищенной частью общества. Среди них в особую группу выделяются дети с отклонениями в развитии умственной деятельности, речи, сенсорной, двигательной, эмоционально – волевой сфер, у которых неизбежно ограничены индивидуальные возможности жизнедеятельности и трудоспособности. Рабочая группа Комиссии по правам человека, занимающаяся разработкой комплекса принципов и гарантий для защиты людей этой категории, пришла к единственному выводу о необходимости использования термина «дети с ограниченными возможностями», поскольку он более глубоко и научно определяет способность человека, отличной от нормальной, и не привносит уничижительного смысла в это слово. Жизнь таких детей отличается от нормального детства и нередко наполнена физической болью и душевными страданиями.
В связи с этим мы предлагаем следующую типологию семей, имеющих детей с ограниченными возможностями:
1.Семья с плохо слышащими и глухими детьми.
2.Семья со слабовидящими и слепыми детьми.
3.Семья, имеющая детей с психическими и эмоциональными патологиями.
4.Семья с детьми, имеющими физические нарушения.
5.Семья, имеющая детей с множественными нарушениями и патологиями.
Поскольку, как отмечают специалисты, практически любые тяжелые инвалидизирующие заболевания у ребенка при недостаточном или неадекватном лечении могут привести к отставанию в умственном развитии, сегодня одним из актуальнейших направлений социальной работы является создание, с последующим внедрением в практику, специальных технологий, направленных на различные типы семей с детьми–инвалидами.
Социальная поддержка таких детей и их семей считается одной из важнейших гуманистических задач всех стран международного сообщества и отражена в важнейших международных правовых документах:
- Всеобщая декларация прав человека;
- Декларация о правах инвалидов;
- Декларация о правах умственно отсталых лиц;
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов;
- Конвенция о правах ребенка.
Вопросы отношений в семьях, имеющих ребенка с какими-либо нарушениями, в зарубежной литературе группируются вокруг трех основных тем:
- анализируется внутрисемейная компетентность родителей в обращении с ребенком, социальные контакты семьи как целого;
- изучается зависимость отношений в семье от более широкого окружения, социально и культурно обусловленного, в том числе от профессиональной поддержки;
- отношения в семье, в зависимости от вида и тяжести отклонения;
- семья рассматривается как единое целое по ее индивидуальным характеристикам: величина, сплоченность, экономический уровень, удовлетворенность супружескими отношениями.
Можно констатировать факт, что в отечественной научной литературе проблема взаимоотношений родителей с детьми – инвалидами не получила пока широкого изучения и освещения. Однако современные социологи в своих исследованиях все чаще поднимают данную проблему и пытаются по-новому взглянуть на сложившуюся в семьях особого социального статуса ситуацию.
В нашем государстве дети-инвалиды обслуживаются учреждениями трех ведомств. Дети до 4 лет с поражением опорно-двигательного аппарата и снижением умственного развития находятся в специализированных домах ребенка Министерства здравоохранения РФ, где получают уход и лечение. Дети с нерезко выраженными аномалиями физического и умственного развития обучаются в специализированных школах-интернатах Министерства общего и профессионального образования РФ. Дети в возрасте от 4 до 18 лет с более глубокими психосоматическими нарушениями проживают в домах-интернатах системы социальной защиты населения.
Нормативно-законодательной базой для обеспечения социальной помощи детям с ограниченными возможностями является Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды», входящая в президентскую программу «Дети России». Она предусматривает комплексное решение проблем детей с отклонениями в развитии. В ней поставлены следующие задачи: предупреждение детской инвалидности (обеспечение соответствующей литературой, диагностическими средствами); скрининг-тест новорожденных на фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз, аудиологический скрининг, совершенствование реабилитации (развитие центров реабилитации); обеспечение детей техническими средствами для бытового самообслуживания; укрепление кадров с систематическим повышением квалификации, укрепление материально-технической базы (строительство домов-интернатов, реабилитационных центров, обеспечение их оборудованием, транспортом), создание культурных и спортивных баз.
В ряде регионов создавались квотированные рабочие места для женщин, воспитывающих детей-инвалидов (Астрахань, Курск), в Москве создавались рабочие места для подростков-инвалидов (профессиональное образование по 13 специальностям) и т.д. В последнее время снизился уровень материально-технической базы детских домов из-за недостатка финансирования, приостановлено строительство новых детских домов.
