Методические указания для выполнения практического задания №1. «Системы счисления»

Цель работы: Ознакомиться с системами счислений. Рассмотреть систему представления чисел в памяти ЭВМ.

Задание:

  1. В приложении 1 выбрать вариант задания.
  2. Выполнить задание, пользуясь теоретическими сведениями.
  3. Оформить выполненное задание в тетради для практических занятий.
  4. Результат работы предъявить преподавателю.
  5. Ответить на вопросы самоконтроля.
  6. Защитить выполненную работу у преподавателя.

 

 

Приложение 1. Таблица вариантов заданий

Вариант Задание
 
  1. Выполнить действия в двоичной системе счисления:
  • 1100 – 0111
  • 11001*111
  • 1111 + 1011
  1. Перевести из одной системы счисления в другую:
  • число 29 из десятичной системы счисления в 2-ную.
  • число 100111 из двоичной системы счисления в 10-ную.
  • число FA2 из шестнадцатеричной системы счисления в 5-ную.
  1. Расположить числа в порядке возрастания. Ответ аргументировать: 4407; 11001022; 1429; 3026.
  1. Выполнить действия в двоичной системе счисления:
  • 0101 – 1101
  • 1001 * 110
  • 10111 + 111
  1. Перевести из одной системы счисления в другую:
  • число 53 из десятичной системы счисления в 2-ную.
  • число 11001100 из двоичной системы счисления в 10-ную.
  • число DB5C из шестнадцатеричной системы счисления в 3-ную.
  1. Вычислите значение выражения ( А + В ) * С, где А = 101001.1012, В = С316, С = 1429. Ответ дать в 10-ной системе счисления.
  1. Выполнить действия в двоичной системе счисления:
  • 111 + 1001110
  • 10111 – 111100
  • 1100101*101
  1. Перевести из одной системы счисления в другую:
  • число 89 из десятичной системы счисления в 2-ную.
  • число 110100101 из двоичной системы счисления в 10-ную.
  • число 110101 из двоичной системы счисления в 16-ную.
  1. Вычислить значение выражения А *В + С, где А= 101001.012, В = 3ВС316, С = 6489. Ответ дать в десятичной системе счисления.
1 Выполнить действия в двоичной системе счисления:
  • 10011 + 1101
  • 11000 – 1101
  • 1011*111
2 Перевести из одной системы счисления в другую:
  • число 112 из десятичной системы счисления в 2-ную.
  • число 1110011 из двоичной системы счисления в 10-ную.
  • число 110101 из двоичной системы счисления в 16-ную.
3 Вычислить значение выражения (А - В) * С, где А = 1011.00112, В = Е93F316, С = 4315. Ответ дать в десятичной системе счисления.
  1. Выполнить действия в двоичной системе счисления:
  • 11001 – 10101
  • 10011 * 111
  • 11001 + 100011
  1. Перевести из одной системы счисления в другую:
  • число 135 из десятичной системы счисления в 2-ную.
  • число 111100101 из двоичной системы счисления в 10-ную.
  • число 110101 из двоичной системы счисления в 5-ную.
  1. Расположить числа в порядке убывания. Ответ аргументировать: 7483; 1100101.110112; 4115; 62CF316.
  1. Выполнить действия в двоичной системе счисления:
  • 11011 + 11111
  • 101101 – 1101
  • 1011*1001
  1. Перевести из одной системы счисления в другую:
  • число 68 из десятичной системы счисления в 2-ную.
  • число 101100101 из двоичной системы счисления в 10-ную.
  • число 110101 из двоичной системы счисления в 16-ную.
  1. Расположить числа в порядке возрастания. Ответ аргументировать: 1326; 5607; 23А14В16; 2304.
  1. Выполнить действия в двоичной системе счисления:
  • 10011001 – 1101
  • 10011 * 1010
  • 11011 + 11111
  1. Перевести из одной системы счисления в другую:
  • число 73 из десятичной системы счисления в 2-ную.
  • число 111000101 из двоичной системы счисления в 10-ную.
  • число 6F3D из шестнадцатеричной системы счисления в 2-ную.
  1. Расположить числа в порядке убывания. Ответ аргументировать: 70458; 110101.0112; 1D5В16.
 
