Основные законы диалектики

 

Развитие и всеобщая связь явлений находят обобщенное отражение в основных законах диалектики. Эти законы, впервые сформулированные Г. Гегелем и получившие затем углубленную интерпретацию в материалистической марксистской традиции, отвечают на вопросы об источниках, механизме и направленности развития, а также о характере взаимосвязи альтернативных сторон, свойств, тенденций в составе развивающегося целого.

Диалектика исходит из того, что все предметы и процессы в мире внутренне противоречивы. Противоречиеесть взаимодействие противоположностей. Диалектическое противоречие характеризуется единством внутренних противоположностей и их взаимоисключением. Так, в отношении любого объекта можно выявить указанные выше противоположности: причина — следствие, необходимость — случайность.

Наряду с традиционными категориями современное диалектическое мышление оперирует понятиями симметрии и асимметрии, порядка и хаоса, элементов и структуры, дискретности и непрерывности, линейности и нелинейности и др. Диалектическое миропонимание предполагает в любой вещи усматривать присущие ей противоречия, везде и во всем видеть альтернативные подходы, аспекты, свойства.

Разным формам движения материи присущи свои специфические противоположности.Для физических процессов — это противоположные электрические заряды, притяжение и отталкивание, частицы и античастицы, электронная и дырочная проводимость и др. Типичные противоположности в химии — кислоты и основания, окислитель и восстановитель, прямая и обратная реакции и т. п. Для биологии существенны противоположности наследственности и изменчивости, ассимиляции и диссимиляции, рождения и смерти и др. Взаимодействие указанных выше противоположностей лежит в основе рассматриваемых процессов, позволяет объяснить их сущность, их внутреннюю причину. Из приведенных примеров понятно методологическое значение выявления в процессе познания единства и «борьбы» противоположных сторон и свойств различных объектов.

Особенно актуальна проблема диалектического противоречия применительно к социальной форме движения. Именно в контексте общественных противоречий получает объяснение то, что главный закон диалектики традиционно называется законом единства и борьбы противоположностей. Термин «борьба» специфичен для антагонистических противоречий, а они не редкость в обществе, в том числе и в наше время. Это противоречия между непримиримо враждебными силами, когда возникают такие острые формы конфликтов, как война, восстание, революция и т. п.

Борьба противоположностей выступает внутренним источником изменений, в том числе движущей причиной развития. На вопрос о механизмах развития, о том, как оно происходит, дает ответ закон перехода количества в качество.

Качествоэто характеристика внутренней и внешней определенности объекта, единства его существенных свойств. Рассмотрение отдельных свойств объекта без учета их взаимосвязи выявляет лишь определенные стороны качества объекта и не позволяет получить целостную характеристику объекта. Только интегральная совокупность свойств составляет качество объекта. Утрата объектом существенных свойств ведет к тому, что предмет теряет свое качество, перестает быть самим собой, т. е. превращается в нечто качественно иное.

В зависимости от специфики отношений с другими предметами объект обнаруживает различные свойства, выступает различными гранями. Так, химическое соединение в одних условиях проявляет окислительные свойства, в других может действовать как восстановитель. Одно и то же животное по отношению к некоторым животным проявляет агрессию, оказывается хищником, а перед другими животными испытывает страх, может стать их жертвой. Особенно разнообразны проявления свойств человека. Каждый человек уникален, обладает индивидуальными свойствами. Каждый человек формируется как личность со своим особым единством биологического, психологического и социального. Иными словами, каждый человек качественно своеобразен. К тому же в разных ситуациях один и тот же человек может находиться в качественно различных состояниях.

Количественная определенность предмета устанавливается путем сравнения составляющих его элементов. Всякое количествов объективно-реальном мире есть количество определенного качества1.

Различают количественные характеристики экстенсивных и интенсивных величин. Экстенсивное количество предполагает аддитивность величин (свойство величин, состоящее в том, что значение величины, соответствующее целому объекту, равно сумме значений величин, соответствующих его частям при любом разбиении объекта на части). Например, теплота, объем, площадь – количественно характеризуются величинами, которые можно складывать. Неаддитивные величины – температура, удельный вес, напряженность поля в точке и т. п. Значение интенсивных величин не может быть определено непосредственно. Для установления количественной определенности таких величин требуется предварительное обращение к экстенсивным величинам. Например, для определения значения температуры требуется вначале зафиксировать длину столбика термометра, т. е. экстенсивную величину.

Неразрывная связь качества и количества, их единство выражается в философии понятием меры. Мерапредставляет собой сохранение данного качества в пределах определенного интервала. Так, для конкретного вещества существует интервал температур (количественная характеристика), в пределах которых данное вещество остается твердым (характеризуется определенным качественным состоянием). Выход за границы указанного интервала ведет к качественно новому состоянию вещества — оно становится жидким и это состояние также сохраняется в некотором интервале температур. Дальнейшее повышение температуры ведет к газообразному состоянию, для которого тоже есть своя мера. Выход за эту меру ведет к термическому разложению вещества, оно перестает быть самим собой, превращаясь в качественно другой объект.

Приведенный пример иллюстрирует закон перехода количества в качество. Как видно из примера, переход от старого качества к новому при выходе за границы меры происходит скачком. В ходе превращения в новое качество имеет место перерыв постепенности в развитии. Непрерывные количественные изменения сменяются скачкообразным изменением свойств.

