Методы исследования в педагогике
Основные методы педагогической науки делятся на две группы: методы накопления фактов и проверки гипотезы в педагогическом исследовании и методы обработки и осмысления полученных педагогических данных.
1.Методы накопления фактов и проверки гипотезы в педагогическом исследовании включают:
- изучение литературных источников, документов – исследование педагогических явлений и процессов по их описаниям, содержащимся в различных источниках и документах;
- наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают педагогические явления в различных условиях без вмешательства в их течение;
- эксперимет – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения явлений, встречающихся в процессе обучения и воспитания;
- анализ результатов деятельности – метод опосредованного изучения педагогических явлений по результатам обучения и воспитания людей;
- анкетирование – изучение результатов обучения и воспитания с помощью анкет, содержащих письменные вопросы;
- метод тестов – метод, в процессе применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя;
- биографический метод – изучение результатов обучения и воспитания человека по сведениям, содержащимся в биографических характеристиках;
- беседы – метод, в ходе которого осуществляется непосредственное общение с учеником (воспитанником);
- фотографии, кино, теле- и звукозаписи – метод изучения хода и результатов педагогической деятельности, отраженных в виде- фото-, кино-, теле- и звукоматериалов;
- обобщение независимых характеристик – способ, предполагающий выявление и анализ мнений о результатах обучения и воспитания, полученных от различных людей.
2. Методы обработки и осмысления полученных педагогических данных включают:
- теоретический анализ – осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой;
- математические и статистические методы – это различные способы математической и статистической обработки результатов педагогических исследований. К ним относятся контент-анализ, факторный анализ, метод ранжирования, метод графопостроения и др.
Тема 2. Образование человека