Финансовые ресурсы некоммерческой организации

Некоммерческие организации осуществляют финансово-хозяйственную деятельность на основании сметы доходов и расходов. Данный документ составляется, как правило, ежегодно исходя из сумм предполагаемых поступлений и направлений расходования имеющихся и поступивших денежных средств.

Унифицированной формы сметы не существует, поэтому некоммерческие организации могут создаваться для достижения различных задач и выполнять весьма различные функции даже в рамках одной формы сметы доходов и расходов.

Смета состоит из доходной и расходной частей.

1. Доходная часть:

1) взносы учредителей - возникают только при создании некоммерческой организации и при увеличении ее уставного фонда за счет дополнительных взносов. Основанием для планирования являются данные, взятые из учредительных документов, и информация о задолженности учредителей (если таковая имеется) по состоянию на начало планируемого года;

2) вступительные взносы - могут поступать в некоммерческую организацию в течение всего срока ее функционирования. Основанием для планирования является расчет, проведенный аналитиками некоммерческой организации;

3) членские взносы - зто обязательные денежные платежи членов организации. С учетом вновь вступивших в некоммерческую организацию членов и выбывших из нее суммы поступлений могут быть подвержены существенным колебаниям. Таким образом, основанием для планирования могут быть только дополнительные расчеты, проведенные на основании анализа;

4) добровольные пожертвования юридических и физических лиц. Несмотря на кажущуюся неопределенность размеров таких поступлений, суммы доходов по данной строке можно определить с большой степенью точности;

5) целевое финансирование - это денежные поступления от учредителей некоммерческих организаций под те задачи, для выполнения которых эти организации созданы. Как правило, доходы данного вида отражаются в смете доходов и расходов на основании информации пакета документов (смет, расчетов и т.п.), поступивших от организации или физического лица, являющихся отправителями средств;

б) поступления от предпринимательской деятельности - возникают далеко не во всех некоммерческих организациях. Планируются на основе бизнес-плана.

2. Расходная часть:

1) заработная плата работников - расходы на оплату труда, рассчитанные по формам и системам заработной платы, а также суммы расходов на оплату различных надбавок, доплат и компенсационных выплат отражаются в смете на основании данных разработанного и утвержденного штатного расписания некоммерческой организации;

2) начисления на заработную плату (включая единый социальный налог и взносы в Фонд социального страхования РФ). Расчеты заработной платы производятся при разработке штатного расписания;

3) коммунальные расходы. Эти расчеты производятся на основании данных заключенных договоров на поставку различных видов коммунальных услуг, а также приложений к этим договорам, в которых указываются объемы потребляемых услуг (по месяцам календарного года) и расценки на эти услуги;

4) административные расходы - это канцелярские расходы, расходы по оплате командировок, консультационных; информационных и иных анaлогичных услуг;

5) хозяйственные расходы и расходы на ремонт основных средств включают расходы на хозяйственное обслуживание (эксплуатация зданий и сооружений, уборка территорий и помещений и т.п.), а также текущий ремонт;

6) целевые расходы - обеспечение равномерного использования полученных средств, что предполагает накопление средств в одни периоды и превышение расходов над доходами в другие периоды;

7) прочие расходы - при необходимости включаются затраты, не отраженные в других строках;

8) резерв непредвиденных расходов - включаются затраты в предыдущие отчетные периоды.

Список литературы

1. Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю., Скамай Л.Г. Финансы организаций (предприятий): учебник. – М.: ИНФРА – М, 2009. – 575 с. С. 136-139

2. Финансы: учебник/ под ред.Г.К.Поляка – М.:Юнити, 2008. С. 383-388

3. Финансы: учебник/ под ред.А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – С.141, 281