Способ 4. Использование типовых норм времени для расчета трудоемкости
В нашем примере мы будем использовать «Типовые нормы времени на программирование задач для ЭВМ», утвержденные 27 июля 1987 г.
Нормы времени рассчитаны в зависимости от факторов, наибольшим образом влияющих на трудоемкость разработки проекта:
- количества разновидностей форм входной информации (макетов входной информации);
- количества разновидностей форм выходной информации;
- степени новизны комплекса задач (задачи);
- сложности алгоритма;
- вида используемой информации;
- сложности контроля входной и выходной информации;
- языка программирования;
- объема входной информации;
- использования типовых проектных решений (пакетов прикладных программ), типовых проектов, типовых программ, стандартных модулей.
I.Под количеством разновидностей форм входной информации следует понимать формы входной информации (переменной - ПИ, нормативно-справочной - НСИ, банка данных - БД), используемой для решения задачи.
II.Количество разновидностей форм выходной информации включает формы печатных документов и информации, переносимой на машинные носители.
Если в процессе разработки программ формируются данные, которые используются другими программами этого же комплекса задач (задачи), то такие наборы данных не входят в число форм входной и выходной информации.
III.Предусмотрены четыре степени новизныразрабатываемых комплексов задач:
А - разработка комплекса задач (задачи), предусматривающая применение принципиально новых методов разработки, проведение научно-исследовательских работ;
Б - разработка типовых проектных решений, оригинальных задач и систем, не имеющих аналогов;
В - разработка проекта с использованием типовых проектных решений при условии их изменения; разработка проектов, имеющих аналогичные решения;
Г - привязка типовых проектных решений.
IV. Сложность алгоритма представлена тремя группами:
1- алгоритмы оптимизации и моделирования систем и объектов;
2- алгоритмы учета, отчетности, статистики поиска;
3 - алгоритмы, реализующие стандартные методы решения, а также не предусматривающие применения сложных численных и логических методов.
V. Трудоемкость разработки проектазависит также от вида используемой информации: переменной информации (ПИ), нормативно-справочной информации (НСИ), банка данных (БД); от вида обработки в режиме работы в реальном времени (РВ) и обеспечения телекоммуникационной обработки данных и управления удаленными объектами (ТОУ); от объема входной информации.
VI. Сложность организации контроля входной и выходнойинформации представлена следующими группами:
11 - входные данные и документы разнообразного формата и структуры; контроль осуществляется перекрестно, т.е. учитывается связь между показателями различных документов;
12 - входные данные и документы однообразной формы и содержания, осуществляется формальный контроль;
21 - печать документов сложной многоуровневой структуры разнообразной формы и содержания;
22- печать документов однообразной формы и содержания, вывод массивов данных на машины.
VII.Типовые нормы времени охватывают комплексы задач всех подсистем управления, а именно:
- перспективное планирование развития и размещения отрасли, управление проектированием и капитальным строительством, технико-экономическое планирование, оперативное управление, управление ценообразованием;
- управление материально-техническим снабжением, управление сбытом продукции, управление комплектацией, управление экспортными и импортными поставками;
- управление финансовой деятельностью, бухгалтерский учет;
- управление организацией труда и заработной платой, управление кадрами, нормы и нормативы, управление охраной труда;
- управление качеством, управление технологическими процессами, управление стандартизацией, управление технической подготовкой производства;
- управление транспортными перевозками, управление техническим обслуживанием производства, управление вспомогательными службами и энергоснабжением;
- управление научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИР и ОКР);
- управление научно-технической информацией;
- совершенствование документооборота и контроль исполнения документов;
- управление охраной природы и окружающей средой; учет пенсий, пособий и страховых операций;
- статистические задачи;
- задачи расчетного характера.
Приведем исходные данныенашегопроекта:
Планируемый срок разработки - 0,5 года
- Количество разновидностей форм входной информации - 5, в том числе: переменной - 2; информации, получаемой от решения смежных задач, - 1; справочной, условно-постоянной информации - 2.
- Количество разновидностей форм выходной информации - 10, в том числе: печатных документов - 6; информации, наносимой на машинные носители - 4.
- Степень новизны комплекса задач – Г.
- Сложность алгоритма – 3.
- Вид используемой информации:
ü количество разновидностей форм переменной информации (ПИ) - 3, в том числе переменной - 2, информации, получаемой от решения смежных задач – 1;
ü количество разновидностей форм нормативно-справочной информации (НСИ) - 2 (справочная, условно-постоянная информация относится к нормативно-справочной).
