Маркетинг как функция менеджмента.

Маркетинг– это функция внутрифирменного управления, предназначенная для изучения, учета спроса и требований рынка в целях обоснованной ориентации хоз. деятельности фирмы. Изучение спроса – это не только выявление существующего спроса на конкретные виды продукции и услуги, но и формирование этого спроса. Впервые маркетинг возник в США в нач. прошлого века. Маркетинг рассматривался как метод сбыта уже произведенной фирмой продукции. Отсюда имело место постоянное несоответствие между спросом и предложением, что приводило к возникновению кризисов перепроизводства. В современных условиях цель маркетинга состоит в выявлении неудовлетворенных запросов потребителей с тем, чтобы ориентировать производство на их удовлетворение. Фирма должна строить свою хоз. деятельность не на основе возможности производства, а на базе запросов потребителей, т.е. производить не то, что производится, а то, что нужно потребителю.

Принципами современного маркетинга являются: 1.Обоснованный выбор цели функционирования и развития фирмы. 2.Многовариантность экономических расчетов с использованием компьютерной техники. 3.Комплексный подход к увязке целей фирмы с ее ресурсами и возможностями. 4.Повышение качества продукции. 5.Сокращение издержек производства. 6.Использование новейших результатов исследований, работ, открытий и изобретений.

Функции маркетинга: 1.Тщательное и всестороннее изучение состава и перспектив развития рыночного спроса и запросов потребностей качества продукции.2.Ориентация производства на новейшие и перспективные требования рынка. 3.Определение оптимального ассортимента выпускаемой продукции и структуры производства на основе экономического расчета издержек производства. 4.Активное воздействие на рынок, на формирование его новейших потребностей и стимулирование сбыта. 5. Обеспечение полного удовлетворения потребностей общества.

Управление маркетингом – это система мероприятий обеспечивающих гибкое реагирование на изменение рыночной конъюнктуры и прогноз дальнейшего развития хоз. деятельности фирмы на базе комплексного анализа достоверной информации о ситуации на рынке. Управление маркетингом обеспечивает удовлетворение потребностей клиентов производимой продукции. Менеджмент выполняет работы по: 1.Изучению рынка; 2.Рекламной деятельности; 3.Ценообразование; 4.Созданию системы сбыта созданной продукции; 5.Гарантийному обслуживанию потребителей.

Элементами плана маркетинга являются: 1.Четко поставленная цель фирмы. 2.Долгосрочное конкретное преимущество. 3.Стабильность во времени. 4.Четко определенный целевой рынок. 5.Сопоставимость долго-, средне- и краткосрочных частей плана. 6.Координация деятельности хоз. подразделений фирмы.

Функции управления маркетингом включают: 1.Комплексное исследование конъюнктуры рынка с целью выяснения его спроса. 2.Изучение новейших достижений в области фундаментальных и прикладных научных исследований с целью создания новых наукоемких видов продукции. 3.Планирование ассортимента продукции. 4.Разработка плана маркетинга по продукту и производственному подразделению. 5.Разработка краткосрочных мероприятий по рекламной деятельности и стимулированию сбыта.

Каждая фирма, независимо от своих масштабов и сферы деятельности, должна заниматься планирование. Сущность планирования состоит: 1.В определении целей развития фирмы в целом и ее отдельных подразделений на отчетный период времени и перспективу. 2.В определении основных хоз. задач, сроков их решения, определения материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

По подфункциям в маркетинге различают следующие виды планирования: планирование рекламы, ассортимента и продаж.

Процесс планирования включает 3 этапа: 1.Анализ стратегических проблем и прогноз будущих условий деятельности фирмы. 2.Определение основных хоз. задач. 3.Выбор оптимального направления развития. На первом этапе необходимо проанализировать тот рынок, на котором фирма будет работать. Анализ д.б. достоверным. Необходимо прогнозировать деятельность фирмы на 1-5 лет. Второй этап. Для того чтобы определить основные хоз. Задачи, необходимо оценить возможности фирмы, для чего обычно составляют перечень слабых и сильных сторон фирмы (относительно доли рынка и конкурентоспособности, ассортимента и качества продукции, уровня обслуживания клиентов, сбыта, рекламы, продвижения товара). С помощью такого перечня определяют, какие задачи для фирмы являются неразрешимыми ни в настоящее время, ни в течение ближайшего периода времени. Из поставленных задач оставляют только те, которые являются разрешимыми, первостепенными по важности и обеспечивают достижение намеченной цели. Третий этап. Является самым важным и сложным, т.к. на этом этапе анализируется информация, полученная на первых двух этапах. Анализируются все возможные направления функционирования фирмы и выбирается оптимальное направление развития, выбор которых связан с определенным риском, т.к. методы прогнозирования основаны на предвидении будущего на основе тенденций прошлого.