Истина и практика

Проблема истины в гносеологии занимает важное место, но единства в ее решении в философии нет до сего времени. Прагматисты считают, что критерием истины является полезность, т. е. если то или иное положение приносит пользу, то его можно считать истинным. В позитивизме проблема истины в разное время решалась по-разному – от верификации до конвенционализма. В первом случае позитивисты считали, что истинным является то научное положение, которое может быть проверено (верифицировано) опытным путем, причем под опытом они понимали субъективные ощущения человека; во втором – истинными они считали те положения науки, которые признаются большинством ученых истинными (от лат. «конвенционализм» — соглашение, договор).

На самом же деле, как еще в свое время утверждал Аристотель, истина – это соответствие наших знаний действительности. Истина имеет свою противоположность – заблуждение. История науки показывает, что истина всегда выступает в единстве с заблуждением. То, что сегодня считается истиной, завтра может оказаться заблуждением. И наоборот, то, что многими считается заблуждением, с течением времени может найти подтверждение на практике и стать истиной. В диалектике истины и заблуждения протекает процесс познания в истории науки. Истина – это верное отражение действительности в сознании человека. Заблуждение же – это ловушка на пути к истине, барьер, который истина должна преодолеть, чтобы занять свое достойное место в науке. Заблуждение испытывает истину на прочность. Истина крепнет в борьбе с заблуждением. Они проникают друг в друга, выступают в едином познавательном процессе как его противоположности. Такова диалектика истины и заблуждения.

Истина объективна по источнику и содержанию, но субъективна по форме. Вне человека нет истины, но истина отражает объективный мир. Поэтому в философии истину называют объективной. Но если истину считать полностью зависимой от человека и не признавать в ней объективного содержания, то это будет субъективизмом в понимании истины. Как видим, истину подстерегают многие опасности, прежде чем она получит свой статус незыблемости. Все это объясняется тем, что истина связана с человеческой деятельностью, а человеческая деятельность многогранна, она объективна и субъективна. А грани между объективностью и субъективностью человеческой деятельности подвижны и не всегда и не всем удается удержаться на ее золотой середине, которая дает понимание истины.

Истина и относительна и абсолютна – в этом еще один диалектический момент в ее понимании. О т н о с и т е л ь н а я истина отражает объект приблизительно, относительно, с известной степенью точности. Все наши знания относительны, неполны, приблизительны. Но в то же время они в каких-то моментах абсолютны. А б с о л ю т н а я истина понимается в следующих смыслах: 1) как полное, исчерпывающее знание о действительности; 2) как тот момент объективной истины, который не может быть опровергнут в будущем; 3) как цель познания, которая уходит в будущее, в бесконечность. Диалектика относительной и абсолютной истины состоит в том, что абсолютная истина складывается из суммы относительных истин, но в то же время относительная истина содержит зерна абсолютной истины.

Наше знание является одновременно и абсолютным и относительным – оно состоит из единства абсолютных и относительных истин. Но это не простая сумма тех и других. Так как познание есть бесконечный процесс отражения в сознании человека объективного мира, то абсолютная и относительная истины выступают как диалектически взаимосвязанные и противоречивые стороны этого процесса.

Наше знание в целом есть результат познавательной деятельности череды поколений, миллионы лет сменяющих друг друга. Именно это обстоятельство дает нам уверенность в истинности нашего знания в целом. Так как знание добывается отдельными людьми, то наше знание в этих своих отдельных частях относительно. В соотношении абсолютности и относительности знания – еще одна сторона его диалектического развития.

Мир бесконечно развивается, изменяется. Наука бесконечно пытается отразить эти изменения. Все это требует от человека проявления целеустремленности в познании объективного мира. Человек в своем познании от относительности стремится к абсолютности. Абсолютная истина – цель человеческого познания. Человек никогда не достигнет абсолютной истины как цели, но движение к ней не дает ему остановиться в познании на достигнутом, заставляет его бесконечно двигаться вперед в проникновении в сущность вечно изменяющегося мира.

Истина всегда конкретна, она зависима от условий, места и времени, относительно которых высказывается данное суждение. Истинность или ложность тех или иных суждений относительно тех или иных предметов и объективных процессов не может быть установлена вне учета условий, места и времени, в которых они пребывают или протекают. Например, суждение «Время не зависит от скорости тела» истинно в классической физике, но ложно в теории относительности А. Эйнштейна, ибо в его теории время зависит от скорости тела. Поэтому можно сказать, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

Догматизм (от греч. dogma – мнение, учение) – способ мышления, исходящий из абсолютности истины и оперирующий неизменными понятиями и суждениями без учета условий, места и времени. Возникновение догматизма исторически связано с верой в Бога и выполнением требований (догм), изложенных в «священных книгах» (Библии, Коране). Догматизм в науке не способствует поискам истины, ибо поиски истины требуют творческого подхода к объекту исследования, новизны путей и отказа от догматических положений.