- Объем входной информации - 5 тыс. документострок
- Сложность организации контроля входной и выходной информации:
ü входные данные и документы разнообразного формата и структуры, контроль осуществляется перекрестно (11);
ü печать документов сложной многоуровневой структуры разнообразной формы и содержания (21).
- Проект разрабатывается с учетом обработки информации в режиме работы в реальном времени.
- Язык программирования – Ассемблер.
- Использование типовых проектных решений, типовых проектов, типовых программ и стандартных модулей - 20% (руководителем разработки установлен коэффициент 0,8).
- Проект охватывает работы, выполняемые на стадиях:
ü разработка технического задания;
ü создание эскизного проекта;
ü техническое проектирование;
ü рабочее проектирование;
ü внедрение
Для определения трудоемкости необходимо использовать таблицы в соответствии с подсистемой управления разрабатываемой ИС. В нашем случае мы определяем ее как подсистему «Управление финансовой деятельностью, бухгалтерский учет».
Все необходимые таблицы нормативов времени и поправочных коэффициентов приведены в приложениях. Все данные по стадиям разработки приведены в табл.1. 8
Таблица 1. 8
Определение затрат времени по стадиям разработки проекта
Стадия разработки проекта | Затраты времени | Поправочный коэффициент | Затраты времени с учетом поправочного коэффициента, чел.-дн. | |||||
Значение, чел.-дн. | Основание | Значение, | Основание | |||||
1. Разработка технического задания | Табл.1.1 норма 3-Г | |||||||
1.1.Затраты времени разработчика постановки задачи | 0,65 | Примечание к табл.1.1 | 22,75 | |||||
1.2.Затраты времени разработчика программного обеспечения | 0,35 | 12,25 | ||||||
2. Разработка эскизного проекта | Табл.1.2 норма 3-Г | |||||||
2.1.Затраты времени разработчика постановки задачи | 0,7 | Примечание к табл.1.2 | 39,9 | |||||
2.2.Затраты времени разработчика программного обеспечения | 0,3 | 17,1 | ||||||
3. Разработка технического проекта | Табл. 2.1, 2.5, 2.4, п.1.14 | |||||||
3.1.Затраты времени разработчика постановки задачи | Табл.1.3 норма 5-Е | 0,47 1,0 1,1 0,85 0,44 | 50,16 | |||||
3.2.Затраты времени разработчика программного обеспечения | Табл.1.4 норма 5-Е | 0,47 1,0 1,1 0,85 0,44 | 14,96 | |||||
4. Разработка рабочего проекта | Табл. 2.2, 2.3, 2.4, п. 1.11, 2.6 | |||||||
4.1.Затраты времени разработчика постановки задачи | Табл.1.5 норма 5-Е | 0,40 1,16 1,15 1,15 0,8 0,49 | 32,83 | |||||
4.2.Затраты времени разработчика программного обеспечения | Табл.1.6 норма 5-Е | 0,40 1,16 1,15 1,15 0,8 0,49 | 128,87 | |||||
5. Внедрение | Табл. 2.5, 2.3, 2.4, 2.6 | |||||||
5.1.Затраты времени разработчика постановки задачи | Табл.1.7 норма 5-Е | 1,00 1,16 1,05 0,8 0,97 | 51,41 | |||||
5.2.Затраты времени разработчика программного обеспечения | Табл.1.8 норма 5-Е | 1,00 1,16 1,05 0,8 0,97 | 39,77 | |||||
ВСЕГО: | ||||||||
Общее время с учетом коэффициентов составляет Тоб = ∑ t = 410 чел. - дней .
Численность исполнителей, необходимая для выполнения работ по стадиям проектирования и по комплексам задач (задаче) в целом:
Ч = Тоб / Фпл = 410 / 125 = 3,28 (чел) (1.16)
где Ч - численность специалистов;
Тоб - общая трудоемкость разработки проекта;
Фпл - плановый фонд рабочего времени.
В нашем случае Фпл = 0,5 года = 125 рабочих дней.
Составим график работ и определим состав исполнителей по стадиям разработки системы (в чел. - днях). Данные сведем в табл. 1. 9 и табл. 1. 10.
Таблица 1.9
Состав исполнителей по стадиям разработки системы
Наименование Этапа | Длительность | Трудоемкость по исполнителям | Исполнитель | |
чел. – дней (Тi) | дней (Тi /Ч) | |||
Техническое задание | Ведущий инженер Инженер-аналитик | |||
Эскизный проект | Ведущий инженер Инженер-аналитик | |||
Технический проект | Ведущий инженер Инженер-аналитик Инженер-программист Программист | |||
Рабочий проект | Ведущий инженер Инженер-аналитик Инженер-программист Программист | |||
Внедрение | Ведущий инженер Инженер-аналитик Инженер-программист | |||
Итого: |
Т.к. наш проект не привязан календарно к определенным датам, то мы полагаем в каждом месяце 22 рабочих дня, что учитывается при составлении календарного графика реализации проекта.
