Методы исследования в педагогике

Основные методы педагогической науки делятся на две группы: методы накопления фактов и проверки гипотезы в педагогическом исследовании и методы обработки и осмысления полученных педагогических данных.

1.Методы накопления фактов и проверки гипотезы в педагогическом исследовании включают:

- изучение литературных источников, документов – исследование педагогических явлений и процессов по их описаниям, содержащимся в различных источниках и документах;

- наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают педагогические явления в различных условиях без вмешательства в их течение;

- эксперимет – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения явлений, встречающихся в процессе обучения и воспитания;

- анализ результатов деятельности – метод опосредованного изучения педагогических явлений по результатам обучения и воспитания людей;

- анкетирование – изучение результатов обучения и воспитания с помощью анкет, содержащих письменные вопросы;

- метод тестов – метод, в процессе применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя;

- биографический метод – изучение результатов обучения и воспитания человека по сведениям, содержащимся в биографических характеристиках;

- беседы – метод, в ходе которого осуществляется непосредственное общение с учеником (воспитанником);

- фотографии, кино, теле- и звукозаписи – метод изучения хода и результатов педагогической деятельности, отраженных в виде- фото-, кино-, теле- и звукоматериалов;

- обобщение независимых характеристик – способ, предполагающий выявление и анализ мнений о результатах обучения и воспитания, полученных от различных людей.

2. Методы обработки и осмысления полученных педагогических данных включают:

- теоретический анализ – осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой;

- математические и статистические методы – это различные способы математической и статистической обработки результатов педагогических исследований. К ним относятся контент-анализ, факторный анализ, метод ранжирования, метод графопостроения и др.

 

Тема 2. Образование человека