Седьмой вид поклонения – хушу (смирение).
Существует такое понятие как аль-хузу – покорность, которое является неотъемлемой частью истинной надежы - раджа. Что такое аль-хузу? Аллах в Коране приказывает женам Пророка, салаллаху алейхи уасалям, не быть аль-хузу (покорными), когда к ним обращаются мужчины с вопросами, т.е. полностью отвечать на все их вопросы – ответы должны быть короткими, да или нет. Смысл этого запрета в том, что женщине не желательно разговаривать не с махром – если говорить, то только при вынужденной необходимости и очень коротко. Таким образом, обратное такому отношению – это и есть аль-хузу. Человек принадлежит Аллаху и его отношение к Аллаху должно быть аль-хузу! Человек – полностью покоряется Аллаху! Аль-хузу – это покорность Аллаху всем телом, всеми органами – подчинение всем приказам и запретам Аллаха.
Аль-хушу - это такая же покорность Аллаху как хузу, но только сердцем!
Аль-хушу и аль-хузу заполняют сердце человека и сподвигают его на полное подчинение Аллаху - на выполнение всего, что Аллах приказывает и оставление всего, что Аллах запрещает! Именно в этом заключается причина слов Аллаха в суре «аль-Ахзаб» (36): «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его посланник уже приняли решение».Т.е. человек не оставляет в своем сердце места своему мнению и выбору – все пространство отдано Аллаху – это и есть истинное аль-хушу!
Арабы описывают положение проигравшей птицы к победившей словом аль-хузу – что означает полную покорность.
Когда у человека в сердце появляется аль-хушу, ему все поклонение становится легче и он достигает высочайших пределов имана! Как говорит Аллах в суре «аль-Бакара» (45-46): «Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных, которые убеждены в том, что они встретятся со своим Господом и что они возвратятся к Нему».
Ибн Кайим: «Место аль-хушу – в сердце человека. А плоды хушу в теле человека». Т.е. по поклонению человека телом можно судить о наличии покорности в сердце.
И здесь, как и в любви к Аллаху, доказательством смирения, аль-хушу является беспрекословное подчинение Посланнику Аллаха, салаллаху алейхи уасалям. Об этом говорит Аллах в суре «Ниса» (65): «Но нет – клянусь Твоим Господом! – они не уверуют пока не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать стеснение в душе от твоего решения и не подчиняться полностью».
Все три перечисленных вида поклонения – рагба, рахба и хушу – являются делами сердца, т.е. поклонением, совершаемым сердцем.И это поклонение было присуще всем посланникам Аллаха. В доказательство этому шейх ат-Тамими приводит 90-ый аят суры «Анбийя» (Пророки):«Поистине, они устремлялись к благим делам и взывали к Нам с надеждой (рагба) и трепетом (рахба), и были они пред Нами смиренными (хушу)».