Различают скачки,протекающие в особенно быстром темпе (скачки взрывного типа), и скачки, осуществляющиеся постепенно. Приведенный выше пример характеризует скачки взрывного типа. Другие примеры таких скачков: механическое разрушение тела вследствие удара, резонансное усиление колебаний, образование новых химических соединений, термоядерный взрыв и т. п.

При постепенном переходе к новому качеству, несмотря на эту постепенность, различие старого и нового качеств достаточно отчетливо, хотя граница, отделяющая новое от старого, выражена нечетко, размыта. Вместе с тем процесс перехода в новое качество занимает относительно небольшое время сравнительно с интервалами, в пределах которых сохраняется данное качество. Данное обстоятельство оправдывает употребление термина «скачок» применительно к постепенному переходу в новое качество. Примером скачка постепенного типа является образование Солнечной системы из протопланетного облака, изменение климата, антропогенез, формирование буржуазных производственных отношений и др.

Процесс развития как переход к принципиально новому невозможен без отмирания старого. Старое отрицается новым, в дальнейшем это новое становится тормозом развития и также отрицается. В мире имеет место бесконечная цепь отрицаний. На определенных стадиях изменений появляются качественно новые объекты и процессы.

Диалектическое понимание отрицанияне исключает преемственность в развитии. Прерывая существование старого, новое вбирает в себя то положительное, что было в старом, то, что нужно удержать, сохранить для дальнейшего развития. В ходе развития может иметь место как бы возврат к старому, хотя это не буквальное повторение того, что было. При этом старое сменяется новым (первое отрицание),затем происходит отрицание возникшего нового (второе отрицание).Возврат к старому, который имеет место на некотором новом уровне, в изменившихся условиях — это форма удержания в новом того положительного, что было в старом.

Закон двойного отрицания не является столь универсальным, как другие два основных закона диалектики. Он действует преимущественно в рамках социальной формы движения и только в тех случаях, когда можно проследить цикличность развития.

Так, античная культура отрицается средневековой культурой, на смену которой приходит культура Возрождения, которая хотя и воспроизводит многие особенности античной культуры, образует своеобразный качественно новый стиль. Интерес к античности органически сочетается с обращением к народной культуре. Деятели Возрождения не просто верят в творческие возможности человека, а обращаются к человеку как высшему началу бытия.

Частичный возврат к пройденным ступеням иногда имеет место в процессе познания. Так, волновая теория света X. Гюйгенса отрицалась корпускулярной теорией света И. Ньютона. В дальнейшем в рамках квантово-волнового дуализма произошел возврат к волновым представлениям о свете, но уже не в русле классической физики, а в связи с представлениями квантовой механики.

Развитие не есть непрерывный прогресс. Как уже отмечалось ранее, в развитии может быть восходящая ветвь, связанная с повышением степени организованности, и нисходящая ветвь, ведущая к упадку, распаду, разложению. Один и тот же процесс может характеризоваться прогрессивными и регрессивными изменениями, если рассматривать его в разных отношениях.

Развитие идет по множеству направлений, это не прямая линия и не движение по кругу. Современная наука дает возможность прогнозировать развитие не только простых систем, но и сложных, в частности биологических и социальных. С позиции синергетики — современной общенаучной концепции самоорганизации, процесс развития представляет чередование периодов, когда направленность развития изменить нельзя (в синергетике это называют движением по аттрактору), и так называемых точек бифуркации, в которых наблюдается выход на другую траекторию развития, на новый аттрактор.

В точках бифуркации наблюдаются качественные изменения, но характер этого процесса не предопределен однозначно. Развитие сложных систем, описание поведения которых требует синергетического подхода, даже при одних и тех же начальных условиях может происходить совершенно по-разному. Вместе с тем всегда существует множество ограничений на возможные пути развития систем.

Синергетика позволяет разработать математическую модель процесса с учетом нелинейного характера изменений в развивающихся системах и с учетом возможности разных траекторий развития. Подчеркнем, что речь идет не о любых, а о вполне определенных траекториях. Поэтому оснований для индетерминизма синергетика не дает. В целом, следует отметить, что современная наука подтверждает эвристическую значимость идей диалектики и конкретизирует понимание процесса развития в свете представлений о самоорганизации развивающихся систем.

 

Контрольные вопросы

1. В чем состоит противоположность диалектики и метафизики?

2. Назовите основные принципы диалектики.

3. В каких формах может осуществляться всеобщая связь явлений?

4. Какие признаки характеризуют процесс развития?

5. Назовите основные свойства движения.

6. Назовите основные формы движения материи.

7. Объясните, в чем состоит несводимость высших форм движения к низшим.

8. Назовите основные категории диалектики.

9. Приведите примеры, иллюстрирующие переход соотносительных категорий диалектики друг в друга.

10. Что такое детерминизм и индетерминизм?

11. Приведите примеры динамических и статистических законов.

12. Что говорит закон единства и борьбы противоположностей об источнике движения и развития?

13. Что говорит закон перехода количества в качество о механизме процесса развития?

14. На какой вопрос в понимании развития отвечает закон отрицания отрицания?

15. Приведите примеры действия основных законов диалектики.

16. Покажите на примере возможность многоаспектности и многоплановости процесса развития.