Как показывает практика, достаточно большое количество детей с ограниченными возможностями проживают в своих семьях. Вся социальная работа с такими семьями преимущественно сводится к оказанию социально-психологической поддержки и проведению коррекционно-реабилитационных мероприятий.
Основное назначение социально-психологической поддержки состоит в следующем:
- психологической помощи в сохранении и укреплении позитивной нравственной личности;
- усилении ее социально ориентированных целей, ценностей, субъективных отношений к другим;
- определение меры и формы социальной активности;
- создании условий для личностного роста и укрепления социальных связей.
Обобщая вышеизложенное, следует заметить, что социально-психологическая поддержка направлена на оказание помощи семье в социализации ребенка с ограниченными возможностями. Исследователи выделяют три направления осуществления социально-психологической поддержки: информационную и посредническую; эмоциональную поддержку и поддержку активности.[79] Такую поддержку оказывают различные квалифицированные специалисты, в том числе и специалисты по социальной работе. С их помощью родители получают информацию о заболевании и возможностях его лечения, о нужных эффективных лекарствах, обучаются специальным навыкам по уходу за ребенком. Помощь социального работника носит в большей степени эмоционально-поддерживающий характер, чтобы содействовать более спокойному оцениванию ситуации и усилению адекватности восприятия ее.
В дальнейшем специалисты оказывают психологическую поддержку активности родителей и вместе с ними дают оценку предпринимаемых действий. Как показывает практика, семьи данной категории после получения социально-психологической поддержки либо мобилизуют внешние и внутренние источники развития и преобразования сложившегося положения, либо мирятся с ним. Деятельность специалистов по расширению информированности о возможностях реабилитации ребенка-инвалида не всегда находит поддержку в семье. Отсюда задача социального работника состоит в поддержании мотивации родителей активно заниматься своим ребенком. Родители должны направить свою активность на формирование у детей способности к самостоятельной жизни, свободной от полной зависимости от родных в бытовом и материальном плане. Все это необходимо делать для того, чтобы создать для ребенка-инвалида условия социального выживания, когда близких уже не будет рядом.
К основным коррекционно-реабилитационным мероприятиям в рамках социальной работы с семьями с детьми-инвалидами также следует отнести медико-социальную помощь. Медико-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями должна быть ранней, этапной, длительной, комплексной, включать медицинские, психолого-педагогические, профессиональные, социально-бытовые, правовые и другие программы с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Цель данной реабилитации - научить ребенка двигательным и социальным навыкам, чтобы в последующем он смог получить образование и самостоятельно работать.
В настоящее время существует множество очевидных трудностей, повлиявших на состояние медико-социальной помощи. Нет достоверного специального учета детей с ограниченными возможностями ни в государственных органах социального обеспечения, ни в обществе инвалидов. Отсутствует координация в деятельности различных организаций, связанных с медико-социальным обеспечением таких семей. Недостаточна информационная работа по пропаганде целей, задач, льгот, законодательств, касающихся медико-социальной реабилитации.
Однако современный подход к организации социальной работы с детьми данной категории ориентирован на участие семьи в медико-социальной работе, что является не менее важным условием для успешной реализации реабилитационных мероприятий, чем специализированное лечение. Иногда лечение, социальная помощь проводятся поздно из-за несвоевременной диагностики. Чаще всего диагноз устанавливается на 1 или 2 — 3 году жизни; только у 9,3% (из 243 семей), диагноз поставлен сразу после рождения, в возрасте 7 дней (тяжелые поражения ЦНС и врожденные пороки развития).[80]
В подобной ситуации возрастает роль социального работника, который является связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, и субъектами семейной политики (органы государственного управления, трудовые коллективы, общественные, общественно-политические, религиозные организации, профсоюзы, общественные движения). В функции социального работника входят организация юридической, медицинской, психолого-педагогической, материальной и другой помощи, а также стимулирование усилий семьи по приобретению экономической независимости в условиях рыночной экономики.
