Функции и особенности социальной перцепции

Социальная перцепция – это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы. Социальная перцепция обычно проявляется как:

1) восприятие членами группы: а) друг друга; б) членов другой группы;

2) восприятие человеком: а) самого себя; б) своей группы; в) «чужой группы»;

3) восприятие группой: а) своего человека; б) членов другой группы;

4) восприятие группой другой группы (или групп).

Наиболее значимыми факторами восприятия людьми друг друга являются:

- психологическая чувствительность, представляющая собой повышенную восприимчивость к психологическим проявлениям внутреннего мира других людей, внимание к нему, устойчивое стремление и желание разобраться в нем;

- знание возможностей, трудностей восприятия другого человека и способов предупреждения наиболее вероятных ошибок восприятия, которое основывается на личностных качествах партнеров по взаимодействию, на их опыте взаимоотношений;

- навыки и умения восприятия и наблюдения, позволяющие людям быстрее адаптироваться к их условиям, дают возможность избегать трудностей в совместной деятельности, предотвращают возможные конфликты во взаимодействии и общении.

Особенностями социальной перцепции являются:

- активность субъекта социальной перцепции, означающая, что он (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимаемому, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. И объект, и субъект социального восприятия воздействуют друг на друга, стремятся трансформировать представления о себе в благоприятную сторону;

- целостность воспринимаемого, показывающая, что внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия;

- мотивированность субъекта социальной перцепции, которая свидетельствует, что восприятие социальных объектов характеризуется большой слитностью его познавательных интересов с эмоциональными отношениями к воспринимаемому, явной зависимостью социальной перцепции от мотивационно-смысловой ориентированности воспринимающего.

Существуют определенные функции социального восприятия. К ним относятся: познание себя, познание партнеров по взаимодействию, функции установления эмоциональных отношений, организации со­вместной деятельности. Обычно они реализуются посредством меха­низмов стереотипизации, идентификации, эмпатии, аттракции, рефлексии и каузальной атрибуции.

Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой инструмент «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы. Они имеют свою «разрешенную» сферу социального применения. Например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека.

Идентификация – это социально-психологический процесс познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними, при котором осуществляется (равнение или сопоставление внутренних состояний или положения партнеров, а также образцов для подражания со своими психологическими и другими характеристиками.

Эмпатия – это эмоциональное сопереживание другому человеку. Через эмоциональный отклик люди познают внутреннее состояние других. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Ее почти всегда интерпретируют не только как активное оценивание субъектом переживаний и чувств познаю­щего человека, но и безусловно как положительное отношение к парт­неру.

Аттракцияпредставляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В этом случае понимание партнера по взаимодействию возника­ет благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.

Рефлексия – это механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (каузальная атрибуция – стремление к вы­яснению причин поведения субъекта).