Регулирование и контроль в системе менеджмента.

Контроль –это процесс, обеспечивающий достижение намеченных целей предприятия. Контроль необходим: 1)для успешной деятельности предприятия, т.к. его функционирование проходят в условиях неопределенности. 2)чтобы вовремя отреагировать на изменения окружающей среды. 3)т.к. поведение сотрудников в процессе трудовой деятельности также является неопределенным, 4) контроль защищает фирму от банкротства, позволяет предупредить кризисные ситуации путем своевременного выявления проблем. 5)т.к. позволяет определить, какие именно направления деятельности фирмы наиболее эффективно способствовали достижению цели.

Т.о. контроль включает сбор, обработку и анализ информации о реально достигнутых результатах хоз. деятельности фирмы, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработку мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей и проведение корректировок, если отклонения существенные.

Виды контроля:1.Предварительный.2.Текущий.3.Заключтельный.

Предварительный контроль(П\к) осуществляется до начала работ и применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. П\к по отношению к трудовым ресурсам предусматривает: а) анализ деловых и профессиональных знаний и навыков. б) отбор наиболее подготовленных и квалифицированных специалистов. П\к по отношению к финансовым ресурсам предусматривает разработку бюджета. П\к по отношению к материальным ресурсам предусматривает разработку стандарта минимально допустимого уровня качества и проверку соответствия поступающих материальных ресурсов этим требованием.

Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Он основан на обратной связи. Обратная связь – это данные о полученных результатах. Системы обратной связи позволяют руководству выявить непредвиденные ситуации и вовремя скорректировать свои действия так, чтобы устранить отклонения деятельности фирмы от наиболее эффективного пути к намеченной цели.

Заключительный контроль осуществляется после того как работа выполнена или истекло отведенное для нее время. Он основан на обратной связи – полученные результаты сравниваются с требуемыми.

Формы контроля: 1.Финансовый. Осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности. 2.Административный (оперативный). В отличии от финансового, он требует децентрализации в управлении, поскольку предусматривает передачу контроля за оперативной деятельностью низовых звеньев руководителям соответствующих подразделений. 3.Контроль качества продукции. Устанавливается на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемого сырья и материалов.

В процессе контроля различают 3 этапа:

1.Разработка стандартов. Это, во-первых, установка стандартов, т.е конкретных измеримых целей, имеющих временнЫе границы, во-вторых, установка конкретного критерия по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы. Конкретный критерии и определенный период времени (обычно год) называют показателями результативности.

2.Сопоставление установленных стандартов с достигнутыми результатами, а также определение масштаба допустимых отклонений.

3.Корректирующие действия. Состоит в выборе одного из 3-х действий: 1.Ничего не предпринимать. 2.Устранить отклонения. 3.Пересмотреть установленные стандарты.