Ассоциативно-рефлекторная теория обучения
В педагогической науке достаточно много теорий, раскрывающих и характеризующих основы обучения, воспитания и развития человека. Однако методологическое и теоретическое значение среди них имеют те, которые отражают психологические закономерности восприятия и осмысления педагогических воздействий и их результатов. К ним в первую очередь следует отнести ассоциативно-рефлекторную теорию обучения, которая опирается на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга.
Эта теория рассматривает процесс освоения как постепенное образование в сознании обучаемого новых связей, «ассоциаций» по признаку сходства или различия изучаемых свойств и сторон предметов, явлений. Она предполагает следующую логику процесса овладения знаниями: восприятие учебного материала, его осмысливание и запоминание, применение закрепившихся знаний на практике. Суть ассоциативно-рефлекторной теории заключается в следующем.
1. Усвоение знаний, навыков и умений, формирование и развитие качеств личности – результат образования в сознании различных систем ассоциаций.
2. Процесс образования ассоциативных систем включает в себя чувственное восприятие предметов и явлений; осмысливание, доведенное до понимания их внутренних связей и отношений; запоминание и применение полученных знаний на практике.
3. Центральное звено обучения – осмысливание как активная аналитико-синтетическая деятельность в ходе решения теоретических и практических задач.
4. Решающими условиями продуктивного обучения являются:
- формирование активного отношения к учебе;
- логическое изложение учебного материала;
- активизация познавательной деятельности обучаемых;
- демонстрация различных приемов умственной деятельности и их закрепление с помощью упражнений.
Ассоциативно-рефлекторная теория наиболее продуктивна при овладении теоретическими знаниями.