Философский структурализм

 

Структурализм (от лат. structura – строение, расположение, порядок) – одно из новейших направлений западной философии. Его можно обобщенно определить, как попытку выявить глубинные универсальные структуры, которые проявляются в структурах социума на всех уровнях: в литературе и фило­софии, в математике, в бессознательных психологических моделях. Зарожде­ние структурализма связано с исследованиями швейцарского лингвиста Ф. де Соссюра (1857–1913), рассматривающего язык как систему знаков.

Структурализм – это не только метод научного познания, но также особое мировоззрение, особая философская система, получившая наибольшее распространение в 50–60-е гг. XХ в.

 

Аналитическая философия

Аналитическая философия сводит философию к анализу употребления языковых средств и выражений, толкуемому как подлинный источник поста­новки философских проблем. (Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Б. Рассел, А. Айер и др.).

Внутри аналитической философии выделяют два направления: философия, ориентированная на логический анализ языка с применениемап­парата современной математической логики, и лингвистическая философия,занимающаяся исследованием типов употребления выражений в естествен­ном, обыденном языке (Ст. Чейз, Ч. Морис, Н. Хомский и др.).

Дж. Мур (1873–1958), Г. Фреге (1848–1925), Б. Рассел стремились придать философии ясное содержание. Философия представлялась им формой языка, состоящей из предложений, обладающих истинностным значением.

Психоаналитическая философия

 

Эмпирической базой психоаналитической философии является психо­анализ. Основоположник психоанализа австрийский врач-психолог и психи­атр З. Фрейд (1856–1939). Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияние на индивидуальную и общественную жизнь было главной за­слугой З. Фрейда. Согласно Фрейду, психика человека представляет собой взаимодействие трех уровней: бессознательного («Оно»), предсознательного («Сверх-Я») и сознательного («Я»).

Развитие культуры – это выработанная человечеством форма обуздания человеческой агрессивности и деструктивности.

Идеи психоанализа развивал ученик Фрейда, впоследствии один из его критиков К. Г. Юнг (1875–1961). Сущность расхождений Юнга с Фрейдом сводилась к разному пониманию природы и форм проявления бессознательного. Юнг считал, что Фрейд неоправданно свел человеческую деятельность к биологи­чески унаследованным инстинктам, тогда как инстинкты имеют не биологи­ческую, а символическую природу («архетипы»). Неофрейдисты – А. Адлер (1870–1937), К. Хорни (1888–1959), Э. Фромм (1900–1980).

 

Контрольные вопросы

1. Как решает неофрейдизм проблему свободы и чем обусловлен феномен «бегства от свободы»?

2. В чем смысл «эксцентричности» человека в рамках философ- ской антропологии?

3. Что такое герменевтический круг?

4.Чем отличается антисциентизм от агностицизма?

 

Логические задачи по теме

 

1. К какому течению, сциентистскому или антисциентистскому принадлежит автор следующего утверждения: «Мир полон загадок, которые пока еще сокрыты от нашего разума, древние мифы и легенды, магические ритуалы и различные культы давно уже взывают к внимательному наблюдателю, указуя на эти тайны природы. Ученые мужи сегодня должны с особым тщанием изучить упомянутые здесь артефакты, дабы открыть нам этот прекрасный мир, о котором мы так мало знаем.» (И. Хофенхоф. На неизведанных путях. М., 2003. С. 97).

2. Какие аргументы можно привести в защиту тезиса экзистенциалистов о том, что человеческое существование предшествует сущности как логически, так и исторически?

Библиографический список

Витгенштейн, Л. О достоверности // Вопросы философии. – 1991. – № 2.

Зотов, А. Ф. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века: Учеб. пособие для филос. фак. ун-тов / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Высш. школа, 1988. – 312 с.

Мамардашвили, М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. / М. К. Мамардашвили. – М.: Лабиринт, 1994. – 87 с.

Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесловия П. С. Гуревича: Общ. ред. Ю. Н. Попова. – М.: Политиздат, 1988. – 552 с.

Проблемы философской герменевтики / Под ред. П. Ю. Соколова. – М.: Наука, 1990. – 271 с.

Современная буржуазная философия. Учебное пособие // Под ред. А. С. Богомолова, Ю. К. Мельвиля, И. С. Нарского. – М., 1978. – 293 с.

Фуко, М. Археология знания / Пер. с фр. М. Б. Раковой, А. Ю. Серебрянниковой;вступ. Ст. А. С. Колесникова. – СПб.: Гуманитарная академия, 2004. – 416 с.

 

 

Тема 4