МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Понятие самоуправления строго не зафикси­ровано, нередко между ним и народовластием, местным управлением вообще ставят знак равенства.

Самоуправление в узком смысле, то есть муниципальное самоуправление, определяет один из типов местного администри­рования, исторически сложившийся и имеющий некоторые признаки.

Основной характеристикой местного самоуправления является административная самостоятельность территориальных коллективов и их органов в отношениях c государством, правительством. Самостоятельность самоуправления основана не на собственном праве, как y субъектов федерации, a на законе, акте центральной власти. Права муниципалитета производны, поскольку самоуправляющаяся территория обладает лишь административной, но не политической самостоятельностью.

Самоуправлёние имеет - не вполне государст­венное, общественное происхождение. В самом деле, само­управление организует людей в объединение, которое не совпадает c обычными ассоциациями, однако может быть определено не иначе, как территориальный коллектив со своей структурой и интересами. C другой стороны, самоуправление небезразлично для государства, поскольку оно - выполняет административные функции и частично освобождает государство от забот o местных делах.

При самоуправлении местные коллективы и их - органы имеют статус юридического лица. Они не являются частью государст­венного управления, продолжением государственной администрации. Если правительству нужно решать общенациональные задачи (учет населения, налогообложение, организация; выборов и прочие), оно не может положиться на самоуправление, так же как частных лиц, поскольку муниципалитеты не входят в структуру государства. Как все юридические лица, самоуправление не включено в систему государственной службы, занято местными интересами, что, конечно, не исключает сотрудничества c правительственными учреждениями.

Для выполнения политических функций правительство учреждает на местах свои органы управления, назначает должностных лиц - агентов центральной власти. B США "за прове­дение в жизнь федеральных законов на местах отвечают региональные подразделения департаментов", которые организационно обособлены и от правительства штатов, и от местного самоуправ­ления.

Муниципалитеты не являются агентами государства и не связаны политическими задачами. По этой причине в ведение самоуправления передаются лишь те функции, которые государство может выделить без ущерба для собственного политического единства. Самоуправление не является формой осуществления политики.

Будучи юридическими лицами, самоуправляющиеся муниципалитеты в известной степени автономны от государства. Самоуправление обеспечивает прежде всего административную автономию, свободу от вмешательства правительства и его органов. Наделяя самоуправление административной самостоятельностью, признавая муниципалитеты юридическими лицами, государство ограничивает себя в средствах контроля за органами местного управления. Государство располагает тремя основными возможностями воздействовать на местное самоуправление, контролировать его: государство издает законы, которым должны подчиняться все, включая юридических лиц и, в их числе, само­ управляющиеся территории. Актом парламента устанавливается объем прав муниципалитета, что позволяет государству заключать самоуправление в рамки, соответствующие интересам государства; государство располагает средствами финансового контроля. Оно богаче муниципалитетов. Без финансовой поддержки из центра самоуправление, как правило, обойтись не может. И государство, и самоуправление заинтересованы в проведении дорогостоящих, масштабных мероприятий (строительство дорог, развитие системы просвещения и здравоохранения), которые муниципалитетам не под силу. Осуществляя совместные программы жилищного строи­тельства, промышленного и социального развития муниципалитета, государство расходует средства. Разумеется, оно вправе потребовать от муниципалитетов отчета в их использовании.

Административная самостоятельность позволяет самоуправлению формировать свою администрацию. Местные коллективы в некоторых случаях сами принимают решения на собраниях, но, по большей части, они осуществляют самоуправление через выборные органы. Собрания депутатов и административные органы жители территории избирают безо всякого вмешательства государства. Если государство и участвует в образовании местных органов, то его роль сугубо ритуальная, символическая.

Административный аппарат самоуправления свободен от подчинения правительственным учреждениям и несет ответственность только перед местной общиной, ее представительными органами. Органы самоуправления обязаны только по отношению к местному населению, к закону и не имеют вышестоящего начальства.

Резервируя за муниципалитетами гарантии самостоятельности, принцип самоуправления ставит перед государством существенные проблемы. Самоуправление может препятствовать правительст­венной политике даже в случаях, когда действительно необходимо прямое административное вмешательство в местные дела.