В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Процесс освоения рыночных отношений повлек существенные изменения в отношениях «работник — работодатель»: упразднены система государственного распределения молодых специалистов, административная регламентация и диктат в области планирования численности, соблюдения штатной дисциплины; государство не устанавливает жестких рамок в области регулирования оплаты труда и т.д. В свою очередь эти изменения наряду с сокращением объемов производства и высвобождением рабочей силы повлекли снижение занятости и рост безработицы, что неизбежно усилило конкуренцию на формирующемся рынке труда. Работодателю в новых условиях растущего предложения рабочей силы на первых порах показался более легким процесс подбора и приема новых работников. В свою очередь квалифицированные специалисты, включая и выпускников вузов, столкнулись с множеством проблем в ходе поиска нового места работы. В связи с этим в новых экономических условиях подверглись существенным изменениям функции работодателя и работника, в частности в области их взаимоотношений на этапе формирования персонала организации и выполнения дальнейших двусторонних обязательств.

Коренным образом изменились и функции государства: с одной стороны, из администратора оно превратилось в идеолога, разработчика и координатора государственной политики в области социально-трудовых отношений, с другой стороны, оно выполняет роль работодателя (для организаций с государственной формой собственности) или полноправной стороны в системе социального партнерства наряду с представительными органами работников и работодателей.

Рынок труда, как явление, социально-экономическое, отражающее особенности общественных отношений в сфере труда и производства и во многом зависящее от состояния экономической, политической, демографической, культурной ситуации в государстве, в то же время представляет собой сложный, многогранный механизм регулирования отношений работников и работодателей.

Рынок труда в строительстве отличается своими, только ему присущими особенностями и отраслевой профессиональной спецификой. На состояние любого рынка труда, как и на рынок труда в строительстве, в последнее время оказывают определенное влияние зарождающиеся в нашей стране отношения глобализации экономики.

Освоение рыночных механизмов все в большей мере заставляет каждого человека более взвешенно, осторожно и ответственно задумываться над правильностью выбора профессии, как и сферы образования, трудовой деятельности. Решению этой весьма важной проблемы в определенной степени помогают знания в области самомаркетинга. В этих условиях представляется необходимым дальнейшее научно-практическое развитие отечественной науки и практики маркетинга рынка труда (рабочей силы).

Что касается понятия «маркетинг рынка труда, то в нем следует разобраться детально, так как оно отличается от общего понятия «маркетинг» и, например, от понятия «маркетинг рынка товаров (услуг)». Рассмотрим само понятие рынка труда, которое хотя и широко употребляется в экономической, социологической, статистической и другой литературе, но в своем содержательном аспекте представляется достаточно сложным по следующим причинам:

1) если обычно рынок непременно подразумевает наличие товаров (услуг), продавцов, их предлагающих, и покупателей, а также объединяющего все обозначенные элементы средства — цены, то на рынке труда товар более специфичен и качественно отличается от обычных товаров: с одной стороны, он не материален, а с другой — неотчуждаем от самого продавца, так как представляет его физические и умственные способности, обогащенные знаниями, умениями и опытом;

2) финишной операцией на любом рынке является заключение договора купли-продажи, а на рынке труда вместо него заключается трудовой договор (контракт), предусматривающий использование выбранной» на рынке труда рабочей силы в трудовом процессе на согласованных условиях;

3) на любом рынке одновременно с заключением договора купли-продажи и оплаты договорной цены проданный товар отчуждается от предыдущего его владельца (продавца) и переходит в собственность нового владельца (покупателя), что полностью отсутствует на рынке труда, а заключаемый между работодателем и работником трудовой договор (контракт) предусматривает не переход собственности (товара) за определенную цену от продавца к покупателю, а лишь условия труда, в которых соглашается реализовывать свои профессиональные способности (конечно, не все, а лишь определенную их часть) работник, а также форма и порядок оплаты;

4) если в случае договора купли-продажи устанавливается одновременная договорная цена на конкретный товар (услугу), то в случае трудового договора (контракта) устанавливаются лишь условия оплаты (не способностей работника к труду), а сама оплата осуществляется в соответствии с количеством и качеством произведенного в трудовом процессе товара (услуги) и не одноразово, а в согласованной последовательности и пропорциях;

5) покупная цена в случае договора купли-продажи товара (услуги) формируется с учетом издержек производства и государством не регулируется в отличие от оплаты труда, которая не может быть ниже установленного государством минимального размера оплаты труда;

6) из вырученных за проданный товар (услугу) на товарном рынке средств продавец или производитель может свободно определить свою прибыль (выручку за вычетом совокупных затрат), чего практически не может сделать работник, получивший заработную плату, так как отсутствует научно определенная методика расчета затрат физической и умственной энергии человека в трудовом процессе и средств, необходимых на ее восстановление;

7) в мировой практике сложились примерные нормы расхода материалов при производстве того или иного товара (услуги), а соответственно и уровень цен на них, чего нельзя сказать о процессе труда, потребляющем физическую и умственную энергию человека, материальные критерии восстановления которой в каждой стране свои и зачастую носят не биологически обоснованный характер, а обусловливаются состоянием социально-экономического уровня развития конкретного государства (уровня жизни).

