Некоторые полезные формулы
Формула возведения числа в любую степень:
ax =ex*ln (a)= exp(x*ln(a))
Формула перевода числа из градусов в радианы:
xрад = xo * pi/180
Структура программы на языке Паскаль
Программа – это последовательность инструкций компьютеру приводящих к конечному результату за конечное число шагов.
Программа, написанная на алгоритмическом языке, переводится на язык машинных команд:
program <имя>;
<описательная часть>;
<раздел функций и процедур>;
begin
<исполнительная часть>;
end.
Зарезервированные слова:
- program <имя>– необязательная строка;
- begin – начало;
- end – конец.
<имя> - присваивается составителем программы (строится по правилам составления переменных).
Описательная часть программы
Все переменные, используемые в программе, должны быть описаны.
Описание начинается со служебного слова var.
program ff;
var
i,n: integer;
x,y,z: real;
begin;
...
Список переменных от типа отделяется - “:”, одно описание от другого - “;”, список переменных перечисляется через - “,”. Если в программе используются метки, то они описываются с помощью служебного слова label. Метки могут быть числовые и символьные.
В программах на Паскале можно использовать константы, которые описываются с помощью служебного слова const.
const
n=100;
…
Переменная-константа (n), более в программе не описывается, ее тип определяется присвоенным ей числовым значением.
Для определения пользовательского типа данных используют служебное слово - type.
type
in=integer;
var
a,b: in;
…
С помощью служебного слова uses можно подключать к программе стандартные библиотечные модули. Стандартные модули объединяют функции определенного назначения и, в случае необходимости, подключаются к программе.
Например, для использования функции очистки экрана (clrscr), к программе подключают стандартный модуль crt.
uses
crt;
…
Исполнительная часть программы
Выполнение программы начинается именно с исполнительной части.
Отдельные инструкции, входящие в программу, называются операторами. Операторы отделяются один от другого – “;” .
Операторы бывают трех типов:
пустой оператор;
простой оператор;
составной оператор.
Структура составного оператора:
begin
<оператор 1>; <оператор 2>; …<оператор N>;
end;
Оператор присваивания
<переменная> : = <выражения>;
где “: =” – знак присваивания.
Следующие выражения читаются одинаково
x:=2; x:= 2;
y:=d+beta; y:=d+Beta;
Заглавные и прописные буквы в программе интерпретируются одинаково.
Операторы ввода-вывода