Международные программы ЕС в области высшего образования

ЕС с самого начала своего существования стремился содействовать развитию образования и профессиональной подготовки в странах-членах. С этой целью успешно осуществлялся целый ряд программ: ЕКА8МШ (обмен студентами между вузами различных стран ЕС), БОКСЕ (продолженное обучение), РЕТКА (базовое обучение), СОМЕТТ (сотрудничество между университетами и бизнесом), Е1ЖОТЕСНКЕТ (содействие профессиям, связанным с технологическими новациями), РНАКЕ (развитие дистанционного


образования в странах Восточной Европы) и ЫЖША (языковая

подготовка).

В настоящее время граждане стран - членов ЕС могут пользоваться

возможностями, которые предоставляют им такие программы, как

"8осга1ес", "Ьеопагсю", "Е8 Тешрш",

Программа "8осга1е8" начала действовать в 1995 г. Она охватывает все 15 стран - членов ЕС, а также Норвегию, Исландию и Лихтенштейн. В ее рамках продолжают осуществляться обмены студентами между странами - членами ЕС, программы по языковой подготовке, а также другие новые акции в области образования. В 1995-1999 гг. на реализацию программы было выделено 850 млн. экю. Особое внимание в программе "8осгаге8" обращается на решение следующих задач: увеличение мобильности студентов; признание учебных курсов, изучаемых студентами в одной стране, другими странами - членами ЕС; обмен преподавателями; распространение школ "второго шанса", дающих возможность людям, покинувшим школу слишком рано, вернуться к учебе,

В 1998 г. программа "8осга1е8" была дополнена программой "8осга1е8-ОБЬ" (в сфере открытого и дистанционного образования), определяющей открытое и дистанционное образование как "использование новых методик (как технического характера, так и других) с целью повышения гибкости обучения по отношению к месту, где оно проводится, времени, выбора содержания программы, преподавательских ресурсов и/или облегчения доступа к образовательным системам на расстоянии".

В конце 1994 г. образовательные программы ГОКСЕ, РЕТКА, СОМЕТТ, ЕипЛссЪш* и "Ьшёиа" были объединены в программу "Ьеопагсю" для большей согласованности между ними. Она охватывает те же страны, что и "8осга1е8". Цель программы - повышение профессиональной подготовки граждан Европы с тем, чтобы помочь им в полной мере воспользоваться преимуществами, которые предоставляет развитие технологии и промышленности. Программа позволяет молодежи пройти стажировку или обучение в любой стране ЕС. Она включает также и обмен специалистами в области профессиональной подготовки. На 1995-1996 гг. для осуществления программы было выделено 620 млн. экю.

В рамках ЕС в 1997 г. была создана "Тематическая сеть в области подготовки преподавателей в странах ЕС" ("Тпе Тпетапс пег^огк оп 1еаспег еёисайоп т Еигоре" - ТОТЕЕ), способствующая развитию европейского измерения в вопросах подготовки преподавателей. Сотрудничество осуществляется в значительной степени через Интернет. Рабочий язык - главным образом, английский. Это сотрудничество - трехлетний проект ЕС, однако в нем участвуют также страны, не входящие в ЕС, -Норвегия, Исландия, Швейцария, США и Канада.


В основу международного сотрудничества в области подготовки преподавательских кадров был положен доклад экспертов ЕС "Подготовка преподавателей в Европе". Основная цель программы -развитие сотрудничества и новых стратегий подготовки преподавателей в Европе, вторая цель - анализ и подготовка преподавателей в различных странах, а также усиление контактов между обучением и наукой.

В рамках TNTEE насчитывается шесть самостоятельных разделов:

культура и политика в подготовке преподавателей; новая стратегия сотрудничества между учебными заведениями, готовящими преподавателей, школами и системой образования в целом; подготовка преподавателей как учебная среда - изменения в методах обучения;

ошибочные звенья в процессе подготовки - дидактика в профессии преподавателя; связь науки с практикой.

Вопрос о подготовке преподавательских кадров также был рассмотрен и в июне 1997 г, на встрече министров образования стран-членов ЕС. Представители многих стран признавали, что подготовка преподавателей нуждается в реформировании, так как школьное образование в Европе находится накануне больших перемен. Требуется обновление роли учителя и его подготовки. Развитие непрерывного образования и информационной технологии также выдвигает вопрос подготовки кадров на передний план. На этой встрече государствам-членам было предложено положить в основу стратегии "европейского измерения"' развитие информационных и коммуникационных технологий н образования, особенно в вопросе подготовки преподавателей. Была подчеркнута новая роль учителя, заключающаяся в том, чтобы учитель не обучал, а помогал ученикам в поисках знаний, руководил их учебой, обсуждал и оценивал достигнутые успехи, создавал учебную атмосферу.

Цель программы "Tempus", являющейся частью программы PHARE, - содействие развитию и перестройке систем высшего образования в странах Центральной и Восточной Европы, СНГ и Монголии с участием партнеров из стран ЕС. В се рамках была оказана поддержки проектам сотрудничества между высшими учебными заведениями, 200 тыс. студентов и 57 тыс. преподавателей были предоставлены стипендии. Были осуществлены весьма важные по своей экономической значимости проекты. Так, университеты Киля и Оснарбрюка в Германии и университет г. Твери в России совместно разрабатывают механизмы сотрудничества этого российского вуза с преподавателями области.