Поэтому, понимая, что «рынка труда» в природе быть не может, так как «труд» — это не предмет, а процесс, динамическая, постоянно изменяющаяся система, обеспечивающая производство товара (услуги), в данном разделе, как и в большинстве научной и учебной литературы по экономике и социологии труда, с известной степенью условности применяется понятие «рынок труда», подразумевающее условный рынок рабочей силы (физических и умственных способностей человека к труду).

Таким образом, интерпретируя понятия «маркетинг» и «рынок труда» можно сформулировать общее понятие «маркетинг рынка труда».

Под маркетингом рынка труда понимается систематизированная деятельность по изучению состояния рабочей силы, ее потребностей, разработке стратегии ее воспроизводства и рационального использования.

Рынок труда в строительстве отличается от рынка труда в других отраслях (машиностроении, сельском хозяйстве и др.) по сугубо отраслевым различиям и профессиональной специфике. Если в международном стандарте классификации профессий в 1988 г. значилось свыше 9300 профессий (в нашей стране насчитывается около 7000 профессий), то в различных подотраслях строительного комплекса (проектирование, научно-исследовательское обеспечение, производство промстройматериалов, строительство и т.д.) насчитывается не более 300 профессий.

С увеличением объема индивидуального строительства в последние годы увеличился спрос на специалистов по строительству индивидуальных жилых домов, хозяйственных построек, различных дорожных покрытий, внутридомового и дворового благоустройства. Диверсификация строительного производства способствовала активизации освоения смежных строительных профессий.

Исходя из формулировки маркетинга рынка труда, его можно представить как логически построенный последовательный процесс, начальной стадией которого является стадия изучения (исследования) состояния рабочей силы в отрасли, спрос и предложение на рынке труда, их качественные и количественные характеристики и оценка. С учетом полученных данных на следующем этапе разрабатывается комплекс моделей (профессиональных и других требований) по каждой массововостребованной рынком профессии.

Главной целью маркетинга рынка труда в строительстве представляется обеспечение максимальной устойчивости (стабильности) кадрового состава строительных организаций, обусловливающей эффективную их деятельность, планомерность и поступательность их развития и достижения стратегических высот строительным комплексом страны.

В качестве промежуточных целей следует выделить удовлетворение требований работодателей, завоевание доли (сегмента) рынка труда и обеспечение повышения эффективности функционирования строительных организаций.

Отличительной особенностью маркетинга рынка труда в строительстве как определенной системы управления является то, что она применяет и использует многовариантные экономико-математические расчеты и на основе их результатов создает организационные, экономические и юридические условия для эффективного функционирования и развития организаций строительного комплекса.

Важнейшей задачей маркетинга рынка труда в строительстве является обеспечение качественных и количественных параметров кадрового потенциала строительных организаций в процессе их формирования и развития. В рамках этой задачи реализуется целый ряд подзадач, которые охватывают методическое обеспечение маркетинговых исследований, разработки программ, а также алгоритмов их реализации и нацелены на обеспечение рациональных процессов воспроизводства, формирования и использования рабочей силы в строительных организациях.

Задачи маркетинга рынка труда в строительстве можно представить в виде сложной системы задач, которую можно условно разделить на отдельные задачи, решаемые конкретными структурными подразделениями строительной организации и отдельными исполнителями.

Экономический смысл маркетинга рынка труда в строительстве состоит в обеспечении следующих конкретных результатов:

1) формирование конкурентоспособной рабочей силы по всему спектру профессий строительного комплекса, включая массовые;

2) успешное продвижение рабочей силы на рынке труда (своевременная профессиональная подготовка и предложение строительным организациям, нуждающимся в пополнении персонала работодателям);

3) максимальное удовлетворение потребностей работодателей строительного комплекса по количественным и качественным параметрам рабочей силы;

4) ускорение отдачи от инвестиций в человеческий капитал;

5) обеспечение конечной прибыльности строительных организаций.

Как и для маркетинга любых иных секторов экономики, для маркетинга рынка труда в строительстве ключевым девизом является: «Производить то, что требует рынок и покупатель».

