Проблемы познания

Важнейшим вопросом, на который пытались ответить философы во все времена, был вопрос, который формулируется следующим образом: «Познаваем ли мир?». Материалисты и объективные идеалисты отвечали на этот вопрос положительно. Субъективные идеалисты, которые считали, что мир это комбинация чувств и что трудно сказать о существовании чего-либо за пределами ощущений, отрицали познаваемость внешнего мира, т. е. мира, находящегося за пределами ощущений. Такой взгляд называется агностицизмом (греч. «а» — не, «gnosis» — знание, учение). Таким образом, агностицизм – это философское учение, отрицающее познаваемость объективного мира.

Древнегреческий философ Кратил сомневался в познаваемости мира в силу его непрерывного изменения. Это было проявлением скептицизма в философии, который в дальнейшем, в философии Д. Юма и И. Канта перерос в полное отрицание познаваемости мира – агностицизм. Если Юм считал, что он не знает, что же находится за пределами ощущений, то Кант исходил из того, что на органы чувств действуют непознаваемые «вещи в себе». В этом заключается различие их агностицизма. Но нельзя забывать, что какая-то доля скептицизма существует во всех философских учениях, особенно в научном познании, иначе бы они превратились в нечто догматическое. Разумный скептицизм является одним из двигателей научного прогресса. Изменяя мир в соответствии с познанными законами, человек тем самым доказывает его познаваемость.

Вопросы познания в философии прошли свой путь развития. Так, материализму XVIIXIX вв. были присущи следующие черты: созерцательность (простое наблюдение за предметами и явлениями внешнего мира философом), пассивное отражение (зеркальное отражение внешнего мира в сознании философа), непонимание роли практики в познании. Данное обстоятельство было обусловлено метафизичностью и механицизмомсамой философии, опирающейся в своих изысканиях на традиции всей предшествующей философии, в которой не было места диалектическим взглядам. В науке же того времени господствовала механика. Это были века, когда ученые достигли больших успехов в изобретении различных механизмов. И философам казалось, что механика как наука способна разгадать и объяснить все тайны природы.

Гносеология (гр. – «gnosis» — знание, «logos» — учение, теория) – это теория познания, философское учение, в котором определяются возможности и границы познания мира. В философии применяется и другой синоним этого понятия – «эпистемология». Однако понятие эпистемологии (греч. episteme – знание и logos – учение) чаще приме­няется как учение о знании.

В человеке природа поднимается до высшей формы отражения – сознания. Сознание – это та основа, которая позволяет человеку не только отражать внешний мир, но и творчески перерабатывать возникшие в голове образы в конкретные и абстрактные духовные образования. Источник познания – окружающий нас мир. Сознание же – субъективный образ объективного мира. Теория познания в своей сущности – это теория отражения.

Отражение – это способность материальных тел и их систем посредством внутренних и внешних изменений воспроизводить в иной, специфической форме особенности других, взаимодействующих с ними тел и их систем.Объективной основой отражения является всеобщее взаимодействие. Отражение – это образ, а образ в сознании человека субъективен и идеален.

Сознание в познании характеризуется следующими признаками:

1) сущностным отношением к объективному миру;

2) творческим характером отражения;

3) проявлением в практически-преобразующей деятельности человека;

4) регулятивной функцией в практической деятельности человека.

С у щ н о с т н о е отношение к миру человека заключается в том, что он познает его закономерности, во-первых, для создания научной (любой?) картины мира, во-вторых, чтобы на основе понимания его сущности использовать свои знания для приспособления или преобразования окружающей действительности для удовлетворения своих интересов и потребностей.

Т в о р ч е с к и й характер отраженияпроявляется в следующих формах сознательной деятельности человека: 1) информационно-познавательной; 2) эмоциональной; 3) творческо-конструктивной; 4) волевой.

И д е а л ь н о е как результат отражения, познания закрепляется в виде образа в сознании человека. Все формы сознания от ощущений и восприятий до понятий и научных теорий носят образный характер. Образ – это предметное и обобщенное отражение внешнего мира в голове человека. Существенным для образа является мысленное сходство, подобие источнику отражения, т. е. определенная степень адекватности. Сущностной характеристикой образа является его субъективность, т. е. принадлежность сознанию человека-субъекта. Образ выступает как единство объективного и субъективного. Его объективность заключается в том, что в нем находит отражение объективный внешний мир, субъективность же состоит в том, что он возникает у человека.