  1. Выполнить действия в двоичной системе счисления:
  • 11001 – 100011
  • 101101 * 1101
  • 10011001 + 1101
  1. Перевести из одной системы счисления в другую:
  • число 42 из десятичной системы счисления в 2-ную.
  • число 111100001 из двоичной системы счисления в 10-ную.
  • число 4FD из шестнадцатеричной системы счисления в 2-ную.
  1. Расположить числа в порядке возрастания. Ответ аргументировать: 24438; 11001011.00112; 16123; 38164.
  1. Выполнить действия в двоичной системе счисления:
  • 11100101+100011
  • 11001101-1111
  • 1011*1001
  1. Перевести из одной системы счисления в другую:
  • число 69 из десятичной системы счисления в 2-ную.
  • число 111100011 из двоичной системы счисления в 10-ную.
  • число 110101 из двоичной системы счисления в 3-ную.
  1. Расположить числа в порядке убывания. Ответ аргументировать: 31236; 32DC1316; 4629; 37124.
  1. Выполнить действия в двоичной системе счисления:
  • 11100101+100011
  • 11001101-1111
  • 1011*1001
  1. Перевести из одной системы счисления в другую:
  • число 75 из десятичной системы счисления в 2-ную.
  • число 111100111 из двоичной системы счисления в 10-ную.
  • число 120 из 5-ричной системы счисления в 7-ричную.
  1. Расположить числа в порядке возрастания. Ответ аргументировать: 11010.11012; 36ВС1516; 33425; 13024.
  1. Выполнить действия в двоичной системе счисления:
  • 11100101+100011
  • 11001101-1111
  • 1011*1001
  1. Перевести из одной системы счисления в другую:
  • число 112 из десятичной системы счисления в 2-ную.
  • число 111100110 из двоичной системы счисления в 10-ную.
  • число 721 из 8-ричной системы счисления в 5-ную.
  1. Расположить числа в порядке убывания. Ответ аргументировать: 73428; 111011001.012; 13124; 3ВС81616.
  1. Выполнить действия в двоичной системе счисления:
  • 11100101+100011
  • 11001101-1111
  • 1011*1001
  1. Перевести из одной системы счисления в другую:
  • число 151 из десятичной системы счисления в 2-ную.
  • число 111100100 из двоичной системы счисления в 10-ную.
  • число 4FD из 16-ричной системы счисления в 2-ную.
  1. Вычислить и проверить результат. Ответ аргументировать:
А3ВF516 – 31456 +110111.0012 = 31426
  1. Выполнить действия в двоичной системе счисления:
  • 11100101+100011
  • 11001101-1111
  • 1011*1001
  1. Перевести из одной системы счисления в другую:
  • число 103 из десятичной системы счисления в 2-ную.
  • число 1111000001 из двоичной системы счисления в 10-ную.
  • число 565 из 7-ричной системы счисления в 3-ную.
  1. Вычислить и проверить результат. Ответ аргументировать:
34СВ316 * 5337 +1010101.1012 = 2546.
  1. Выполнить действия в двоичной системе счисления:
  • 11100101+100011
  • 11001101-1111
  • 1011*1001
  1. Перевести из одной системы счисления в другую:
  • число 49 из десятичной системы счисления в 2-ную.
  • число 110110111 из двоичной системы счисления в 10-ную.
  • число 332 из 4-ной системы счисления в 16-ную.
  1. Вычислить и проверить результат. Ответ аргументировать:
1А54В416 * 32067 + 1314 = 1546.
  1. Выполнить действия в двоичной системе счисления:
  • 11100101+100011
  • 11001101-1111
  • 1011*1001
  1. Перевести из одной системы счисления в другую:
  • число 107 из десятичной системы счисления в 2-ную.
  • число 111010111 из двоичной системы счисления в 10-ную.
