Десятый вид поклонения – исти’ана.

Шейх ат-Тамими на этот вид поклонения приводит доказательство суру «Фатиха» (5): «Тебе Одному мы поклоняемся, Тебя Одного просим о помощи».

 

В арабском языке слова, которые начинаются с трех букв: алиф, син, та – носят один смысл – требовать, просить. Как например, исти’ана, истихаза, истихоса, истихара.

 

Вторая часть слова исти’ана - «аун» означает помощь. Отсюда мы получаем смысл такого поклонения как исти’ана – требование помощи.

 

Ибн Кайим в книге «мадаридж саликин»: «Требование помощи – является поклонением Аллаху (гибада), когда в нем присутствуют три вещи:

  1. камалля зулляху – полная совершенная униженность перед Аллахом, когда раб понимает, что он ничто перед Аллахом, когда он поднимает руки и направляется лицом и сердцем к Аллаху»;
  2. аль-ихтимаду алейхи – раб полностью опирается и уповает на Аллаха (это означает, что раб полностью убежден, что только Один Аллах может это дать, поэтому и требует только у Него);
  3. ас-сика – уверенность в Аллахе, уверенность в том, что Аллах непременно ответит ему».

 

Шейх Усеймин, перечисляя виды исти’ана, дает такое же определение этому поклонению:

1. Первый вид истиханатребование помощи у Аллаха, оно включает в себя полную униженность раба перед Аллахом (аз-зулль), 100%-ное упование на Аллаха (тауфисс), убежденность и уверенность в том, что Аллах достаточен (кифайя)».

 

Такой вид требования помощи, содержащий в себе вышеперечисленные вещи, должен быть обращен только к Аллаху. Подтверждение этому мы видим в приводимом в качестве доказательства 5-ом аяте суры «аль-Фатиха», где фраза «Тебя Одного просим о помощи» – написано на арабском языке как «Йакя наста’ин». В арабском языке, когда управляемое существительное – мафхуль идет перед глаголом наста’ин– это означает исключительность того, кого просят о помощи, если мафхуль идет после глагола (настагину бикя) – то это не исключает обращение к кому-либо еше. В нашем аяте это значит, что мы просим помощи только Аллаха!!!

 

 

2. Второй вид исти’ана – это требование помощи у человека, такой вид разрешается в исламе при наличии 4-х условий: человек должен быть хейун (живой), казирун (быть рядом), кадирун (иметь возможность), сабабун (человек всего лишь причина).

 

Но при этом обязательно то, что человек должен просить помощи у другого человека: а) не унижаясь – т.е. понимая, что он человек, у которого по воле Аллаха есть то, чего нет у него. б) не уповая на этого человека, понимая, что все в руках Аллаха, и эта возможность может завтра исчезнуть у того, кого он просит и появиться у него, в) просящий не должен испытывать 100%-ую уверенность в том, что другой человек сможет ему помочь. Таким образом, в таком виде истихана не должно быть то, что в обязательном порядке должно присутствовать в первом виде исти’ана.

 

Еще одно важно знать, что не разрешается просить и помогать в запрещенном шариатом деле! Аллах в Коране разрешает людям обращаться друг к другу за помощью и помогать в одобряемом: «Помогайте друг другу в благих делах и богобоязненности, и не помогайте друг другу во грехе».

 

При соблюдении перечисленных условий в таком виде исти’ана нет греха!

 

3. Третий вид исти’ана – это требовать помощи у человека при наличии 3-х условий (живой, рядом, причина) и отсутствии одного из 4-х – при отсутствии возможности. Например, при отсутствии физической возможности. Просить помощи у инвалида сделать то, что он не может сделать – это гупость, издевательство. Это грех!

 

4. Четвертый вид исти’ана - требовать помощи у умерших. Это ширк-акбар!

 

Имам Куддури (ученый мазхаба Абу Ханифы) передал от Абу Юсуфа слова имама Абу Ханифы: «Просить надо только Аллаха! Просить Аллаха надо только Им Самим! (Имам Алефи, Кархи, ибн Абиддин аш-Шами объясняют: «Аллаха надо просить Его именами и атрибутами»). Запрещается просить Аллаха Его творениями (Троном, Ангелами, Праведниками)! … Кто сказал, что мертвые помогают или вредят – тот вышел из ислама, стал кяфиром».