Маркетинговая деятельность на рынке труда в строительстве начинается с планирования и осуществления маркетинговых исследований. Под маркетинговыми исследованиями рынка труда в строительстве подразумевается систематическое определение состава данных, необходимых в связи с решением маркетинговых задач, их поиск, сбор и накопление, анализ и отчет о результатах с выводами.

Последующий этап включает ревизию наличных ресурсов, изучение собственных возможностей строительной организации в совершенствовании структуры и обеспечении необходимыми кадрами (резерв на выдвижение, возможности ротации кадров управления, подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников Организации за собственный счет, возможность реализации программ обучения). На этом этапе активный поиск ресурсов всех направлений работы по формированию кадров ведется также на уровне субъектов Российской Федерации (управления по труду и региональные службы занятости, а также негосударственные организации, работающие на рынке труда).

С учетом уточненных данных о состоянии ресурсной базы подготовки и переподготовки рабочей силы осуществляется разработка программ реализации процессов обучения. Программы разрабатываются на текущий период, ближайшую и отдаленную перспективы. Под мероприятия, необеспеченные ресурсами, ведется поиск инвесторов на внутреннем и внешнем рынке. Разрабатываемые программы в зависимости от предусматриваемых целей содержат аспекты стратегии и тактики работы на рынке труда в строительстве.

Реализация программ маркетинга рынка труда предусматривает, как правило, изучение емкости рынка труда, распределения его долей между конкретными строительными организациями (или по видам работ), рассмотрение доходов населения, потребительского поведения и трудовой мотивации, политику цен и ценовую эластичность, тенденции деловой активности населения, в том числе экономически активной его части, рекламное обеспечение и его эффективность, имиджевые направления формирования рабочей силы, правовое обеспечение процесса, а также учет основных тенденций социально-экономического развития рассматриваемого региона. Особое место отводится выбору наиболее подходящей методики исследований и учету общественных ценностей.

Ориентация отечественной экономики на рыночный путь развития обусловила изменения в отношениях найма: работодатели получили возможность выбора, а для нанимающихся серьезной преградой стала усиливающаяся конкурентная борьба за свободное рабочее место. В этих условиях становится необходимым владение знаниями по правильному выбору профессии, овладения ею, а также умению правильно о себе рассказать потенциальному наблюдателю. Иными словами, настало время овладевать искусством по преодолению конкуренции на рынке труда и получению интересующей работы. Это возможно при условии обладания конкретными знаниями и умением правильно ориентироваться в конкретной ситуации.

Кадровый самомаркетинг и есть совокупность знаний, умений и навыков по работе над собой, позволяющая индивиду обрести желаемую работу. Какие шаги предполагает овладение самомаркетингом?

Для этого необходимо:

1) правильно определить, какие из понравившихся (или уже избранных) профессий в наибольшей степени востребованы работодателями;

2) владеть искусством, преподнести себя потенциальному работодателю, т.е. владеть умением самопрезентации, так как, владея только суммой необходимых знаний, умений и навыков по избранной профессии, не всегда можно получить работу;

3) устроившись по избранной профессии, закрепиться на новом рабочем месте и добиться успеха, обеспечив тем самым возможность дальнейшего продвижения по служебной лестнице.

Самомаркетинг можно определить также как научную дисциплину о формировании карьеры человеком. Постепенное овладение основами поведения в рыночных условиях, включая самоориентацию, выбор профессии, освоение ее и трудоустройство через самопрезентацию, как научная дисциплина «самомаркетинг» может постепенно войти в программу обучения в школах и вузах. Значимость ее в условиях рынка наряду с самоменеджментом (самоорганизацией) сложно переоценить.

В рамках учебной дисциплины «маркетинг» представляется целесообразным включать раздел по самомаркетингу.

История развития стран с рыночной экономикой свидетельствует обо все более расширяющейся глобализации трудовых отношений. Под этим подразумевается распространение за пределы одного государства деятельности отдельной фирмы или объединения фирм. Широко известны примеры глобализации трудовой деятельности таких фирм, как «Соса-со1а», «Вауег АО», «ЕМКА» и др. Материнские компании, а также национальные и иностранные дочерние фирмы этих и аналогичных концернов часто прибегают к приему на работу специалистов страны пребывания. В этом случае к устраивающемуся специалисту предъявляется ряд требований: например, по знанию языка, особенностей организационной культуры фирмы, по владению навыками глобального мышления, опыту делового общения и др.

С учетом особенностей глобализации трудовых отношений в сфере строительства необходимо также корректировать учебные программы подготовки специалистов-строителей учебными заведениями системы профессиональной подготовки.