Глава 2 Педагогика в современных информационно-образовательных средах

Категории педагогики

Все умное уже передумано, надо передумать это еще раз

В.Гете

Учебные вопросы

1. Понятие «категория» в педагогике.

2. Основные педагогические категории: образование, обучение,
воспитание и их развитие в системе открытого образования.

Цели (в результате учения Вы будете)

1. Знать содержание понятия категория в науке и особенности категорий в педагогике

2. Ознакомиться с фактом многоаспектности и плюралистичности при формировании содержания категорий.

3. Уметь формировать и обосновывать свою позицию при трактовке содержания категорий

Учебные материалы

Понятие категории в педагогике

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть педагогическими категориями. Это наиболее общие и емкие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему. Подумав немного, можно назвать категории из любой науки, неважно естественной или социально-гуманитарной. Например, в физике это масса, сила, а в экономике основными категориями является деньги, стоимость и т.д.

К основным педагогическим категориям относятся образование, обучение, воспитание. Рассмотрим их последовательно, строя материал таким образом, чтобы, описав многообразие подходов и взглядов многочисленных авторов показать сложность проблемы и, может быть, ее практическую неразрешимость, если встать на агностическую позицию (т.е. отрицать в принципе познаваемость реального мира).