 

Хорошим доказательством из Сунны на то, что умершие не имеют никаких возможностей в этой жизни и не имеют никаких знаний о сокровенном, является хадис из сборников Бухари, Муслима: «В Судный День многих мусульман не будут пускать к водоему Пророка, салаллаху алейхи уасалям. Видя это, Посланник Аллаха, салаллаху алейхи уасалям, спросит ангелов, охраняющих водоем: «Это же моя умма, мусульмане. Почему вы их не пускаете?» На что агелы ответят: «О, Мухаммад! Ты не знаешь, что они после тебя совершали»». Если лучший из людей Адама, печать всех пророков не знает, что творилось в этой жизни после своей смерти, то кто посмеет утверждать, что какой то покойник знает сокровенное???

 

Человек, который приходит на могилы и просит у умерших помощи, совершает три ошибки:

  1. Своим поступком он утверждает, что кто-то помимо Аллаха знает сокровенное!
  2. Он считает, что покойник способен его услышать.
  3. Он считает, что покойник способен на действия, которые может совершить только Аллах.

 

При этом возможно два варианта обращения за помощью к умершим:

  1. Когда человек напрямую обращается за помощью к покойнику – это явный куфр-ширк!
  2. Человек обращается к покойнику как к посреднику, чтобы тот попросил за него у Аллаха – это ширку ас-самаам (ширк в том, что покойники слышат)!

 

Ученые мазхаба Абу Ханифа приводят 44 аята из Корана, из которых они вывели около 15-и определений требования помощи у умерших:

  1. куфр-ширк
  2. поклонение не Аллаху
  3. зульм (несправедливость)
  4. явное заблуждение
  5. харам
  6. наказание за это - Ад
  7. грех
  8. Аллах говорит что, те, кого просят, не могут помочь даже себе
  9. у мертвых нет знаний о том, что делают живые, они не слышат живых
  10. в Судный День те умершие, у которых просят помощи, отрекутся от тех, кто к ним обращается
  11. Аллах приготовил для тех, кто обращается к умершим, мучительные наказания
  12. Аллах приказал никого не просить кроме Него
  13. Аллах повелел делать дуга только Ему
  14. Аллах – лишь Он только помогает
  15. Мы должны просить Аллаха только с любовью и со страхом

 

Умершие не имеют такик качеств как у живых людей: живой, слышит, имеет физические возможности. Умершие – они живые только перед Аллахом. Не в нашем понимании.

 

В общем, человек имеет 5 жизней (аль-хаят): жизнь в утробе (Мухамад ибн Аджлян пробыл в утробе своей матери 4 года), жизнь в этом мире, жизнь во сне, жизнь в могиле, жизнь в Судный День. Вместе со смертью человек начинает свою 4-ую жизнь. И в каждая из этих жизней не похожа на другую и не может человек слышать и помогать, находясь в одной жизни кому-либо в другой жизни. К примеру, ребенок в утробе матери – он живой, но если живущий в этой жизни человек будет обращаться к этому ребенку за помощью – он будет выглядеть глупо. И ребенок не может слышать и понимать обращенную к нему речь или просьбу. Так же глупо обращаться с просьбой к спящему человеку – он не слышит и не понимает. И так же глупо и бесполезно просить мертвых в могиле! Он живой, но его жизнь не похожа на жизнь человека этого дуния. Люди, находящиеся в одной из жизней (кроме жизни в Судный День, которую люди начнут вместе, и которая еще не началась для людей) не могут слышать людей из других жизней. Кроме, тех случаев, о которых передал нам Пророк, салаллаху алейхи уасалям, а именно, когда умерший человек будет слышать шаги удаляющихся последними людей после того, как он будет похоронен в могиле.

 

Как говорит Аллах: «Не считайте убитых на пути Аллаха мертвыми, они живые и получают свой ризык у Аллаха!». В этом аяте на арабском языке о тех, которые получают свой ризык у Аллаха, говорится «юрзакун».

Пример: Обычный торговец с внутренней фитрой (верой в Единого Аллаха с рождения) в споре с заблудшими учеными-суфистами, обращающимися к шахидам за помощью, указал им на смысл слова «юрзакун» – получающий ризык, (не «ярзукун» - дающий ризык) как назвал шахидов в вышеприведенном аяте Аллах! Т.е. он призвал их правильно понять сказанное в аяте и оставить ширк, который они совершают по причине неправильного понимания прямого смысла аята!

 

5. Пятый вид исти’ана – просить помощи у Аллаха делами и поклонением. Приближаться к Аллаху, совершая поклонение и праведные дела! Как приходит в суре «Бакара» (45): «Обратитесь за помощью к терпению и намазу…» и в 153 аяте суры «Бакара»: «О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, Аллах – с терпеливыми».

