В начало
КРИТИКА РЕЧИ
В одной южно-немецкой деревенской церкви кандидаты теологии обычно читали свои пробные проповеди. Потом церковный служка объявлял, как прошла проповедь. И этот «глас народа» имел наготове три оценки. Если духовная речь удавалась, служка говорил: «Господь был милостив!» При посредственном результате служка отзывался: «Ведь был очень тяжелый текст!» Если же кандидат терпел полную неудачу, служка утешал его словами: «Но Вы так хорошо подобрали псалмы!»
Перед нами надежная форма передачи информации путем косвенного высказывания. Не сказано ничего – и, тем не менее, сказано все.
Мы даем себе отчет о действии нашей речи на слушателей. Мы просим друзей сделать критические замечания, разбираемся в причинах осечки. Никто не должен падать духом из-за первой неудачи. И у великих ораторов случались плохие старты.
Однако «неприятности такого рода возбуждают силы разума» (Буш).
Назовем главные критерии критики речи: объективность, ясность, наглядность, рациональность структуры, последовательность изложения, хорошее введение, повышение напряжения речи к ее окончанию, требуемая громкость, гибкое изменение темпа и соответствующее ситуации поведение оратора во время речи.
Опытный оратор постоянно оттачивает технику речи. Никакая речь не является хорошей настолько, чтобы ее нельзя было улучшить.
В начало
к содержанию << >> на следующую страницу
Вильгельму Торкелю,
Другу и коллеге
ЧАСТЬ II
ШКОЛА ДЕБАТОВ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
ГЛАВА 15. Речь в диалоге: дискуссия – дебаты
Основные вопросы
Формы проявления
ГЛАВА 16. Дискуссия и переговоры
Подготовка и подведение итогов
Диалектика, софистика, находчивость
Вы и ваш партнер: техника и тактика ведения переговоров
Вы включаетесь в дискуссию
Вам заключительное слово
ГЛАВА 17. Техника аргументации
Основные вопросы построения системы доказательств и планирования аргументации
Методы
Замечания с мест, реплики в ходе дебатов
Поединок журнала «Шпигель» с австрийским канцлером Зиновацем
Материал для упражнений. За и против: выходной для школьников по субботам; платные автотрассы
ГЛАВА 18. Указания к ведению дискуссии
Методические вопросы
К технике ведения дискуссии
«Лучшие из книг – те,
Что побуждают читателя дописать их»
(Вольтер)