Образ не что иное, как информация о внешнем мире. Информация – это свойство материальных объектов и процессов порождать и сохранять свое состояние и передавать его другому объекту посредством той или иной формы отражения и запечатлевать в его структуре. Понятие информации выражает одну из сторон всеобщего взаимодействия. Таким образом, между объектами возникает информационная связь. Однако это не всякая связь, а лишь та, которая берется в отражательном аспекте. Отражение является важнейшей особенностью процесса познания.

Познание – процесс целенаправленного отражения действительности в сознании человека, определяемый его потребностями и интересами, связанный с передачей и восприятием информации. Но информация превращается в знание лишь тогда, когда она переработана соответствующим образом в сознании человека. Познание как процесс приобретения знания соотносится с практикой и осуществляется на основе практической деятельности человека. В то же время познание – это способ духовного освоения действительности. Исходными понятиями гносеологии являются «деятельность», «познание», «истина», «практика».

Адекватное отражение объекта субъектом – главный итог познавательной деятельности. При этом необходимо иметь в виду, что субъект осуществляет познание через призму своих знаний и представлений, ценностных ориентаций и потребностей, приобретенных и выработанных им в течение всей жизни. Поэтому познание в целом – это обобщенное отражение, итог всей жизни отдельного человека и в конечном счете всей истории человечества. Таким образом, подлинным субъектом познания является общество, действующее через своих индивидов, а процесс познания носит общественно-исторический характер. Объектом же познания человечества выступает весь объективный и субъективный мир – природа, общество, человек и его сознание.

Детерминизм – Детермини́зм (лат. determinare – определять, ограничивать) – учение о взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих процессов и явлений, доктрина о всеобщей причинности. Все имеет причину (в ранее происходившем – т.е. детерминировано (Д. Юм) или есть случайные явления (недетерминированные прошлым – К.Поппер – есть место «свободе» наряду с необходимостью; Шопенгауэр, Ницше – свобода воли, детерминизм лишь «кажущееся»))

Отражение в мозгу человека внешнего мира было бы бесполезным, если бы он не отвечал на поступившую информацию соответствующей ей деятельностью. Если сознание – субъективный образ объективного мира, то познание это чувственная и логическая обработка человеком поступивших в мозг образов с целью своего приспособления к окружающей действительности или изменения ее в соответствии со своими потребностями.

Процесс познания начинается с живого созерцания и заканчивается абстрактным мышлением, которое преследует практические цели. Мышление человека всегда пытается открыть в явлениях их сущность. Логическое и чувственное в познании демонстрируют неразрывность явления и сущности в окружающем мире. В истории философии довольно часто абсолютизировалась та или иная сторона познания — чувственное или рациональное.

Абсолютизация чувственной стороны познания называется сенсуализмом (от лат. «сенсус» — чувства, ощущения). И наоборот, абсолютизация рациональной, логической стороны познания названа философами рационализмом (от лат. «рацио» — разум). Сторонниками сенсуализма были английские философы Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс и др. Рационализм наблюдается в философии французского философа Р. Де­карта, нидерландского философа Б. Спинозы и др.

Когда в Западной Европе в Новое время возникла экспериментальная наука, опытные данные, полученные на чувственной ступени познания, стали абсолютизироваться, ставиться выше рационального познания. Направление в философии, абсолютизирующее возможности опытного познания и умаляющее возможности рационального познания, стали называть эмпиризмом (от греч. – опыт). Таким образом, эмпиризм и рационализм явились двумя противоположными философскими учениями в познании мира.

Однако при подходе к вопросу о соотношении чувственного и рационального в познании необходимо учитывать не только их различие, но и их единство, взаимопроникновение. Познание не может быть осуществлено с какой-то одной стороны, оно выступает как результат единства чувственной и рациональной ступени человеческого мышления.

