Развитие брачных отношений

Брак – это совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа по отношению к жене, а их двоих – по отношению к своим детям, родственникам и обществу в целом. Брак - это контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство – на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.[48]

Русское слово « брак » восходит к древнерусскому «брачити», что означает « отбирать », то есть выбирать хорошее, нужное и отбрасывать плохое, ненужное. В украинском, белорусском, польском и некоторых других славянских языках брачный союз обозначается термином «шлюб», который берет свое начало от древнеславянского слова «сълюб», обозначающего торжественное обещание. «Слюбитесь» - означает договориться. Брак представляет собой санкционированную обществом форму отношений между полами и к потомству, то есть средство регуляции половых отношений и воспроизводства населения. Свободно вступая в союз, люди добровольно принимают на себя обязательства, нормы поведения в данном союзе. Никто никого не принуждает к браку, но каждый должен подчиняться законам брака, раз он вступил в брак.

Современный брак является моногамным и представляет собой высшую на данном этапе развития человечества форму моногамии, то есть прочного, устойчивого единобрачия, возникшего в человеческом обществе на протяжении длительного периода его развития. Моногамный брак является исторически четвертой формой брака, в которой отношения между мужчиной и женщиной полностью подчинены нормам, господствующим в данном обществе. В истории человечества сменилось немало форм общественного регулирования отношений между полами. Одни из этих форм были характерны для отдельных племенных союзов, другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали определенному уровню социально-экономического развития общества.

На самых ранних этапах зарождения брака отношения между полами регулировались преимущественно биологическими факторами. Для обуздания биологического инстинкта появились половые табу, запрет на половое общение между мужчинами и женщинами данного рода. Табу – запреты, несравненно более строгие и жесткие, чем моральные. Нарушителя моральной нормы община могла и простить, оставить в живых, а нарушителя же табу непременно казнили. Табу привели к возникновению обычаев, которые впоследствии породили экзогамный брак (межродовой, межплеменной). Так возник групповой (дуально-родовой) брак, где все мужчины одного рода являются мужьями всех женщин другого рода, а мужчины этого второго рода – соответственно мужьями женщин первого. Следовательно, экзогамия – абсолютное запрещение всех половых связей внутри рода, требование вступать в половые отношения (а значит, и в брак) только с членами другого рода. Среди исследователей существуют различные точки зрения на происхождение экзогамии. Во-первых, от браков между кровными родственниками рождались неполноценные дети. Во-вторых, жизнь требовала расширить социальные контакты, иметь связи с другими человеческими объединениями. И, в-третьих, таким путем можно было достичь установления внутри рода социального мира, так как половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы. Наиболее вероятной причиной возникновения экзогамии представляется сочетание всех этих обстоятельств. Таким образом, эта форма группового брака была союзом двух родов, который обеспечивал половые отношения между их членами. Это еще не приводило к созданию семей. Дети принадлежали всему роду и воспитывались родовой коммуной.

Групповой брак был первой формой брачных отношений – брачным союзом двух родов. Роды связывались пока еще не по производству материальных благ, а лишь по рождению детей. Однако групповой брак не был браком персональным, то есть сколько-нибудь постоянных «суп-

ружеских» пар еще не существовало. Кто именно становился брачным партнером каждой из женщин – это не определялось родом, а было лишь проявлением доброй воли людей. По существу, это трудно назвать браком в современном смысле слова, поскольку такие отношения не предполагали ни прав, ни обязанностей, ни взаимной ответственности между брачующимися. Естественно, при групповом браке невозможно было определить, кто является отцом данного ребенка. Поэтому происхождение детей считалось только по матери, признавалась только женская линия родства.

Постепенно в рамках дуально-родового брака на почве взаимных влечений начали складываться достаточно постоянные пары. Парный брак не регулировался общностью – его связывала только добрая воля партнеров. Однако первоначально парный брак совершенно не означал, что один мужчина всегда живет только с одной женщиной. Мужчина мог быть связан такими парными отношениями с несколькими женщинами, точно также как и женщина – с несколькими мужчинами. Так что более точно его можно было бы назвать не парным, а первобытно-эгалитарным, то есть равноправным. Групповые браки постепенно вытеснялись парным браком. Парный брак возник из потребности сделать отношения между полами партнеров более стабильными. В дальнейшем муж постепенно становится кормильцем детей и жены, формируется парная семья. Постепенно меняется и сам характер брака: его целью наряду с регулированием половых отношений также становится создание семьи, содержание и воспитание детей. Так появился индивидуальный парный брак. Возникла экономическая хозяйственная единица – парная семья, в которую входили муж, жена и ее дети. Брак теперь становится союзом между мужчиной и женщиной, имеющим своей целью обеспечить содержание и воспитание детей жены. С возникновением парного брака половые отношения между партнерами были введены не просто в социальные, то есть регулируемые моральными нормами, но и в социально-экономические рамки.