 

Шейх ат-Тамими в качестве доказательства из Сунны на этот вид поклонения приводит хадис (имам Тирмизи назвал его сахих, имам Ахмад), который передает ибн Аббас: «Однажды мы сидели вместе с Пророком, салаллаху алейхи уасалям. Я находился за Пророком, салаллаху алейхи уасалям. Тогда Пророк обратился ко мне: «О мальчик (йа гулям)!(Саид ибн Джубайр ученик ибн Аббаса спросил своего учителя о его возрасте в момент, когда умер Пророк, салаллаху алейхи уасалям – ибн Аббас сказал, что он достиг тогда совершеннолетия – это около 11-12 лет. Амир ибн Ас стал дедушкой в 21 год.) Я научу тебя словам! Вспомни Аллаха и Аллах вспомнит тебя – Он будет защищать тебя в твоем теле, в твоих знаниях, в твоем имуществе, в твоем здоровье. Помяни Аллаха и Он будет рядом с тобой! Когда просишь – проси Аллаха! И знай, что если вся умма соберется, чтобы помочь тебе – она не сможет тебе помочь больше, чем это предписано Аллахом! И если вся умма соберется, чтобы навредить тебе – она не навредит тебе больше, чем это предписано Аллахом!»».

 

Слова этого хадиса – основа религии, истинная акыда. Это слова истины, свидетельствующие о том, что человек должен быть уверен в своем Господе, уповать и опираться только на Него! Эти слова необходимо доносить всем без исключения и скидок на возраст и положение. В этом есть манхадж Пророка, салаллаху алейхи уасалям, который доводил эти слова маленькому мальчику!

 

Еще один хадис ясно указывает на то, что просить о чем-либо мы должны только у Аллаха – хадис от Абу Зарра (Муслим): «Пророк, салаллаху алейхи уасалям, передал слова Всевышнего Аллаха: «О, мои рабы! Я запретил себя поступать с вами несправедливо и запрещаю вам поступать друг к другу несправедливо! Все вы на заблуждении кроме тех, кого Я наставляю! Поэтому просите у Меня хидая (прямой путь)! Все вы голодные, кроме тех, кого Я кормлю! Поэтому просите у Меня ризык! Все вы голые, кроме тех, кого я одеваю! Поэтому просите меня одеть вас!»».

 

Хадис: «Аллах спускается на первое небо в третью часть ночи и говорит: «Кто будет делать дуга Мне – Я ему отвечу! Кто будет просить что-то – Я ему дам это! Кто будет просить прощения – Я ему прощу его грехи! Но есть ли просящие?»».

 

Хадис от Абу Хурейры (Муслим): «Посланник Аллаха, салаллаху алейхи уасалям, говорил: «Проси помощи у Аллаха, и никогда не сдавайся»». Имам Рустами (ученый мазхаба Абу Ханифа) говорит, что этот хадис говорит о том, что раб должен просить у Аллаха все, в чем нуждается в крупных вещах и по мелочам.

 

Хадис от Джабир ибн Сулей: «Однажды Джабир ибн Сулей обратился к Посланнику Аллаха, салаллаху алейхи уасалям: «Ты посланник Аллаха?». Пророк, салаллаху алейхи уасалям, отвечал: «Да, я посланник Аллаха, Который спасает тебя в трудную минуту. Все в Его руках!»».

 

Хадис от Абдулла ибн Масхуда (Бухари, Муслим): «Однажды у Пророка, салаллаху алейхи уасалям, спросили: «О, Посланник Аллаха, какой самый великий грех?». Он, салаллаху алейхи уасалям, ответил: «Приобщать сотоварищей Аллаху, когда Он тебя сотворил!»».

 

Хадис от Абу Хурейры (Тирмизи): «Пророк, салаллаху алейхи уасалям, сказал: «Аллах гневается на тех, кто не просит Аллаха! (просто не делает дуга вообще)». Ученые ханафи говорят: «Что же будет с тем, кто просит не Аллаха, если Всевышний гневается на того, кто только не просит».

 

Ибн Абилькис аль Ханафи: «Аллах гневается, когда Его не просят. А сын Адама гневается – когда к нему обращаются с просьбой».

 

Хадис от Сальман аль Фарси (Сунане Абу Дауда): «Аллах стесняется раба, который просит Его, воздевая руки к Нему и не возвращает руки раба пустыми». Из этого хадиса мы понимаем, что никогда нельзя отчаиваться. Когда раб воздевает руки к Аллаху – Он его никогда не оставит без ответа и обязательно даст ему то, что он просит. Надо только оставаться искренним и терпеливым!

 

Хадис: «Дуга – это гибада».