Реализация строительных контрактов через торги

Одним из эффективных путей снижения стоимости и сокращения продолжительности строительства является конкурсная система заключения договоров строительного подряда. Такая система в России более известна под названием «тендер».

Подрядные торги (конкурсы) можно разбить на следующие основные группы.

1. Архитектурно-строительное проектирование — обособленный тип инвестиционного процесса, куда, кроме разработки проектно-сметной документации, могут входить: обоснования инвестиций, разработка строительного бизнес-плана, разработка инвестиционного проекта, отдельного технико-экономического обоснования и т.п.

2. Проектно-строительные работы — тип организации инвестиционного процесса, при котором посредством проведения торгов заказчик выбирает наиболее подходящую ему проектно-строительную фирму и заключает с ней контракт.

3. Профессиональное управление строительством — тип инвестиционного процесса, получивший в нашей стране распространение в сочетании с традиционным типом — вовлечением заказчика в процесс реализации инвестиционного строительного проекта.

Опыт заключения подрядных строительных договоров (контрактов) на основе конкурсного отбора подрядчиков показывает, что снижение стоимости строительства может достигать 10—25% по отношению к среднерыночным ценам. Примерно на столько же может быть сокращена и продолжительность строительства. Эти показатели в целом говорят о том, что подрядные торги, безусловно, заслуживают всяческой поддержки и дальнейшего внедрения в отечественной строительной отрасли независимо от ведомственной принадлежности форм собственности.

Сегодня уже очевидно, что заключение контрактов на конкурсной основе в инвестиционно-строительной сфере становится нормой. Распространение этой формы заключения контрактов вызвано экономическими соображениями заказчиков и инвесторов. Заказчики (инвесторы) получили право определять для себя делового партнера-подрядчика, в наибольшей степени соответствующего его требованиям и собственным возможностям, а подрядчики в условиях жесткой конкуренции на подрядном рынке - невольный стимул к повышению производительности труда и качества не только строительной, но и проектной продукции.

Заключение контрактов на конкурсной основе сталкивается с проблемами, связанными с неизбежными процедурами организации и проведения подрядных торгов. Эти проблемы имеют различные природу, технико-экономическое содержание, степени сложности и способы их разрешения, что, в конечном счете, определяет эффективность реализации (сбыта) строительной продукции. Одной из актуальных проблем для заказчика является принятие решения о проведении торгов, т.е. проблема заключается в ответах на вопросы: является ли необходимостью заключение контракта на конкурсной основе? всегда ли торги эффективны для заказчика? как устранить относительно высокую продолжительность конкурсных процедур?

Указанная проблема решается в двух направлениях. Во-первых, заказчик принимает решение об организации и проведении подрядных торгов на базе определения экономической эффективности заключения контракта на конкурсной основе, используя методику определения экономической эффективности заключения контрактов на конкурсной основе. Во-вторых, разрабатывается и внедряется в практику отбор претендентов-подрядчиков на участие в торгах и производится оценка оферт так называемых безэкспертных систем, которые позволяют резко сократить продолжительность процедур по проведению тендеров и снижают возможности отдельных экспертов лоббировать нужные им результаты торгов. Это достигается за счет отказа от необходимости привлечения большого количества представителей заказчика (тендерного комитета) и экспертов со стороны.

Второй, не менее важной проблемой организации и проведения торгов являетсяопределение победителя торгов. Заказчик в составе тендерной документации выдвигает условия и требования к потенциальным предложениям, базируясь на своих потребностях и возможностях, как правило, изложенных в бизнес-плане. Сравнивая характеристики представленных предложений со своими условиями и требованиями, заказчик, таким образом, по своей методике определяет для себя потенциального делового партнера. Как правило, приоритетными показателями в такой оценке являются стоимость и продолжительность проектирования и (или) строительства, возможность обеспечения необходимого качества строительной продукции, опыт работы и т.д. Однако сравнение заказчиком выдвигаемых показателей с предлагаемыми представляет собой оценку собственно оферты не более, чем документа, и рассматривает ее как будущий процесс. Низкая стоимость строительно-монтажных работ, представленная в оферте, еще не означает высокую эффективность создаваемых основных фондов. В такой же степени это касается и продолжительности строительства.

Методика оценки оферт и определения победителя должна содержать в себе идеологию инвестиционного процесса, потому что оферта — это упрощенная модель инвестиционного проекта, с той лишь разницей, что это — точка зрения соискателя.

Другими словами, проводится определенный перерасчет (расчет бизнес-плана с другими исходными данными) эффективности инвестиционного проекта. Поэтому после принятия предложения от соискателя как от победителя торгов заказчик вынужден вносить необходимые корректировки в содержание первоначального инвестиционного проекта (бизнес-плана).

Третья проблема — это определение цены предмета торгов заказчиком на проектной стадии и претендентом на основе тендерной документации. Офертная цена не всегда является весомым критерием при оценке потенциальных возможностей соискателя, тем не менее она занимает одно из самых ведущих мест, а ее определение представляет собой сложную, трудоемкую и ответственную задачу. Более того, если другие частные показатели (критерии), в том числе в составе квалификационных анкет, являются на период их определения и представления условно-постоянными величинами (опыт строительства, показатели финансового состояния подрядной организации, уровень квалификации специалистов, уровень технической оснащенности и др.), то цена оферты — это такой частный показатель, величина которого не может быть однозначной. В чем же заключается неоднородность определения уровня офертной цены?