Помимо социального работника с семьями данной категории работают множество специалистов и государственных учреждений. Например, психолог занимается диагностикой проблем психологического климата в семье, консультированием и коррекцией психологического состояния и поведения членов семьи, анализом обстановки вокруг семьи, по необходимости — работой с окружающими. Органы народного образования проводят обучение ребенка (составление и коррекция индивидуальных программ, анализ качества, организация общения ребенка со сверстниками), занимаются устройством других детей в детские учреждения, специальные детские сады, а также вопросами профориентации, трудоустройства, оформлением в специализированные учреждения. Органы здравоохранения берут на учет, составляют характеристики семьи с учетом всех ее членов; занимаются диспансерным наблюдением, рекомендациями по профориентации и трудоустройству, санаторно-курортному лечению, оформлению документов, по медицинской технике, оформлением в специализированные учреждения, реабилитацией.[81]
Органы социальной защиты вносят изменения и дополнения по социальному обеспечению, предоставляют льготы и услуги, организуют материальную и другие виды помощи, санаторно-курортное лечение, корректировку действий, оформление в специализированные учреждения. Органы социальной защиты состоят из: центра трудоустройства (трудоустройство матери и отца); предприятия по организации работы на дому; центра профориентации (профориентация ребенка с ограниченными возможностями). Юристдает консультации по вопросам законодательства и права, правам семьи, льготам, нарушению прав, юридической защите, вопросам трудоустройства и организации семейных предприятий. Благотворительные организации, включая общество Красного Креста — материальная, натуральная помощь, организация общения; торговые организации — снабжение продуктами питания, детскими товарами, мебелью, техникой, книгами и др. Городская и районная исполнительная властьзанимается организацией семейных предприятий, семейного бизнеса, реабилитационных центров.
Соседи —частично решают проблемы общественного мнения, общения, оказывают помощь. Профсоюзы, турагентстваорганизуют отдых и оказывают материальную помощь. Аналогичные семьи часто создают ассоциации с подобными семьями для совместного решения проблем. Предприятия работающих родителейоказывают материальную поддержку, по возможности улучшают жилье, организуют неполный рабочий день, неполную рабочую неделю для работающей матери, надомную работу, защиту от увольнения, предоставляют льготы по отпуску.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ определяет основные льготы и преимущества инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».
Основные льготы и преимущества:
- бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептам врачей;
- бесплатное санаторно-курортное лечение (вторая путевка предоставляется сопровождающему лицу);
- дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за ними, пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования, городского и пригородного сообщения. В этом случае для детей-инвалидов основанием для предоставления этого права является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выдаваемая учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, форма которой утверждена Министерством социальной защиты от 18 сентября 1996 г. № 230, либо справка ВТЭК и, кроме того, для детей-инвалидов в возрасте до 18 лет медицинское или медико-социальное заключение на ребенка, выданное государственным или муниципальным медицинским профилактическим учреждением здравоохранения. Родители детей-инвалидов пользуются этим правом на основании документов ребенка об установлении инвалидности. Родителям, опекунам, попечителям и соцработникам органы социальной защиты по месту их жительства должны выдавать справку о праве на данную льготу;
- 50 % скидка на стоимость проезда на междугородних линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая (без ограничения числа поездок). Лица, сопровождающие ребенка-инвалида, приобретают билеты с указанной скидкой на основании справки детей-инвалидов в каждой конкретной поездке в данный период;
- 50 % скидка на стоимость проезда 1 раз в год (туда и обратно) с 16 мая по 30 сентября, а также бесплатный проезд 1 раз в год к месту лечения и обратно. Основанием для предоставления данной льготы являются листы талонов, выдаваемые органами социальной защиты по месту жительства;
- согласно ст. 17 настоящего Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями. Семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 30 % на квартирную плату (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению;
- согласно ст. 18 настоящего Закона образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, школьное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение среднего и высшего профессионального образования в соответствии с программой реабилитации инвалида.
Согласно разъяснению Министерства труда РФ и Фонда социального страхования РФ от 19 июля 1995 г. № 2/48 «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет», 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми-инвалидами предоставляются в календарном месяце одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению и оформляются приказом (распоряжением) администрации организации на основании справки органов социальной защиты населения об установлении инвалидности ребенку с указанием, что ребенок не содержится в специальном детском учреждении, принадлежащем любому ведомству на полном государственном обеспечении. Работающий родитель также предоставляет справку с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом календарном месяце им не использованы. В случаях, когда одним из работающих родителей указанные дополнительные выходные дни в календарном месяце использованы частично, другому работающему родителю в том же календарном месяце предоставляются оставшиеся дополнительные оплачиваемые выходные дни. Указанные справки предоставляются из органов социальной защиты ежегодно, с места работы другого родителя — при обращении с заявлением о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней. Суммирование дополнительных оплачиваемых выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, за два и более месяцев не допускается.[82]
Несмотря на существующее законодательство, следует отметить, что предпочтение в социализации ребенка-инвалида отдается все-таки семье, нежели государству. Нельзя рассматривать ребёнка с ограниченными возможностями в отрыве от семьи, и поэтому надо воспринимать все типы ролей и межличностных взаимоотношений в связи «ребёнок — мать — семья» (мать — отец, мать — ребёнок — инвалид, мать — здоровый ребёнок, отец — ребёнок-инвалид, отец — здоровый ребёнок, ребёнок — инвалид — здоровый ребёнок). Эта микросистема находится в постоянном взаимодействии с другими микросистемами (медработники, соседи и друзья, воспитатели, учителя и др.). Микросистема функционирует в контексте экосистемы — это индивиды, службы и организации, активно взаимодействующие с семьёй, специальные реабилитационные или образовательные программы.
