Методология педагогической науки
Структура методологического знания может быть представлена четырьмя уровнями: философским, общенаучным, конкретно-научным, технологическим.
Философский уровень. Создание педагогических теорий базируется на философских описаниях мира. Кратко обозначим основные положения философских направлений.
Неотомизм. Основатель этого направления – Фома Аквинский. Он утверждал, что наука не способна раскрыть набираемые эмпирические данные о сущности мира, что высшая истина постигается только путем приближения к Богу, путем сверхразума. Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающего поколения и считают, что вся система образования должна быть направлена на развитие сознания и стремление приблизиться к Богу.
Позитивизм и неопозитивизм. Для позитивистов верным является то, что получено с помощью количественных методов. Абсолютизируя методы естественных наук, перенося их в область педагогики, неопозитивисты отдают приоритет в процессе обучения не его содержанию, а методам познания, считая, что главное не знания, а методы их приобретения.
Прагматизм. Главное понятие для прагматического направления – опыт, т.е. все познание действительности сводится к индивидуальному опыту человека. Прагматики утверждают, что всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека и полезно для него. Нравственно все, что помогает достижению личного успеха.
Диалектический материализм. Крупнейшие его представители К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику. Главные положения материализма: материя первична, сознание вторично; явления объективного мира и сознания взаимосвязаны и взаимозависимы, причинно обусловлены; все предметы и явления находятся в движении, развитии и изменении.
Экзистенциализм. Основное понятие – экзистенция (существование), индивидуальное бытие человека, погруженного в свое Я. Мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Окружающий мир таков, каким его вспринимает внутреннее Я каждого человека.
Общенаучный уровень. Он представлен двумя подходами: системным и аксиологическим. Системный подход отражает общую связь и взаимообусловленность процессов и явлений окружающие действительности. Такой подход требует реализации принципа единства педагогической теории и практики. Практика – критерий истины. Аксиологическийподход – основание новой методологии педагогики. Он присущ гуманистической педагогике, которая рассматривает человека как высшую цель общества и самоцель общественного развития.
Конкретно-научный уровень включает в себя следующие подходы:
- личностный – ориентация педагогического процесса на личность как на главный критерий; опора на саморазвитие творческого потенциала и способностей человека, на создание для этого соответствующих условий;
- деятельностный подход – рассмотрение деятельности человека как основы, средства и решающего условия развития личности;
- полисубъективный (диалогический) подход – ориентация на то, что сущность человека значительно сложнее и разностороннее, чем его деятельность. Активность личности, его потребность в саморазвитии реализуется в условиях взаимоотношений с другими людьми;
- культурологический подход рассматривает культуру и социальную среду как универсальные условия развития сознания личности;
- этнопедагогический подход проявляется в единстве интернационального, национального и индивидуального;
- антропологический подход – системное использование данных всех наук о человеке в процессе воспитания, развития и саморазвития.
Технологический уровень. Этот уровень включает в себя методику и технологию исследования, получение и анализ достоверного эмпирического материала. Каждое педагогическое исследование предполагает формулировку проблемы, объекта, предмета, цели, задачи и гипотезы исследования. Актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов являются критериями качества исследования.
Уровни методологии педагогики позволяют всесторонне и точно исследовать педагогические явления и процессы и на этой основе делать правильные выводы о их содержании и специфике функционирования.
Обычно различают четыре уровня методологии педагогики:
Первый уровень – гносеологический, дает возможность правильно формулировать наиболее общие научные подходы к анализу педагогических явлений и процессов.
Второй уровень – мировоззренческий, включает положения о факторах формирования и развития личности ребенка и взрослого, об образовании, обучении, воспитании и педагогической деятельности как общественных явлениях.
Третий уровень – научно-содержательный, позволяет правильно формулировать и обосновывать законы и закономерности педагогической науки, теорию и методику обучения и воспитания людей.
Четвертый уровень – логико-гносеологический, обеспечивает возможность правильно осмысливать предмет и объект педагогики, осуществлять определение и развитие категорий педагогики, выявлять соотношение педагогической теории и педагогической практики, связей педагогики с другими науками, формулировать положения о соотношении фундаментальных и прикладных исследований и разработок, делать прогнозы в развитии самой педагогики.
Общая методология педагогики обеспечивает наиболее правильные и точные представления об общих законах развития объективного мира, а также месте и роли в нем тех педагогических феноменов, которые она изучает.
Специальная методология педагогики позволяет ей формулировать свои собственные закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Она ориентирована на учет:
- устойчивых представлений о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него;
- особенностей формирования личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности;
- единства воспитания и самовоспитания личности в группе (коллективе);
- представлений о целостном формировании личности в группе (коллективе).
Частная методология педагогики представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования ее явлений. Она предполагает учет:
- закономерностей, принципов и методов обучения и воспитания;
- неразрывной связи, единства, взаимного проникновения обучения, воспитания, развития и образования в ходе педагогического процесса;
- соответствия воздействий педагогов (воспитателей) характеру деятельности учеников (воспитанников), их познавательным и физическим возможностям.