Таблица 1. 10
График реализации проекта
Этапы | Месяцы | Итого | |||||
Техническое задание | |||||||
Эскизный проект | |||||||
Технический проект | |||||||
Рабочий проект | |||||||
Внедрение | |||||||
Итого: | 22 | 22 | 22 | 22 | 22 | 15 |
Рассчитаем затраты на создание ИС:
1. Заработная плата сотрудников включает
ü основную зарплату: , (1.17)
где Зосн – основная зарплата персонала, руб.;
Т – трудоемкость данного исполнителя, дни;
Дн. – среднее число дней в мес. (полагаем 22).
ü дополнительную зарплату: (1.18)
ü районный коэффициент: 1.19)
ü отчисления на социальные нужды: .20)
Полученные данные по зарплате сведены в табл. 1. 11.
Таблица 1. 11
Затраты по заработной плате при создании ИС
Исполнитель | Трудоемк., дн. | Оклад | Осн. зарплата | Доп. зарплата (10%) | Районный коэфф. (15%) | Отчисления в соцстрах (40,3%) | Итого |
Ведущий инженер | 28636,36 | 2 863,64 | 4 725,00 | 5 433,75 | 41658,75 | ||
Инженер-аналитик | 43500,00 | 4 350,00 | 7 177,50 | 8 254,13 | 63281,63 | ||
Инженер-программист | 24772,73 | 2 477,27 | 4 087,50 | 4 700,63 | 36038,13 | ||
Программист | 6727,27 | 672,73 | 1 110,00 | 1 276,50 | 9786,50 | ||
103636,36 | 10363,64 | 17100,00 | 19 665,00 | 150 765,00 |
2. Стоимость машинного времени на подготовку и отладку программы (амортизация и стоимость электроэнергии):
Амортизация :
, (1.21)
где Ам – амортизационные отчисления, денежные единицы;
Оф – стоимость ЭВМ и оборудования (полагаем 65000 руб.);
Нам- норма амортизации, принята равной 30%;
Тм – время использования оборудования, дни, – равное:
, (1.22)
где Ттех.пр, Траб.пр, Твн - затраты времени на разработку технического проекта, рабочего проекта и внедрения соответственно, дни.
Электроэнергия:
(1.23)
где Сэл – стоимость 1 кВт/ч электроэнергии, руб;
МЭВМ – мощность ЭВМ, кВт/ч (0,7 кВт/ч)
Тсут – суточное время работы ЭВМ, ч (8 ч)
Рассчитаем Тм:
Амортизация:
Электроэнергия:
3. Материальные затраты составляют: диски – 1120 руб., бумага – 500 руб., литература – 650 руб., картриджи – 1500 руб.
Всего: 3770
Все затраты сводятся в табл. 12 с учетом равномерного их распределения по месяцам.
Текущие затратывключают:
1. Амортизацию оборудования и инструментальных средств.
2. Обтирочные материалы (150 руб./ мес.)
3. Затраты на ремонт оборудования (3% от стоимости в год).
4. Затраты на материалы (дискеты, картриджи и т.д. – 350 руб./мес.)
Основными источниками экономииявляются:
1. Зарплата.
Данная система предположительно позволит высвободить 2 работников с окладом 5000 рублей. В результате сокращения численности персонала экономию по заработной плате рассчитывают по формуле:
, (1.24)
где Эзп – месячная экономия заработной платы;
DЧ – сокращение численности;
Змес – оплата труда в месяц;
Х – премия, Y – отчисления но социальные нужды (40,3%), Z – районный коэффициент.
2. Материальные ресурсы.
За счет сокращения количества и унификации отчетных форм и штрафов: Эм = 10000 руб./год.
С учетом срока эксплуатации системы 2 года и ставки дисконта 13%, рассчитаем финансовые показатели проекта: период окупаемо
сти (Т), чистую текущую стоимость (NPV), индекс рентабельности (PI). Полученные данные сведем в табл. 1.12.