  • число 110101 из двоичной системы счисления в 16-ную.
  1. Вычислить и проверить результат. Ответ аргументировать:
10В7С816 - 1457 + 3324 = 2007.
  1. Выполнить действия в двоичной системе счисления:
  • 11100101+100011
  • 11001101-1111
  • 1011*1001
  1. Перевести из одной системы счисления в другую:
  • число 111 из десятичной системы счисления в 2-ную.
  • число 111110111 из двоичной системы счисления в 10-ную.
  • число 201 из 7-ричной системы счисления в 3-ную.
  1. Вычислить и проверить результат. Ответ аргументировать:
15С8В316 - 3427 + 33256 = 23217.
  1. Выполнить действия в двоичной системе счисления:
  • 11100101+100011
  • 11001101-1111
  • 1011*1001
  1. Перевести из одной системы счисления в другую:
  • число 65 из десятичной системы счисления в 2-ную.
  • число 111111111 из двоичной системы счисления в 10-ную.
  • число 813 из 9-ричной системы счисления в 4-ную.
  1. Вычислить и проверить результат. Ответ аргументировать:
145АА316 - 10109 + 6018 = 2234
  1. Выполнить действия в двоичной системе счисления:
  • 11100101+100011
  • 11001101-1111
  • 1011*1001
  1. Перевести из одной системы счисления в другую:
  • число 98 из десятичной системы счисления в 2-ную.
  • число 111110101 из двоичной системы счисления в 10-ную.
  • число 110101 из двоичной системы счисления в 3-ную.
  1. Вычислить и проверить результат. Ответ аргументировать:
В1С916 - 52437 + 54126 = 6547.
  1. Выполнить действия в двоичной системе счисления:
  • 11100101+100011
  • 11001101-1111
  • 1011*1001
  1. Перевести из одной системы счисления в другую:
  • число 55 из десятичной системы счисления в 2-ную.
  • число 111100010.01 из двоичной системы счисления в 10-ную.
  • число 442 из 6-ричной системы счисления в 5-ную.
  1. Вычислить выражение в десятичной системе счисления:
А = 1001011.00112 + 257.428 + А2.816.
  1. Выполнить действия в двоичной системе счисления:
  • 11100101+100011
  • 11001101-1111
  • 1011*1001
  1. Перевести из одной системы счисления в другую:
  • число 91 из десятичной системы счисления в 2-ную.
  • число 110100101.101 из двоичной системы счисления в 10-ную.
  • число 648 из 9-ричной системы счисления в 5-ную.
  1. Вычислить выражение в десятичной системе счисления:
А = 15416 + 6528 + 14ВС516
  1. Выполнить действия в двоичной системе счисления:
  • 11100101+100011
  • 11001101-1111
  • 1011*1001
  1. Перевести из одной системы счисления в другую:
  • число 88 из десятичной системы счисления в 2-ную.
  • число 100111101.111 из двоичной системы счисления в 10-ную.
  • число 135 из 7-ной системы счисления в 2-ную.
  1. Вычислить выражение в десятичной системе счисления:
А = 1011011.0010112 * 1438 +DF45C16.
  1. Выполнить действия в двоичной системе счисления:
  • 11100101+100011
  • 11001101-1111
  • 1011*1001
  1. Перевести из одной системы счисления в другую:
  • число 115 из десятичной системы счисления в 2-ную.
  • число 1010101.11 из двоичной системы счисления в 10-ную.
  • число 306 из 7-ной системы счисления в 3-ную.
  1. Вычислить выражение в десятичной системе счисления:
А = 78529 + 56428 + 14235
  1. Выполнить действия в двоичной системе счисления:
  • 11100101+100011
  • 11001101-1111
  • 1011*1001
  1. Перевести из одной системы счисления в другую:
  • число 106 из десятичной системы счисления в 2-ную.
