Классификация издержек

С экономической точки зрения издержки – стоимость всех видов затрачиваемых материалов и выполняемых услуг.

В процессе планирования различают экономические и бухгалтерские издержки.

Бухгалтерские издержки включают в себя явные издержки, представленные в виде платежей за приобретаемые ресурсы.

Экономические издержки включают в себя явные и неявные издержки.

Явные издержки – это альтернативные издержки, которые принимают форму денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий (з/п рабочих; денежные затраты на покупку или оплата за аренду станков, машин, оборудования, зданий, сооружений; оплата транспортных расходов; коммунальные платежи (свет, газ, вода)).

Неявные издержки – это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме, т.е. неоплачиваемые издержки (ден. платежи, которые могла бы получить фирма при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов; норма прибыли как минимальное вознаграждение предпринимателю, удерживающее его в выбранной отрасли деятельности).

Экономическая теория, теория внутрифирменного планирования определяют такие понятия издержек как постоянные и переменные; валовые (общие, совокупные), средние и предельные; краткосрочные и долгосрочные и др.

Постоянные издержки – затраты производства, величина которых остается неизменной при изменении объема производства продукции.

Переменные издержки – затраты производства, величина которых изменяется в прямой зависимости при изменении объема производства продукции.

Валовые издержки – общие затраты на производство и реализацию продукции, определяемые суммой постоянных и переменных издержек.

Средние (удельные) издержки – производственные затраты на единицу продукции.

Предельные издержки определяются отношением прироста валовых издержек к приросту выпуска продукции. Сравнение предельных издержек с предельной выручкой позволяет каждому предприятию возможную прибыльность различных видов продукции, где предельная выручка от реализации товара – это изменение в выручке, обусловленное продажей одной дополнительной единицы товара.