Этапы | мес | |||||||||||
Первоначальные затраты | ||||||||||||
зарплата | -21821,25 | -21821,25 | -21821,25 | -21821,25 | -21821,25 | -21821,25 | -19837,50 | |||||
материальные затраты | -545,66 | -545,66 | -545,66 | -545,66 | -545,66 | -545,66 | -496,05 | |||||
амортизация | -479,42 | -479,42 | -479,42 | -479,42 | -479,42 | -479,42 | -435,83 | |||||
электроэнергия | -69,35 | -69,35 | -69,35 | -69,35 | -69,35 | -69,35 | -63,04 | |||||
Текущие затраты | ||||||||||||
амортизация | -1175,34 | -1175,34 | -1175,34 | -1175,34 | -1175,34 | |||||||
электроэнергия | -7,73 | -7,73 | -7,73 | -7,73 | -7,73 | |||||||
Обтирочные материалы | -150,00 | -149,00 | -148,00 | -147,00 | -146,00 | |||||||
затраты на ремонт | -162,50 | -162,50 | -162,50 | -162,50 | -162,50 | |||||||
затраты на материалы | -350,00 | -349,00 | -348,00 | -347,00 | -346,00 | |||||||
Экономия | ||||||||||||
зарплата | 17747,95 | 17747,95 | 17747,95 | 17747,95 | 17747,95 | |||||||
материальные ресурсы | 833,33 | 833,33 | 833,33 | 833,33 | 833,33 | |||||||
-22915,67 | -22915,67 | -22915,67 | -22915,67 | -22915,67 | -22915,67 | -20832,43 | 17918,78 | 16737,71 | 16739,71 | 16741,71 | 16743,71 | |
Приведенные денежные потоки | -22670,08 | -22427,12 | -22186,76 | -21948,98 | -21713,75 | -21481,04 | -19318,93 | 16438,87 | 15190,78 | 15029,77 | 14870,47 | 14712,86 |
Накопленные разности | -45831,35 | -68747,02 | -91662,69 | -114578,37 | -137494,04 | -158326,47 | -140407,69 | -123669,97 | -106930,26 | -90188,55 | -73444,83 |
Таблица 1. 12
Структура затрат и экономии на создание и эксплуатацию ИС
Этапы | мес | |||||||||||
Первоначальные затраты | ||||||||||||
зарплата | ||||||||||||
материальные затраты | ||||||||||||
амортизация | ||||||||||||
электроэнергия | ||||||||||||
Текущие затраты | ||||||||||||
амортизация | -1175,34 | -1175,34 | -1175,34 | -1175,34 | -1175,34 | -1175,34 | -1175,34 | -1175,34 | -1175,34 | -1175,34 | -1175,34 | -1175,34 |
Продолжение таблицы 12
электроэнергия | -7,73 | -7,73 | -7,73 | -7,73 | -7,73 | -7,73 | -7,73 | -7,73 | -7,73 | -7,73 | -7,73 | -7,73 |
Обтирочные материалы | -145,00 | -144,00 | -143,00 | -142,00 | -141,00 | -140,00 | -139,00 | -138,00 | -137,00 | -136,00 | -135,00 | -134,00 |
затраты на ремонт | -162,50 | -162,50 | -162,50 | -162,50 | -162,50 | -162,50 | -162,50 | -162,50 | -162,50 | -162,50 | -162,50 | -162,50 |
затраты на материалы | -345,00 | -344,00 | -343,00 | -342,00 | -341,00 | -340,00 | -339,00 | -338,00 | -337,00 | -336,00 | -335,00 | -334,00 |
Экономия | ||||||||||||
зарплата | 17747,95 | 17747,95 | 17747,95 | 17747,95 | 17747,95 | 17747,95 | 17747,95 | 17747,95 | 17747,95 | 17747,95 | 17747,95 | 17747,95 |
материальные ресурсы | 833,33 | 833,33 | 833,33 | 833,33 | 833,33 | 833,33 | 833,33 | 833,33 | 833,33 | 833,33 | 833,33 | 833,33 |
16745,71 | 16747,71 | 16749,71 | 16751,71 | 16753,71 | 16755,71 | 16757,71 | 16759,71 | 16761,71 | 16763,71 | 16765,71 | 16767,71 | |
Приведенные денежные потоки | 14556,92 | 14402,63 | 14249,97 | 14098,94 | 13949,50 | 13801,65 | 13655,36 | 13510,63 | 13367,42 | 13225,74 | 13085,56 | 12946,86 |
Накопленные разности | -56699,12 | -39951,41 | -23201,70 | -6449,98 | 10303,73 | 27059,44 | 43817,16 | 60576,87 | 77338,58 | 94102,29 | 110868,01 | 127635,72 |
NPV | - чистая приведенная стоимость | 89347,27 | |
PI | - индекс рентабельности | 1,59 | |
Т | - период окупаемости | 16,38 | |
В результате расчета экономической эффективности ИС были получены следующие финансовые показатели:
Анализ показателей показывает, что проект прибыльный и окупится через 16,38 мес.