Человек имеет пять органов чувств (анализаторов, по учению И. П. Павлова), которые служат ему в качестве инструментов познания окружающего мира. Чувственное как форма познания имеет следующие виды: ощущения, восприятия, представления. Каждое из пяти органов чувств позволяет отразить лишь одно какое-то ощущение – зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, осязательное. В совокупности они дают восприятие предмета или явления. Даже тогда, когда человек не воспринимает предмет или явление непосредственно, он продолжает воспринимать его мысленно, что есть не что иное, как представление.

Ощущения, восприятия и представления идеальны, т. е. они сходны с отображаемыми предметами и явлениями лишь в той степени, в какой являются их субъективными образами. Образы не являются знаками, хотя при определенных обстоятельствах их можно представить в виде знаков, но и последние часто воспринимаются в качестве образов. Органы чувств в познании нельзя заменить ничем, но они могут быть усилены с помощью технических средств (микроскопа, телескопа и т. п.).

Весь процесс чувственного познания регулируется прошлым опытом человека. При этом логическое мышление сопровождает чувственное познание на всех его этапах. Но логическая ступень познания, хотя и основывается на чувственной ступени познания, выступает самостоятельно как высшая форма отражения человеком предметов и явлений окружающего мира. Видами рациональной (логической) формы познания являются понятие, суждение и умозаключение, которые составляют структуру теории.

С помощью понятия совершается обобщение существенных признаков целого класса предметов и явлений. При этом в нем отражаются только существенные черты предмета или явления, а несущественные отбрасываются. В грамматике понятие соответствует имени существительному. Соединение двух и более понятий в логической связи приводит к возникновению суждения, что в грамматике выражается через предложение. Умозаключение дает выводное знание: сопоставление двух и более суждений, связанных каким-то общим признаком, дает новое знание, которое называется умозаключением. Например: «Все металлы проводят электрический ток»; «Железо – это металл»; «Следовательно, железо проводит электрический ток».

Мыслительные операции с понятиями, суждениями и умозаключениями рассматриваются формальной логикой, доставшейся нам от Аристотеля, — наукой о законах и формах правильного мышления. Дальнейшее развитие форм и методов познания привело к тому, что на основе формальной логики возникла символическая или математическая логика, которая оперирует символами, подчиняющимся в своих выводах определенным правилам. Соблюдение этих правил позволяет прийти к верным выводам безотносительно того, какое содержание в них было вложено, что ускоряет процессы доказательства в научных изысканиях. Данные обстоятельства привели к необходимости создания искусственных языков, ибо все много­образие знаний стало невозможно выражать только естественными языками. Кроме того, этому способствовало бурное развитие информатики и кибернетики. Последняя может общаться с человеком только на языке алгоритмов. Машинные языки для программирования операций в компьютерах получили широкий размах.

Но большое значение в правильном мышлении, особенно тогда, когда речь идет о необходимости отразить в мышлении всю совокупность сложных процессов, протекающих в природе и обществе, имеет диалектическая логика. Она является учением о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира, а также познания. Диалектика как метод была разработана в XIX в. Г. Гегелем на основе объективного идеализма. К. Маркс и Ф. Энгельс развили учение материалистической диалектики.

Процесс познания не исчерпывается только формами чувственного отражения и абстрактного мышления. Мышление человека сопровождается эмоциями и чувствами, которые у него возникают в зависимости от решаемых познавательных задач и успешности или неудачи в их решении. Человек вынужден в своей познавательной деятельности проявлять волю, сила которой зависит от трудности решаемых в познании задач. Кроме того, на познание оказывают свое влияние ценностные ориентации и нравственные позиции человека. Важное место в познании занимает интуиция как свернутый по времени процесс проникновения в сущность изучаемых явлений.

От чувственной и логической ступеней познания необходимо отличать эмпирический и теоретический уровни, которые составляют единую ткань науки. Эмпирический уровень связан с научными фактами, которые требуют не только чувственного познания, но и логической обработки. Теоретический уровень науки основывается на данных эмпирического уровня, но использует в своих выводах логическую или рациональную ступень познания. Теория – высшая форма познания человеком внешнего мира. Именно на теоретических выводах основывается научное предвидение, как в природных, так и общественных процессах.

Таким образом, познание имеет свои проблемы и свою теорию, которая позволяет проникнуть в сущность процесса познания и научно вести исследовательскую работу, направленную на удовлетворение практических задач, стоящих перед человеком и обществом.