Почти во всех странах мира брак считается регулируемой обществом формой отношений между мужчиной и женщиной. Вступление в брак означает создание семьи и порождает новые права и обязанности по отношению друг к другу и к будущим детям. Брак – исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу. В настоящее время в большинстве государств закон требует регистрации брака. Во многих странах при оформлении брака, как правило, заключается брачный контракт. Брак – добровольный союз женщины и мужчины. В Российской Федерации признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГСах). Для заключения брака необходимо взаимное согласие вступающих в брак и достижение ими брачного возраста, который совпадает с возрастом гражданского совершеннолетия (18 лет). При наличии уважительных причин разрешается вступить в брак лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста, а при особых обстоятельствах законами субъектов Российской Федерации может быть разрешен брак до достижения возраста шестнадцати лет. Основы законодательства о браке и семье не допускают заключение брака между родственниками, между усыновителями и усыновленными; между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия, между лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом браке.

Социальные брачные отношения, развиваясь и усложняясь, приводят к социальным семейным отношениям, которые множеством нитей связаны с тем конкретно – историческим типом общества, где сформировалась и функционирует данная семья. Исторически между формированием брака и появлением семьи должны были пройти долгие годы, заполненные прежде всего совершенствованием социально – экономического потенциала древнейшего общества. Конечно, между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь, однако в сути этих понятий есть не только общее, но и немало особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные периоды. Сегодня брак определяют как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Семья, по мнению известного ученого А.Г.Харчева, представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников.

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития. К определению и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи. Аристотель развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. Подобная точка зрения на семью господствовала продолжительное время. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал, что самое древнее из обществ и единственно естественное - это семья. Во второй половине XIX века внеисторические взгляды на семью постепенно преодолевались и уступали место научным. У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоит швейцарский ученый И. Бахофен (1815-1887). Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л.Моргана (1818-1881) «Древнее общество».

Будучи основанной на браке, семья имеет юридически-правовой статус, особенности которого определяются государственным законодательством. Этот статус позволяет государству как защищать семью, так и наказывать ее членов за нарушение тех или иных законов о семье. Государство защищает имущество семьи, ибо семейная жизнь непременно связана с владением какой-либо собственностью, хотя бы минимальной, которую супруги и другие члены семьи используют в хозяйственном обиходе. Семья, как правило, основана на общности проживания. Члены семьи имеют нравственные обязательства поддержки и взаимопомощи, хотя и не зафиксированные порой в письменном праве, но вполне очевидные. Генетически связанные – сексуальные потребности и деторождение в ходе долгой человеческой истории достаточно обособились друг от друга, так что интимная близость в большинстве случаев не имеет целью деторождение. В прошлом все или, за редким исключением, мужчины и женщины вступали в брак. Стремились они к этому, вероятно, в ожидании удовлетворения наиважнейших потребностей, среди которых рождение детей было приоритетным. К настоящему времени порядок приоритетов для большинства европейского населения стал обратным: каждый из супругов ждет от брака прежде всего того, чего не заложено в его природе, - эротики и счастья, то есть личностной самореализации, а рождение ребенка рассматривается как исполнение хотя и важного, но не первоочередного желания. Нет оснований сомневаться, считает известный российский социолог Голод С.И., что закономерности изменения семьи созвучны общесоциальным переменам, иными словами – модернизация глобального общества влечет за собой и трансформацию отдельных его институтов. С одной стороны, семья – довольно замкнутое объединение людей, ревностно защищающее свой внутренний мир, свои тайны и секреты. С другой стороны, семья – объединение людей, открытое для всего, что происходит в мире. Какой бы замкнутой семья ни казалась, она тысячами нитей связана с обществом. Отношения в семье складываются не только по воле ее членов, но и под влиянием внешних условий социальной жизни общества. В то же время семья воздействует на отношения в обществе, влияет на характер всех процессов общественной жизни. Общество санкционирует отношения мужчины и женщины в форме семьи и брака, то есть такой формы, которая в наибольшей степени соответствует воспроизводству населения в конкретно-исторических условиях.