Релятивизм (от лат. relativus — относительный) – философское учение об относительности и условности человеческого познания. Оно в основном связано с субъективным идеализмом, который отрицает объективный мир вне ощущений человека, поэтому относительность ощущений принимается за относительность, неустойчивость, условность наших знаний, их зависимость от наших органов чувств. Ощущения одного человека могут отличаться от ощущений другого человека относительно одного и того же предмета познания. Отсюда – релятивизм (относительность) в познании. Релятивизм абсолютизирует относительность истины, не признает в ней элементов абсолютной истины.

Важной стороной теории познания остается проблема нахождения способа отделить истину от заблуждения – критерия истины. Критерием истины может быть только практика, т. е. материальная и духовная деятельность человечества как общественно-исторический процесс. Практика – это материальная и духовная деятельность людей, в процессе которой они осваивают и преобразуют природные и социальные условия в соответствии со своими потребностями и интересами. С возникновением науки она протекает под ее воздействием на практическую деятельность человека.

Практическое подтверждение получают не все научные положения, а лишь те, которые вытекают из опытных данных, а другие положения, не вытекающие непосредственно из практики, получают свое подтверждение на основе выводов, подтвержденных практикой, т. е. путем вывода одного знания из другого по логическим правилам доказательства, которые сами имеют практическое происхождение. Таким образом, в основе теории лежит практика как величина абсолютная, если рассматривать науку и практику в целом и в единстве их взаимосвязей. Если рассматривать отдельные научные положения, то практика как критерий истины в данном случае выступает лишь своими отдельными сторонами, т. е. она относительна. Практика абсолютна как итог познания человеком объективного мира и относительна, когда речь идет об отдельных актах познания.

Практика имеет много граней и в зависимости от того, какую сторону познания исследователь проявляет по отношению к ней, возникают те или иные ее взаимосвязи с познанием. Во-первых, практика – это основа познания; во-вторых, цель познания; в-третьих, источник познания; в-четвертых, критерий истины. Иначе и быть не может, ибо практика – начало и конец, альфа и омега процесса познания. Даже крайний рационалист, утверждающий полную независимость своего мышления от практики, не может продолжать свою теоретическую деятельность вне практики: в частности, чтобы утверждать вышесказанное, он должен применять материальные средства – иначе они не дойдут до слушателя или читателя.

Основные виды практики: 1) производственная деятельность; 2) общественная (в том числе и художественная) деятельность; творчество ? 3) научный эксперимент. П р о и з в о д с т в е н н а я деятельность человека – абсолютное условие его жизни. Для того чтобы жить, человек должен трудиться с тем, чтобы создать такие обстоятельства своей жизни, которые позволили бы ему быть человеком, имеющим не только материальные потребности, но и духовные интересы. Духовная культура человечества имеет своим основанием материальную культуру. Не создай человек орудия труда, не устрой с их помощью свою нишу в природе, не было бы никакой духовной жизни. О б щ е с т в е н н а я деятельность – это деятельность человека на поприще политики, науки, образования, здравоохранения, управления и т.п. Без организующей деятельности человек не может устроить свою трудовую деятельность по производству материальных благ, другие области человеческой жизни также требуют организации и управления. Современную науку мы вполне можем назвать экспериментальной, ибо без эксперимента современная наука вообще не может не только развиваться, но и существовать.

Кроме вышеуказанных, практика имеет еще следующие виды: семейно-бытовая; повседневная; хозяйственная, спортивная и некоторые другие. Эти виды дополняют и конкретизируют основные. Одним словом, практика является сложным системным образованием, которое охватывает все сферы человеческой жизни и деятельности. Практика как система имеет свою историю и из века в век продолжает совершенствоваться и усложняться. Нет сомнения в том, что в ней будут появляться все новые и новые виды. Однако различные виды практической деятельности неравноценны как в плане форм жизнедеятельности, так и по отношению к прогрессу общественной жизни. Практика может иметь как конструктивный (созидательный), так и деструктивный (разрушительный) характер по своим результатам.

В зависимости от субъекта деятельности практика подразделяется на следующие формы: индивидуальная, коллективная, социально-классовая, национальная, государственная, общественная. Любая практика имеет социальный характер. С одной стороны, человек действует как природная сила, но с другой стороны, эта сила пронизана духовным компонентом. Поэтому практика – это не чисто материальная деятельность, но деятельность, одухотворенная разумом и чувствами человека.

Таким образом, практика и истина взаимосвязаны как две стороны единого познавательного процесса, который выступает в взаимопроникновении материального и духовного, природного и человеческого. Практика — критерий истины, а истина служит практике, являясь путеводной нитью в деятельности человека по овладению силами природы и организации общественной жизни.

 

Контрольные вопросы

1. Раскройте этимологию слов «гносеология» и «эпистемология».

2. В чем суть сенсуализма и рационализма?

3. Что такое эмпиризм?

4. Что такое объект и субъект познания?

5. Какие уровни (ступени) вы знаете?

6. Что такое истина?

7. Что такое объективная, относительная и абсолютная истины?

8. Что такое практика, каковы ее виды?

9. Что является критерием истины?

10. Какими сторонами характеризуется практика по отношению к познанию?