Сотрудничество ЕС со странами Центральной и Восточной Европы и СНГ в сфере профессионального образования только начинается, но оно имеет явную тенденцию к расширению. Особые надежды возлагаются на Европейский фонд образования (ЕФО) самостоятельное агентство ЕС, штаб-квартира которого расположена в итальянском городе Турине. ЕФО призван содействовать странам


Центральной и Восточной Европы, СНГ и Монголии в реформировании своих систем образования и установлении прочных контактов между учебными заведениями Западной Европы и странами-партнерами.

Московское представительство Фонда - первое и пока единственное из 24 стран-партнеров, где осуществляются программы ЕФО. Раньше в Москве существовало информационное бюро программы "Tempus". Теперь представительство курирует также проекты в области профессионального образования и дистанционного обучения. Ведущими партнерами ЕФО в Москве являются Министерство образования.

Один из проектов ЕФО направлен на то, чтобы изучить российский рынок труда и спрос на профессиональное образование, а также выявить проблемы, которые необходимо решить. Еще один проект ЕФО - пилотный проект для Северо-Запада России. Большая часть ресурсов идет на разработку программ обучения, переподготовку учителей и передачу "ноу-хау''. Предусматривается обмен специалистами и преподавателями для ознакомления с практикой партнеров. Предполагается, что оборудование будет покупаться на средства внешних инвесторов. Среди приоритетов деятельности ЕФО в России называется также развитие дистанционного обучения.

Проекты в рамках программы "Tempus" осуществляются в России в течение нескольких лет. Ее цель состоит в совершенствовании системы управления российскими университетами и разработке для них учебных программ путем создания консорциумов из двух-трех университетов, которые затем помогают другим российским университетам. Функции московского представительства ЕФО состоят в контроле над текущими проектами, а также распространении информации о программе "Tempus" потенциальными ее участниками. В разных частях России функционируют 36 совместных европейских проектов.

Проекты "Tempus" географически сильно разбросаны, однако они привязаны к высшим учебным заведениям, имеющим обширную сеть собственных контактов, по которым распространяются информация и опыт. Проекты "Tempus" имеются в таких городах, как Петрозаводск, Калининград, Самара, Саратов, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Тюмень, Томск, Новосибирск, Иркутск, -Якутск, Череповец, Орск.

Несмотря на то, что высшее образование в основном считалось заботой органов на национальном или региональном уровне, в последние десятилетич: наметилась растущая тенденция к интернационализации и даже глобализации этого процесса. В связи с развитием глобализаци роль международных организаций в решении проблем высшего образования возрастает. Как отмечалось в заключительном документе, принятом на конференции ЮНЕСКО в 1997 г. "Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры", все


межправительственные и неправительственные организации, действующие в области высшего образования должны более активно способствовать международной академической мобильности как средства распространения высшего образования, которое будет основным элементом будущего глобального общества знаний. Высшие учебные заведения промышленно развитых стран должны стремиться принимать меры, направленные на развитие международного сотрудничества с аналогичными учреждениями развивающихся стран.

Выводы

1. Условия существования человечества в XXI веке настоятельно требуют скорейшего перехода к новой стратегии развития общества на основе широкомасштабного использования знаний и информации, как стратегических ресурсов развития, а также перспективных высокоэффективных технологий, как основных инструментов этого развития. Именно поэтому в последние годы в мировом научном сообществе начинает все более четко осознаваться возрастание роли образования в процессе дальнейшего развития цивилизации. При этом система образования начинает восприниматься уже не только как важнейший фактор технологического и социально-экономического развития той или иной страны, но также и как стратегический фактор выживания цивилизации.

2.К международным организациям, оказывающим влияние на формирование и развитие образования в мире, относятся ЮНЕСКО, СЕ (Совет Европы).

3. Развитие образования ориентируется на стратегические
ориентиры, текстуально оформленные в Сорбонской, Лиссабонской и
Болонской конвенциях. Придерживаться положений конвенций для
национальных систем образования так же важно, как и придерживаться
принципов Всемирной торговой организации для промышленности и
экономики.

4. Развитие общеевропейской системы высшего образования
руководствуется положениями Болонской конвенции, которые сводятся
к ключевым позициям:

1. Введение двухциклового обучения

2. Введение кредитной системы

3. Контроль качества образования

4. Расширение мобильности

5. Обеспечение трудоустройства выпускников

6. Обеспечение привлекательности европейской системы образования


Вопросы для самоконтроля и рефлексии

1. Приведите примеры значимости системы образования в социальном и экономическом развитии.

2. Проанализируйте соотношение физического, природного, человеческого капиталов, используя Рис. 1.2.1. Учитывая, что это данные 1994г, введите поправки на настоящее время и обоснуйте их.

3. Назовите самые влиятельные международные организации, оказывающие влияние на образование и дайте им краткую характеристику.

4. Дайте краткую характеристику Лиссабонской, Сорбонской и Болонской деклараций.

Литература

1. Основы сетевого обучения. Под ред. Л.Г. Титарева –М.:МЭСИ, 2001

2. Черноморова Т.В. Глобализация образования: роль международных организаций Глобализация и образование Сб. обзоров Отв. ред. Зарецкая С.Л. –М.: ИНИОН,2001.