В зависимости от того, как понимается брак, ученые предлагают различные классификации форм брака. При составлении типологии употребляются три критерия: 1) выбор брачного партнера, 2) размер брачной группы, 3) местожительство супругов. Способ, каким выбирается брачный партнер, подразделяет все формы брака на два типа – эндогамный и экзогамный. Кроме того, существуют две другие формы – моногамия (союз мужчины и женщины) и полигамия (брачный союз более чем двух партнеров). Каждая из этих форм, в свою очередь, подразделяется на несколько видов.[49]

При эндогамиипартнер выбирается только из той социальной группы (род, племя, сословие, каста, класс, нация), к которой относится сам выбирающий. Экзогамия предлагает выбор брачного партнера из чужой группы, которой может стать класс, раса, нация, территориальная группа, возрастная категория. Принадлежность к другой расе или нации тоже может служить препятствием к заключению брака. Психологи считают, что любое различие в возрасте, образовании, вере или материальном положении приводит к неравенству, а значит, взаимному неудовлетворению супругов друг другом, ссорам и конфликтам.

Классификация форм брака по экономическому критерию дает неравный брак и покупной брак. Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку: общественному положению, возрасту, доходу. Неравным мы называем брак старого человека и молодой женщины, богатого мужчины и бедной девушки, аристократки и плебея. Запрещение неравных браков – это, по существу, возвращение к принципу эндогамного брака, разрешающего заключать союзы только в пределах своей группы – рода, племени, сословия, касты.

Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака имеет давние традиции. Он возник на заре истории, одновременно с групповым браком и внутри него, когда женщина была вовлечена в обменный процесс в качестве товара. Две группы обменивались «подарками», одним из которых служила женщина. Раннюю форму покупного брака можно называть дарообменный. В отличии от древних форм покупного брака, осуществлявшихся в виде эквивалентного дарообмена, более поздние его формы, особенно в эпоху патриархата, проявлялись уже в форме неравного дарообмена. Брак превращается в акт купли - продажи.

Классификацию форм брака можно провести по самым разным категориям: брак по сговору, брак по расчету, брак по рекомендации посредников и др. Мотивы брака в них различны, но суть одна – отсутствие чувств, любви.

Относительно новой разновидностью брака по расчету можно считать международные браки. Русские женщины выходят замуж за иностранцев го-

раздо чаще, чем наши мужчины женятся на иностранках. Часто такие браки заканчиваются разводами, но цель – выехать за рубеж – достигнута. Для воссоздания наиболее полной картины современного состояния семьи необходимо охарактеризовать особый ряд брачных союзов, получивших название альтернативные. К альтернативным семейным стилям С.И. Голод относит единобрачные модели, которым присущи те или иные нетрадиционные характеристики. Альтернативы моногамным бракам полигамны: один мужчина и две женщины, или одна женщина и двое мужчин. Одно из описаний первой модели принадлежит сербскому юристу М.Босанацу, который дал ей наименование – конкубинат (латинское concubinatus от con (cum) – вместе и cubo – лежу, сожительствую). Под конкубинатом он понимает длительный союз мужчины и женщины, не желающих юридически закрепить брак. Это не анонимная жизнь, а заранее предполагающая верность партнеров конкубината, которая часто бывает крепче, чем во многих браках, совместную заботу о потомстве, возможное содержание одного члена конкубината другим. Казалось бы, конкубинат не что иное, как фактический брак. Однако, утверждает юрист, мужчина может образовывать конкубинатский союз с другой женщиной, имея официальную семью (жена, дети), или сохранить конкубинатскую связь наряду с брачной семьей по причине рождения детей вне брака. Следовательно, конкубинат есть длительный, не закрепленный юридически союз, в котором мужчина фактически имеет вторую сексуальную партнершу и общего с ней ребенка, а эта женщина имеет ребенка с отцом, но без мужа. Российский ученый считает, что такие отношения существуют и в нашей стране, но исследований на этот счет не проводилось и поэтому на вопрос, насколько они широко распространены, трудно ответить. Женскую бигамию социолог обозначает суаньнантаж (от франкского глагола sunnjon – заботиться, беспокоиться). Суаньнантаж – это устойчивый брачный союз, приводящий к рождению ребенка, замужней женщины преимущественно с холостым мужчиной. Холостяк принимает на себя не только нравственные, но и экономические обязательства по заботе о своем ребенке. Какие - либо исследования по данной модели брака также отсутствуют. На протяжении XX века во многих странах в периоды социальных катаклизмов в молодежной среде возникают специфические объединения – коммуны, которые претендуют на занятие места семьи. В России они были преимущественно распространены в 20-е годы, но надолго не прижились.