Значительная социальная, психологическая и практическая помощь может быть оказана семьям детей-инвалидов группами поддержки. Такие группы могут защищать права семей, оказывая влияние на социальную политику, внося конструктивные инициативы во властные структуры. Ассоциации родителей детей с ограниченными возможностями не только имеют большое значение в поддержке семьи — они все чаще инициируют новые формы, виды и технологии реабилитационной работы, помощи детям. В экосистему входят те институты, в которые семья может не включаться непосредственно, но которые могут опосредованно оказывать воздействие на семью: средства массовой информации; система здравоохранения; система социального обеспечения; система образования.
Макросистема охватывает социокультурные, социально-экономические и политические факторы. Это и влияние широкого социального окружения на формирование точки зрения, с позиции которой члены семьи смотрят на инвалидность своего ребёнка. Это и характер, и уровень ресурсов семьи. Это и состояние экономики, и политическая атмосфера региона или страны в целом, влияющие на содержание и качество программ, принимаемых в интересах инвалидов и их семей. Таким образом, усилия должны быть направлены на социальную реабилитацию семьи, а, с другой стороны, нужно создать условия для поддержания инициативы самой семьи в реабилитации ребенка с ограниченными возможностями. Именно в семье формируется та социальная роль, которую он будет демонстрировать, а это может быть роль больного, роль здорового (ведущая к отрицанию факта своей инвалидности). И та, и другая роль негативны. С психологической точки зрения только в семье может быть выработана единственно правильная установка — адекватно рассматривать умственное или физическое отклонение в развитии ребенка.[83] Подводя итог сказанному, можно сделать вывод — инициатива реабилитации ребёнка в семье должна совпадать с инициативой реабилитации самой семьи. И здесь роль общественных объединений инвалидов, родителей детей-инвалидов неоценима.
Вторая точка приложения социальной работы по реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями и семьи — состыковка нисходящих и восходящих программ реабилитации. Что это такое? Нисходящая программа планируется, организовывается и контролируется главным образом государством. Она ориентирована на долгосрочное исполнение и зачастую не учитывает конкретную семью. Восходящие инициативы реабилитации из-за материальных трудностей, отсутствия методологии не находят поддержку и в лучшем случае сводятся к организации ещё одного учреждения ведомственного характера, которое решает какую-то частную задачу. Отсутствие общегосударственного подхода в реабилитации семьи не стимулирует заинтересованность власти на местах развивать технологию социальной работы с детьми-инвалидами и их родителями.
Из всего вышесказанного вытекают конкретные задачи реабилитологов, социальных работников и представителей общественных объединений. Это превращение семьи в реабилитационное учреждение; реабилитация самой семьи; состыковка восходящих и нисходящих инициатив. Говоря проще, это забота о правах инвалидов; предоставление конкретной помощи инвалиду, его семье; принятие участия в разработке программ социального обеспечения; стимулирование усилий семьи по реабилитации ребенка-инвалида; интеграция инвалида и его семьи в жизнь местного сообщества.
Таким образом, все социальная работа с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями, должна быть скоординирована таким образом, чтобы помочь детям и их семьям поддержать индивидуальное и семейное развитие и защитить права всех членов семьи. Помощь максимально возможно должна оказываться в естественном окружении ребенка, то есть не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье. Работа в данном направлении — забота не только специалистов органов здравоохранения, образования, системы социальной защиты населения. Сами родители, общественные организации и объединения должны воспитывать в обществе стремление морально поддерживать семьи, имеющие ребёнка с недостатками развития, делать все для лучшего понимания их проблем, способствовать устранению всех препятствий, мешающих успешному социальному развитию, обучению, социальной адаптации и интеграции ребенка-инвалида.