Разработчики оферт, определяя величину цены, прежде всего исходят из того, чтобы ее уровень был привлекательным для заказчика и одновременно обеспечивал приемлемый экономический эффект подрядчику (победителю торгов) в процессе реализации предмета торгов (строительной продукции). Привлекательность цены для заказчика заключается в ее уровне ниже. Средне рыночного. Вследствие этого наименьшей (предельно возможной) ценой оферты со стороны соискателя-подрядчика может быть цена, равная расчетной себестоимости, т.е. такая цена, которая не содержит никакой прибыли. Такая офертная цена, равная расчетной себестоимости, не является чисто теоретическим понятием, а реально предлагается в некоторых случаях соискателями с целью привлечения к себе внимания потенциальных заказчиков и выхода на подрядный рынок.

Другим ограничением цены соискателя является так называемый верхний уровень, равный расчетной себестоимости и величине плановых накоплений (прибыли, соответствующей проценту, сложившемуся в определенной отрасли капитального строительства). Такой уровень цены для соискателя является наиболее желательным.

Определение заказчиком цены предмета торгов в составе тендерной документации представляет собой ситуационную задачу, обратную ситуационной задаче соискателя, так как заказчик-покупатель хочет подешевле купить на подрядном рынке потенциальные возможности подрядчика-продавца. Если бы заказчик-покупатель точно знал потенциальные возможности подрядчика-продавца и был уверен в своих знаниях, то для него предмет купли-продажи не был бы «черным ящиком». Но как и любой другой, подрядный рынок характеризуется в достаточной степени неопределенностью и рискованностью приобретения товара, в том числе в момент совершения купли-продажи как юридического действия. Однако, если заказчик имеет большие возможности в представлении уровня цены в тендерной документации, это означает, что в любом случае возможная цена заказчика не будет выше, чем желаемая соискателем.

В общем плане целью и задачами организации и проведения конкурсных торгов (тендеров) является поиск и выбор такого поставщика (подрядчика), строительная продукция, работы и услуги которого в наибольшей степени отвечают требованиям, условиям и возможностям заказчика. Из этого вытекает, что «проведение торгов» как процесс поиска и выбора поставщика (подрядчика) и собственно «торги» как способ заключения контракта имеют, с точки зрения экономической оценки, различную природу и, следовательно, экономический смысл. В первом случае это экономическая оценка проведения торгов, во втором — экономическая оценка результатов торгов.

Поскольку проведение торгов — это процесс выбора поставщика (подрядчика) по критериям качества, стоимости, сроков и надежности предлагаемых им строительной продукции, работ и услуг, то и для экономической оценки проведения торгов необходимо использовать следующие показатели:

1. Экономический эффект проведения конкурсных торгов — обобщающий показатель, характеризующий, с одной стороны, насколько подрядчик заинтересовался выдвинутыми требованиями и условиями заказчика и насколько он своей продукцией, работами и услугами им соответствует, а с другой — насколько цена представленного предложения заинтересовала заказчика и отвечает его требованиям, условиям и возможностям. Другими словами, это величина достигнутого обеими сторонами согласия, что, собственно, и является результатом процесса торгов. Показатель представляет собой разность между средней рыночной ценой продукции, работ и услуг и ценой, в наибольшей степени соответствующей требованиям, условиям и возможностям заказчика, т.е. ценой победителя торгов, с учетом величины некомпенсированных затрат заказчика на организацию и проведение торгов, и определяется формулой

 

Эпт = Цср - (Цпт + 3пн),

 

где Цср — средняя рыночная цена продукции, работ и услуг или средняя цена представленных на конкурс продукции, работ и услуг (в рублях). Средняя рыночная цена может быть определена заказчиком приемлемым для него способом: ресурсным методом, экспертным, по объекту аналогу, методом анализа динамики цен на товарном рынке и др.

Цпт — цена продукции, работ и услуг, представленных победителем на конкурсных торгах (если цена в процессе заключения контракта изменилась, то принимается контрактная цена) (в рублях).

3пн — величина некомпенсированных затрат заказчика (остаток затрат) на организацию и проведение конкурсных торгов (в рублях).

Минимальная величина 3пн может быть равна нулю, а максимальная (при отсутствии какой-либо величины компенсации) — некоторой величине Зпн, равной величине фактических затрат заказчика на организацию и проведение конкурсных торгов, независимо, была какая-то компенсация или не было, т.е.:

0 < 3пн < 3^.

Экономический эффект проведения конкурсных торгов является абсолютным показателем, характеризующим итог процесса торгов. Достоинством этого показателя являются, прежде всего, явно выраженная наглядность и простота определения. Кроме того, показатель экономического эффекта проведения торгов, определенный таким образом, в одинаковой степени удобен при оценке эффекта проведения торгов как на закупку продукции, так и на архитектурно-планировочное проектирование, профессиональное управление строительством, проектно-строительные работы, а также предметов торгов, материальная реализация (поставки, эксплуатация) которых имеет экономический, социальный, оборонный, научно-технический и другие эффекты.

2. Экономическая эффективность проведения конкурсных торгов — показатель, характеризующий экономию средств заказчика, которую дает один рубль затрат на организацию и проведение торгов, и определяется отношением экономического эффекта к затратам на организацию и проведение торгов с учетом компенсации этих затрат путем продажи конкурсной документации претендентам:

Эпт = Эпт / Зпн.

3. Торгоотдача конкурса — показатель, сколько было сэкономлено средств (насколько снижена цена предмета торгов) на один рубль затрат на организацию и проведение торгов независимо от того, были ли они впоследствии компенсированы каким-либо способом или нет. Он определяется как отношение экономического эффекта к величине фактических затрат на организацию и проведение конкурсных торгов:

Тпт = Эпт / Зпт,

где Зпт — величина фактических затрат на организацию и проведение конкурсных торгов.