  • число 110101101.001 из двоичной системы счисления в 10-ную.
  • число 110101 из двоичной системы счисления в 16-ную.
  1. Вычислить выражение в десятичной системе счисления:
А = 1011011.01012 +12014 + 14F5DC16.
  1. Выполнить действия в двоичной системе счисления:
  • 11100101+100011
  • 11001101-1111
  • 1011*1001
  1. Перевести из одной системы счисления в другую:
  • число 59 из десятичной системы счисления в 2-ную.
  • число 111101101.0001 из двоичной системы счисления в 10-ную.
  • число 440 из 7-ной системы счисления в 8-ную.
  1. Вычислить выражение в десятичной системе счисления:
А = 35246 + 257.428 + А2.5216.
  1. Выполнить действия в двоичной системе счисления:
  • 11100101+100011
  • 11001101-1111
  • 1011*1001
  1. Перевести из одной системы счисления в другую:
  • число 47 из десятичной системы счисления в 2-ную.
  • число 1001101011.1001 из двоичной системы счисления в 16-ную.
  • число 142 из 9-ной системы счисления в 2-ную.
  1. Расположить числа в порядке возрастания. Ответ аргументировать: 526.237; 11011.011012; 70ВС1016; 16178.
  1. Выполнить действия в двоичной системе счисления:
  • 10101101+100011
  • 110101 - 1111
  • 1111*1111
  1. Перевести из одной системы счисления в другую:
  • число 33 из десятичной системы счисления в 2-ную.
  • число 110100111.11 из двоичной системы счисления в 10-ную.
  • число 110101 из двоичной системы счисления в 3-ную.
  1. Расположить числа в порядке убывания. Ответ аргументировать: 235.489; 50С1516; 523.146; 5227.
  1. Выполнить действия в двоичной системе счисления:
  • 10000001 + 111011
  • 11011101 - 111111
  • 11101*111101
  1. Перевести из одной системы счисления в другую:
  • число 131 из десятичной системы счисления в 2-ную.
  • число 110101101.011 из двоичной системы счисления в 10-ную.
  • число 351 из 8-ной системы счисления в 5-ную.
  1. Расположить числа в порядке возрастания. Ответ аргументировать: 32.7489; 100111.11012; 36237; 468.239.
  1. Выполнить действия в двоичной системе счисления:
  • 11010101 + 110011
  • 11001101 - 100111
  • 1111 * 1001
  1. Перевести из одной системы счисления в другую:
  • число 153 из десятичной системы счисления в 2-ную.
  • число 1101101101.01 из двоичной системы счисления в 10-ную.
  • число 404 из 6-ной системы счисления в 16-ную.
  1. Вычислить выражение в десятичной системе счисления:
А = 100111.11012 + 523.458 + С15В3216
  1. Выполнить действия в двоичной системе счисления:
  • 11100101 - 100011
  • 11001101 + 1111
  • 1001*1101
  1. Перевести из одной системы счисления в другую:
  • число 141 из десятичной системы счисления в 2-ную.
  • число 110101111.001 из двоичной системы счисления в 10-ную.
  • число 511 из 7-ной системы счисления в 2-ную.
  1. Вычислить выражение в десятичной системе счисления:
А = 1011011.0012 + 34518 + АВС3.816
  1. Выполнить действия в двоичной системе счисления:
  • 1100 * 0111
  • 11001+1011
  • 111101 - 1011
  1. Перевести из одной системы счисления в другую:
  • число 123 из десятичной системы счисления в 2-ную.
  • число 110100101.001 из двоичной системы счисления в 10-ную.
  • число 1101010.110 из двоичной системы счисления в 16-ную.
  1. Расположить числа в порядке возрастания. Ответ аргументировать: 732.489; 3521.236; 70108; 38ВС.1616.

