Вагонное хозяйство

Основное назначение вагонного хозяйства - обеспечение перевозок пассажиров и грузов, содержание вагонов в исправном состоянии, подготовка их к перевозкам, обслуживание пассажирских поездов и рефрижераторных вагонов в пути следования. При этом для обнаружения нагретых букс в движущихся вагонах приме­няется устройство ПОНАБ. которое выявляет аварийно нагретые буксы вагонов. Контроль состояния колесной пары, наличия дефекта по кругу катания колеса, а также наличия негабаритных предметов на движущемся поезде осуществляет система "Диск". Важнейшим требованием при этом является обеспечение безопасности движения.

К основным сооружениям и устройствам вагонного хозяйства. обеспечивающим исправное содержание вагонного парка, эксплуатационные расходы которого составляют около 13% всех железнодорожных транспортных издержек, относятся;

вагонное депо, являющееся линейным предприятием, предназ­наченным для деповского периодического и текущего отцепочного ремонтов вагонов, изготовления и ремонта запасных частей для пунктов технического обслуживания и безотцепочного ремонта вагонов в пределах прикрепленных к депо участков;

пункты подготовки вагонов к перевозкам, которые предназначаются для производства текущего ремонта и подготовки загонов под перевозку грузов, с тем чтобы не допустить задержек поездов и отцепок вагонов в пути следования. Размещаются эти пункты, как правило, в местах массовой погрузки и выгрузки грузов;

пункты технического обслуживания вагонов, которые размещаются на сортировочных и пассажирских станциях для- выявления и устранения технических неисправностей вагонов в формируемых и транзитных поездах и обеспечения максимально возможных пробегов поездов без остановок:

пункты контрольно-технического обслуживания вагонов, которые организуются для выявления и устранения технических неисп­равностей вагонов, угрожающих безопасности движения, на участковых станциях, где производится смена локомотивов, и станциях, предшествующих перегонам с затяжным спуском:

механизированные пункты текущего отцепочного ремонта вагонов:

контрольные пункты, которые предназначаются для ремонта и обслуживания автотормозов в поездах:

вагонные мастерские для ремонта колесных пар;

контейнерные депо и мастерские, которые размещаются в районах концентрации контейнеров и предназначаются для текущего и капитального ремонта их;

перестановочные пункты для обеспечения перестановки грузовых и пассажирских вагонов с широкой отечественной колеи на колею другихстран:

пункты экипировки и технического обслуживания рефрижераторных вагонов;

технические станции для экипировки и технического обслуживания пассажирских вагонов при подготовке их в рейс;

резервы проводников и конторы обслуживания с прачечными. которые выполняют работу по обслуживанию пассажирских поездов в рейс.

Деповской и заводской ремонты вагонов производят периодически в соответствии с установленными межремонтными сроками для каждого типа вагонов.

Заводской ремонт вагонов, модернизация их, изготовление запасных частей и формирование колесных пар производятся на вагоноремонтных заводах, которые являются промышленными предприятиями.