К альтернативным семейным стилям можно отнести гражданские (фактические) браки или сожительства (совместное проживание двух человек без заключения брачного договора), которые приобретают все возрастающую популярность в западном мире – в Швеции, Англии, Франции, Нидерландах, США, Канаде. Не осталась в стороне и Россия. Гражданские браки уже перестали быть в российском обществе диковинкой, они – явление для нашей страны далеко не новое. Незарегистрированные браки существовали на всем протяжении советской истории, просто говорить о них было не принято. По данным ряда ученых (А.Г.Вишневского и др.), в середине 1990-х годов в России сожительствовали, то есть находились в незарегистрированном браке, 6,5% мужчин и 6,7% женщин. Впервые официальные данные о распространенности незарегистрированных союзов в масштабах всей страны были получены во время переписи 2002 г. Выяснилось, что примерно 10 % заявленных браков незарегистрированы.

Исследования социологов свидетельствуют, что гражданские браки (они же–сожительства) – это не только «молодежное увлечение». Незарегистриро-

ванные отношения есть во всех возрастах, но в разных соотношениях. По данным «Российской газеты», в молодом возрасте соотношение зарегистрированных и незарегистрированных браков 50 на 50, в более старших возрастных группах доля сожительств снижается.[50]

Согласно статистике, чаще всего после 3-5 лет жизни в гражданском браке пара либо распадается, либо регистрирует свой союз. Однако считать гражданский брак только репетицией брака официального было бы неправильно. «Для одних сожительство – это полноценная замена брачному союзу. Для других – это возможность проверить прочность чувств. Для третьих – до определенного срока удобный, но не заменяющий брак способ быть с близким человеком», - считает социолог фонда «Общественное мнение» Елена Вовк. Есть много причин, привлекающих людей не оформлять официально свои отношения, но главное различие только одно: сожительство – это договор частный, никого, кроме двоих, не касающийся, а брак – это договор с обществом, затрагивающий в том числе и детей. Если гражданский или пробный брак – штука модная, а иногда и полезная, то дети пробными не бывают, поэтому в таком браке серьезно должен быть продуман вопрос контрацепции.

В англоязычной литературе дано описание еще нескольких альтернатив моногамному браку. В частности, американские социологи выделяют такие виды брака как «регулярно-раздельный» или гостевой брак и «открытый» брак. «Регулярно - раздельный» или гостевой брак – это форма, в которой муж и жена на определенной стадии семейного цикла предпочитают жить раздельно в течение достаточно длительного промежутка времени. Гостевой брак – этот термин пришел из Франции. Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю. Вроде женаты и свободны одновременно. Супруги выбирают некую степень пространственной изоляции друг от друга, чтобы предотвратить рутинизацию жизни и бытовые коллизии и тем самым достигнуть максимального удовлетворения индивидуальных запросов и создать почву для творческого самовыражения. Не вызывает сомнения, что позволить себе такую жизнь могут лишь люди с высокими доходами, бездетные или имеющие взрослых детей. «Открытый брак – когда люди не признают развод как лучшее решение возникших в семье проблем, поэтому они ищут возможность открыть брак. Открыть брак означает предпринять шаги к полному равенству и независимости супругов в интеллектуальной, профессиональной, а нередко и в сексуальной сферах. Другими словами, в браке муж и жена становятся независимыми партнерами.

Одной из крайних форм «сексуально открытого брака» является так называемый свининг, когда внебрачные сексуальные контакты в открытую практикуются обоими супругами, нередко одновременно и в одном и том же месте. Брак по договоренности,или «свингерство» (от англ. swinging - качание, колебание; свобода действий), в недавнее время получил распространение в США, где от 2 до 5% всех супружеских пар пробуют так называемую локальную неверность. Инициаторами его чаще бывают женщины. Свингеры, среди которых преобладают люди от 21-26 до 45-50 лет, имеют свои местные и даже международные клубы, газеты, телефонную службу. Теперь эта мода пришла в Россию.

Итак, формы брака варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе, но многовариантность брачных отношений не должна служить показателем кризисного состояния моногамии как на Западе так и у нас. Во всех промышленно развитых странах базовой семьей, несмотря на существенное ее преобразование, как и в прошлом, остается моногамия, а на ее фоне альтернативные браки выглядят небольшими вкраплениями. Главное состоит в том, что подавляющее большинство мужчин и женщин и на Западе, и у нас в стране ориентированы на прочную, стабильную и счастливую семью.