 

2. Алгебра логики

Логика – одна из древнейших наук. Ее основателем считается древнегреческий мыслитель Аристотель (384 – 322гг. до н. э.), который первым систематизировал формы и правила мышления, обстоятельно исследовал категории понятие и суждение, подробно разработал теорию умозаключений и доказательств, описал ряд логических операций, сформулировал основные законы мышления. Он подвергал анализу человеческое мышление, его формы – понятие, суждение, умозаключение, и рассмотрел со стороны строения, структуры. Логика Аристотеля носит название формальной логики. Это название происходит из принципа: правильность рассуждения определяется только его логической формой или структурой и не зависит от конкретного содержания входящих в него высказываний.

Продолжение развития логики связано математической логикой. Основоположником математической логики считается великий математик и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). Он попытался построить первые логические исчисления: арифметические и буквенно-алгебраические. Но Лейбниц высказал только идею, а развил ее окончательно англичанин Джордж Буль (1815-1864). Он вывел для логических построений особую алгебру (алгебру логики). В отличии от обычной логики, в ней символами обозначаются не числа, а высказывания. Алгебра логики (булева алгебра) изучает высказывания, рассматриваемые со стороны их логических значений (истинности или ложности), и логические операции над ними.

Создание алгебры логики представляло собой попытку решать традиционные логические задачи алгебраическими методами. С появлением теории множеств (70-е гг. 19 в.), поглотившей часть первоначального предмета алгебры логики, и дальнейшим развитием математической логики (последняя четверть 19 в. – 1-я половина 20 в.) предмет алгебр логики значительно изменился. Основным предметом алгебры логики стали высказывания. Под высказыванием понимается имеющее смысл языковое выражение, относительно которого можно утверждать, что оно либо истинно, либо ложно.

Пример 1.

  • «5 есть простое число». Это высказыванием является истинным.
  • «4 + х = 6». Это уравнение не является высказыванием. Однако, придавая переменной х определенное числовое значение, будет высказывание.
  • «роза – цветок». Это высказывание является истинным.
  • «все углы – прямые». Это высказывание является ложным.
  • «3 + 5 = 9». Это высказывание является ложным.

Высказывание считается простым, если никакая его часть не является суждением. Сложное высказывание характеризуется тем, что оно образованно из нескольких высказываний с помощью определенных способов соединения.

Пример 2.

  • «Париж – столица Франции». Это высказывание простое.
  • «Неверно, что Париж – столица Англии». Это высказывание сложное.

Частные высказывания выражают конкретные факты. Общие высказывания характеризуют свойства групп объектов или явлений.

Пример 3.

  • «Луна - спутник Земли». Это частное высказывание.
  • «Всякий человек – млекопитающее». Это общее высказывание.

Рассуждение - это цепочка взаимосвязанных высказываний, фактов и общих положений, полученных из других высказываний по определенным правилам вывода.

Пример 4.

  • «Если треугольник равносторонний, то у него все углы равны между собой».
  • «Если король под шахом и ему некуда ходить, то – мат».

Умозаключение – прием мышления, посредством которого из исходного знания получается новое знание; из одного или нескольких истинных высказываний, называемых предпосылками, по определенным правилам вывода можно получить заключение.

Пример 5. «Все металлы – простые вещества». «Литий – металл». Следовательно «Литий – простое вещество».

Любое правило вывода умозаключений состоит из двух высказываний (простых или сложных). Одно из них называется предпосылкой или условием, а второе – следствием, заключением или выводом.

Пример 6. «Если треугольник равносторонний, то у него все углы 60 градусов». Высказывание «У него все углы равны 60 градусов» – это заключение, а высказывание «Треугольник равносторонний» – это предпосылка.

Существуют умозаключения, осуществляемые по схемам аналогии, индукции и дедукции.

Умозаключение по аналогии – это правило полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносимое на менее изученный, сходный по существенным свойствам и качествам объекта.

Пример 7. Из высказывания «Солнечная система – это планеты, вращающиеся по орбитам, в центре которых находится Солнце» можно получить умозаключение по аналогии: «Атом – это электроны, вращающиеся по орбитам, в центре которых находится ядро».

Индукция – это правило вывода умозаключений при переходе от частных высказываний к общим.

Пример 8. Высказывания: «кошки имеют хвост», «собаки имеют хвост», «обезьяны имеют хвост», «кошки, собаки, обезьяна – млекопитающие». Следовательно, «все млекопитающие имеют хвост». Это умозаключение ложно.

Индуктивный вывод умозаключений позволяет формулировать различные гипотезы, догадки, но иногда он может приводить и к ошибочным умозаключениям.

Дедукция – это правило вывода умозаключений при переходе от общих суждений к частным.

Пример 9. «Умные люди не делают ошибки». «Я – умный человек». Следовательно: «Я не делаю ошибок».

В математической логике не рассматривается конкретное содержание высказывания, важно только, истинно оно или ложно. Поэтому высказывания можно представить некоторой переменной величиной, значением которой может быть только «0» или «1». Если высказывание истинно, то его значение равно «1», если ложно, то равно «0».

Из заданных простых высказываний можно строить более сложные высказывания, используя частицу «не», а также союзы «и», «или», «если..., то...», «тогда и только тогда, когда» и т.п..